|
Статьи и публикации об искусстве
Статьи современных авторов:
Ашбель Ек. "Графический дизайн
для музыкальной продукции"
Бумага ручной работы
Басе Александр. "Динамические картины".
Интерьвью с художником
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
Бусыгина Ек. "Понятие символа"
Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
Жуков Денис. "Кратко о печатной
графике"
Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
Мамедов М.-Т. "Носители информации"
Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
Меликли Тофик. "Рунические памятники
и культурная жизнь древних тюрков"
Паштов Герман. Статья о
выставке художника
Полетаева Елена. Интервью с художницей.
Стрелецкая Ол. Интервью
Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
Книги и публикации (для скачивания):
Алпатов М. В. О композиции картины
"Улочка" Вермеера Дельфтского
Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
Витрувий "Десять
книг об архитектуре" (pdf)
Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
Гумилев Н. "Письма из Парижа"
История визитных карточек
Кандинский В. "О духовном в искусстве"
Лесков Н. С. "О русской иконописи"
Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
Матисс Анри. "Заметки живописца"
Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)
Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека
". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать
для домашнего изучения.
100 номеров журнала "Художественная
галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.
-----------------------------------------------------------------------------
Бусыгина Екатерина "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
Первая треть XIX века характеризуется широким подъемом общественных движений, на все сферы жизни и деятельности большое влияние оказала Отечественная война 1812 года.
В искусстве господствует классический стиль, называемый в научной литературе, особенно в литературе начала XX века, русским ампиром. Строгость и патетичность классицизма дополняется после войны 1812 года русскими героическими мотивами, нация получает самосознание своей силы, гордости, значимости в истории. Конечно, в ту эпоху этому во многом способствует художник, которому государство поручает исполнять высокогражданственные произведения, направленные на прославление отечества и существующего строя правления.
Академия художеств является оплотом стиля классицизма и исторической живописи, которая расцвела пышным цветом в эту эпоху и дала искусству замечательные имена В.К. Шебуева, А.Е. Егорова, А.И. Иванова, Д.И. Иванова. Профессора Академии Художеств задают своим выпускникам темы из героического прошлого русского народа: «Дмитрий Донской на Куликовом поле», «Призвание князя Пожарского».
Несмотря на грандиозность замыслов и положительность идей, историческая живопись первой трети XIX века не принесла русскому искусству больших достижений. В разработке темы исторический живописец был скован требованиями официального правительственного заказа или условиями академической «программы», то есть картины, которая писалась с целью получения академического звания. Индивидуальность художника в этих произведениях отходила на второй план, подчиняясь требованиям нормативной эстетики. Но, тем не менее, именно в рамках канона, не в обход его и, не ломая его, большие мастера сумели выразить особенности своего миропонимания, найти свой собственный язык и отразить новые для своего времени эстетические идеалы. Поэтому творчество одного живописца как часть общей закономерности, как звено исторического развития культуры может дать многое для понимания искусства эпохи в целом.
Этапы творчества Василия Кузьмича Шебуева (1777-1855) можно проследить только по созданным им произведениям, биография художника не наполнена яркими событиями, он весь углублен в творчество и беззаветно служит ему. Творческое же наследие Шебуева многообразно и свидетельствует о широте интересов. Это не только живописные полотна и графические композиции на религиозные, мифологические и исторические сюжеты, но и портреты, гравюры. Он был также одним из немногих русских художников-монументалистов начала XIX столетия. Его росписи в Казанском и Исаакиевском соборах, в Екатерининском дворце Царского Села, в здании Академии художеств позволяют коснуться проблем монументально-декоративного искусства того времени.
Еще при жизни Шебуева появились исследования касательно его творчества, А.Н. Андреев писал: «Шебуев бесспорно принадлежит к великому семейству художников, трудам которых наиболее обязана русская школа своим направлением». Но уже во второй половине XIX века отношение к художнику резко изменилось, что было связано с отрицательной оценкой академического искусства в целом, сохранившейся и в начале XX века. Только в советскую эпоху искусствоведы серьезно подошли к проблеме изучения исторической живописи XIX века и творчеству академических мастеров.
Первая небольшая монография о Шебуеве была выпущена в 1949 году, впоследствии она вошла в сборник «Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина XIX века». Обзорные работы по русскому искусству не обходились без упоминания имени Шебуева, его краткой биографии и наиболее значительных произведений. О Шебуеве, а так же в общем об исторической и академической живописи пишут исследователи Н.Н. Коваленская («История русского искусства первой половины XIX века»), А.Н. Савинов, А.Ф. Коростин, А.А. Сидоров(«История русского искусства»). В 1982 году появляется монография В.А. Кругловой, которая ставит себе задачей, исследовать художественную и педагогическую деятельность Шебуева, основные тенденции его творчества.
Василий Кузьмич Шебуев родился в 1777 году в семье небогатого дворянина, смотрителя при кронштадских складах Адмиралтейской коллегии. В пятилетнем возрасте мальчик был отдан в Академию Художеств «на казенный счет» в 1782 году. В то время Академия Художеств воспитывала не просто художников, но достойных людей, которые будут служить на благо отечеству и будут верны короне. Вера в искусство как средство воспитания гражданских идеалов была широко распространена в русском обществе конца XVIII века.
Ко времени поступления Шебуева в Академию Художеств в 1782 году она располагалась в новом прекрасном здании на берегу Невы, построенном по проекту А.Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота, и была оснащена лучшими художественными пособиями. Ее основатель и первый президент И.И. Шувалов в свое время подарил Академии прекрасную коллекцию картин, эстампов, библиотеку, а так же прислал из Италии шестьдесят ящиков «форм, снятых с образцовых произведений ваятелей древности, в том числе гигантские статуи Геркулеса и Флоры», которые по сей день украшают фасад здания. Картины итальянских, фламандских и французских мастеров висели в классах в качестве оригиналов, собрание эстампов и подлинных рисунков служили ученикам образцами.
К 1770-м годам сложилась академическая система обучения, дававшая ученикам помимо необходимого свода профессиональных знаний и навыков широкое общее образование. Ученики делились на пять «возрастов», пребывание в каждом из них продолжалось три года. Первые три «возраста» были школой рисования и копирования «оригиналов», далее – рисование с гипсов и последний курс – рисование живой модели. Академические учителя проповедовали идеал абсолютной красоты, которая виделась по закону классицизма в античности. С одной стороны привитие ученикам вкусов к античной изящности и красоте было полезно и развивало эстетические вкусы. А с другой - юные художники воспитывались на шаблонах, отойти от которых они в последствии уже не могли, и лишь самые талантливые находили свой тон в искусстве и реализовывали себя вопреки жестким рамкам образования Академии и требованиям классицизма.
Шебуев был успешен в рисунке и композиции. Еще в 1797 году, в годы окончания Академии, Шебуев обратил на себя внимание картиной «Смерть Ипполита», сюжет которой заимствован из трагедии Расина «Федра». Картина не сохранилась; находящийся в Третьяковской галерее эскиз сепией на эту тему отличается драматическими контрастами светотени, бурным движением персонажей. Этот эскиз напоминает смелые и динамичные композиционные рисунки молодого Кипренского, созданные несколькими годами позднее.
Многие рисунки Шебуева конца XVIII – первого десятилетия XIX века доказывают его блестящее дарование именно в этой области. Великолепные этюды с натурщиков иногда самым непосредственным образом использовались им для композиций. Так, этюд натурщика, опирающегося на левое колено, целиком повторен художником в композиционном рисунке «Полифем». Динамичный стиль некоторых рисунков художника быстро уступает место классической ясности и успокоенности. Характерной для новой манеры является сепия «Возвращение блудного сына». Композиция этого рисунка по своей скульптурной четкости напоминает барельеф: образы имеют обобщенно-монументальный характер.
19 декабря 1979 года Шебуев получает золотую медаль за композицию «Ной по выходе из ковчега приносит жертву Богу», и как лучший вместе с другими талантливыми товарищами становится пенсионером Академии с правом поездки за границу. Летом 1803 года Шебуев, Егоров, Варнек, Уткин, Демут и Дудин направляются в Италию.
В Италии Шебуев настойчиво занимается композицией, продолжая постигать ее законы, подсказанные изучением классического искусства Италии. Об этом свидетельствуют две работы – «Крещение Руси» и «Христос перед Пилатом», выполненные пером и кистью в сочетании со свободным карандашным рисунком.
В конце пенсионерства Шебуев выполнил довольно необычное произведение, в котором сочетались черты бытового жанра и портрета – «Гадание. Автопортрет с гадалкой». Художник изобразил себя в костюме XVII столетия в позе, напоминающей позы аристократических персонажей на портретах Ван Дейка, в романтический момент, когда гадалка предсказывает ему славу по возвращении на родину. Шебуев очень дорожил картиной, с которой у него были связаны воспоминания молодости, и впоследствии отказался ее продать. Картина окончена не была.
В 1806 году срок пенсионерства закончился, и Совет Академии срочно отозвал художников из Рима, теперь они требовались в связи со строительством Казанского собора.
Строительство и оформление Казанского собора велось в обстановке необычайного патриотического подъема всего русского народа, вызванного войной с Наполеоном. По рекомендации А.С. Строганова все работы в Казанском соборе проводились мастерами Академии Художеств, которая сосредоточила там главные силы, живописным убранством собора занимались художники: Г.И. Угрюмов, В.Л. Боровиковский, В.К. Шебуев, А.Е. Егоров, А.И. Иванов, О.А. Кипренский, К.П. Брюллов.
В 1807 году Шебуев выполнил для собора эскиз «Вознесение Богоматери». За эскиз маслом художник получил звание академика исторической живописи, и почти одновременно его назначают на должность адъюнкт-профессора по классу исторической живописи.
В куполе Шебуев исполнил плафон «Коронование Богоматери», погибший в 1814 году при отбитии штукатурки. Изображение трех святителей «Василий Великий», «Григорий Богослов» и «Иоанн Златоуст» сохранились до наших дней, они помещались в нишах юго-восточного, северо-восточного и северо-западного пилонов Казанского собора. Современники давали полотнам высокую оценку, особенно знаменито было изображение «Василия Великого», которое неоднократно гравировалось.
1 сентября 1812 года Шебуев был баллотирован большинством голосов в профессоры. В это время Шебуев – признанный мастер, картины которого получили широкую известность. Он вступает в период творческой зрелости. Впереди плодотворная педагогическая работа, множество заказов.
Патриотический подъем, охвативший все русское общество в годы борьбы с Наполеоном, в известной степени определил и идейно-художественную направленность Академии в те годы. Интерес ко всему русскому, национальному вызвал к жизни смелые по своим исканиям произведения в искусстве академических мастеров. Шебуев в этот период выполнил несколько композиций на темы русской истории: «Избрание на царство Михаила Федоровича Романова», «Подвиг купца Иголкина», «Князь Пожарский», «Петр Великий при Пруте», серию «Заключение Кучук-кайнаджикского мира» и два больших рисунка, посвященных сражениям Отечественной войны 1812 года: «Поражение Вандамма» и «Поражение корпуса маршала Даву». До нашего времени сохранились два первых произведения и обе баталии.
В 1811 году Шебуев создал эскиз на тему «Подвиг купца Иголкина», убившего во время Северной войны, находясь в плену, двух шведских часовых за оскорбление России и Петра Первого. «Неужели не будет создан памятник этому седовласому герою», - заявил Шебуев и приступил к сложной, длительной работе над картиной «Подвиг Иголкина», законченной лишь в 1839 году (ГРМ). Характерно для эпохи то, что Шебуев изучал этнографические источники, стремясь и в деталях соблюсти колорит времени. В картине сделана попытка правдивого воссоздания места действия; шведы у Шебуева одеты в исторически верные мундиры, Иголкин, благообразный старец с окладистой бородой, - в русскую рубаху. В целом, однако, картину нельзя считать удачной. Преувеличенная патетика жестов шведских солдат, неопределенность характеристики Иголкина мешают ей быть убедительной. Стремление художника к конкретности исторического содержания созвучны аналогичным исканиям более молодых мастеров исторической картины, принадлежавших к поколению, чья деятельность протекала в 30-х – 40-х годах XIX столетия.
С 20-х годов XIX века Шебуев занимается эскизами росписи для Академии Художеств, а так же создает проект росписи большого плафона Воскресенской церкви Екатерининского дворца в Царском Селе. Это была первая крупная самостоятельная работа художника в области монументально-декоративной живописи. Живописный плафон должен был создать иллюзию небесного свода. Центральная часть – «Вознесение Христа» - образует так называемое зеркало иллюзорного свода, а на четырех остальных написано архитектурное обрамление. Это характерный прием декораторов XVIII века: перспективная кайма, окружающая «зеркало», благодаря низкому горизонту, более или менее совпадающему с горизонтом зрителя, стоящего в зале, создавала иллюзию продолжения стены и как бы прорывала плоскость потолка, увлекая взгляд в синее небо, раскрывающиеся в центре плафона.
По окончании работы над плафоном в 1921 году Шебуев получает должность «придворного живописца с определением к Эрмитажу», которую ему исходатайствовал новый президент Академии Художеств А.Н. Оленин. Оленин занимался реформированием образования в Академии, он задумал создать учебники для воспитанников, особенно нужен был учебник по анатомии. Президент обратился к преподавателям Академии с просьбой составить правила рисования и анатомии человека. Узнав, что еще в Италии Шебуев занимался в анатомических театрах, Оленин предложил ему выполнить по своим зарисовкам гравюры. Анатомические рисунки Шебуева, а также рисунки с классических статуй легли в основу «Полного курса правил рисования и анатомии для питомцев Императорской Академии художеств», который Шебуев в основном закончил к 1822 году. Но издан учебник был лишь в 1831 году и получил другое название: «Антропометрия или размеры тела человеческого с образцовых произведений древних и с натуры для учащихся подражательным искусствам», причем самая важная часть пособия, содержащая практическую анатомию для художников, была отброшена, и труд получил другую направленность.
С 1830 года Шебуев стал исполнять обязанности ректора живописи и инспектора классов, а также заменял А.А. Оленина и вице-президента Академии Ф.П. Толстого во время их длительного отсутствия. Кроме того, Шебуев осматривал барельефы для театра, руководил реставрационными работами в иконостасе Петропавловского собора, следил за копированием портретов из коллекции графа Шереметьева для Гатчинской портретной галереи и прочее. И не смотря на такую большую занятость, Шебуев в эти годы создает свои наиболее замечательные произведения: «Торжество на Олимпе» - роспись купола конференц-зала в здании Академии Художеств, «Наводнение 7 ноября 1824 года» (произведение утрачено), группу портретов, в том числе «Портрет Швыкина», и много сил отдает педагогической деятельности.
В 1844 году заслуженному ректору Академии художеств Шебуеву было предложено наблюдать в Исаакиевском соборе «за производством живописи как на стенах, так и в иконостасе, для достижения в оной совершенства и общности колорита». Собор представляет собой собрание монументальной живописи: более ста пятидесяти произведений академических художников, выполненных в 1845 – 1858 годах, покрывают стены, своды, подкупольные столбы. Здесь работали мастера разных поколений: Н.М. Алексеев, П.В. Басин, А.Т. Марков, П.М. Шамшин, Т.А. Нефф, Ф.С. Завьялов, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов и другие. Иконопись Исаакиевского собора явилась завершающим звеном эволюции этого рода живописи первой половины XIX века. Холодная рассудочность и официальная условность изображения, схематизм и закостенелость композиционных приемов сочетаются с повышенной экзальтацией и мистицизмом образов. Все это свидетельствует об упадке академизма, пути которого окончательно разошлись с передовым русским искусством.
Для собора Шебуев исполнил роспись «Воскрешение сына вдовы Наинской» в 1849 году. Замечательны подготовительные работы Шебуева для росписей, которые ныне хранятся в Русском музее. Графические и живописные произведения художника 1830 – 1840-х годов свидетельствуют о том, что он искал новые выразительные средства, новый язык и, отступая от стилистической строгости классицизма, сделал шаг в сторону реалистических исканий, нарастающих в искусстве того времени.
16 апреля 1848 года Академия художеств торжественно отметила пятидесятилетний юбилей творческой и педагогической деятельности Шебуева. Профессора и почетные члены Академии преподнесли юбиляру золотую вазу с надписью: «Василию Кузьмичу Шебуеву в память полувековой пользы, принесенной художествам в России». Николай I, лично поздравивший Шебуева с юбилеем, пожаловал ему золотую табакерку, украшенную бриллиантовым шифром. Н.В. Кукольник прочел свое новое сочинение «Русская школа живописи», посвященное Шебуеву, а А.Н. Струговщиков подарил ему свой перевод драмы Гете «Земная жизнь, или Апофеоз художника».
Умер Шебуев после кратковременной болезни 17 июня 1855 года у себя дома. Похоронен на Смоленском кладбище, где на его могиле Академия, по предложению К. Тона, воздвигла скромный памятник в виде сломанной колонны, символа прерванной жизни.
© Бусыгина Екатерина, 2003.
наверх
|