|
Статьи и публикации об искусстве
Статьи современных авторов:
Ашбель Ек. "Графический дизайн
для музыкальной продукции"
Бумага ручной работы
Басе Александр. "Динамические картины".
Интерьвью с художником
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
Бусыгина Ек. "Понятие символа"
Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
Жуков Денис. "Кратко о печатной
графике"
Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
Мамедов М.-Т. "Носители информации"
Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
Меликли Тофик. "Рунические памятники
и культурная жизнь древних тюрков"
Паштов Герман. Статья о
выставке художника
Полетаева Елена. Интервью с художницей.
Стрелецкая Ол. Интервью
Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
Книги и публикации (для скачивания):
Алпатов М. В. О композиции картины
"Улочка" Вермеера Дельфтского
Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
Витрувий "Десять
книг об архитектуре" (pdf)
Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
Гумилев Н. "Письма из Парижа"
История визитных карточек
Кандинский В. "О духовном в искусстве"
Лесков Н. С. "О русской иконописи"
Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
Матисс Анри. "Заметки живописца"
Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)
Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека
". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать
для домашнего изучения.
100 номеров журнала "Художественная
галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.
-----------------------------------------------------------------------------
Мамедов Мир-Теймур. "Наш дом – наша Крепость". Серия статей о г.Баку
Об авторе статьи >>
«Не говори много о себе – пусть лучше многие говорят о тебе» - прекрасные слова ( Аталар сюзц ). Они как нельзя лучше подходят к истории нашего дома – нашей Крепости (Баку начинался с Крепости), к прошлому нашего Азербайджана. Как много авторов из разных стран и разных времен доносят до нас свои впечатления об этом удивительном крае, об этой благословенной земле.
Л.С. Бретаницкий – человек, посвятивший свою жизнь изучению Переднего Востока и, в частности, культуры, быта, искусства Азербайджана, писал, основываясь только на фактическом материале о заселении Апшерона 35-40 тысяч лет (Л.С. Бретаницкий, «Баку», Л. Искусство, 1965 г., стр. 68). Прошло около 40 лет, а его изыскания и мнения актуальны сегодня как никогда. Многочисленные археологические находки, как в самой Крепости, так и вокруг Баку (Апшерон, Сумгаит, Маразы, Гобустан) в радиусе до 100 км доказывают, что это была довольно оживленная территория, освоенная еще в глубокой древности.
«…Наскальные изображения лова рыбы (белуги) сетями (выделено мной) в Гобустане, наличие костных останков рыб (белуги и осетровых) и тюленей в слоях мезолита Гобустана датируются 9-10 тысячелетиями до нашей эры и являются бесспорным свидетельством наиболее раннего развитого морского помысла для всей территории Кавказа. (Гаджиев Д.Б., Рустамов Д.Н. «Рисунки рыб в наскальных изображениях Гобустана», Баку, 1987 г., стр 35-44). Флиндерс Петри, исследователь Египта, ученый с мировым именем, признанный специалист - египтолог (таких ученых раз-два и обчелся!), изучая древнейшие тексты «Книги Мертвых» (это своего рода древняя энциклопедия конца 3 тысячелетия до нашей эры), находит в ней упоминание о Баку, о его расположении, о его названии (Бакщау) и приводит убедительные доводы о тождестве названия Баку (Бакщау) современному нашему дому – нашей Крепости. А это мнение человека, который всей своей жизнью, своими трудами, открытиями сказал свое веское слово в науке о древнейшей цивилизации.
Труды другой известной личности, которые дошли до нас, до современников, и которые также ценятся за свою информативность, несут сведения о Баку, о Бакинском побережье. Византийский автор первой половины 5 века Приск Панийский отмечал в своем труде Баку, что доказывает неординарность этого места, его значение для Византии на рубеже 4-5 веков нашей эры.
И если я упомянул этот период времени, то, как нельзя, кстати, следует привести слова Сары-ханум Ашурбейли: «К наиболее значительным сооружениям рассматриваемого времени принадлежат крепостные и «длинные» стены. Возведенные в связи с борьбой Сасанидского Ирана с кочевниками северного Прикаспия в период с 5 по 7 века, они входили в общую систему оборонной линии, идущей от Каспийского моря у Дербентского прохода в глубь страны. Имея общую длину до 120 км, «длинные» стены в наиболее ответственных местах были укреплены прямоугольными и круглыми различного размера башнями». (С.Ашурбейли, «История г. Баку», Баку, Азернешр, 1992 г. стр. 31.)
Два города на побережье Хазара (Каспий, Бакинское море, Большое Соленое Озеро – топонимика одного места) были ключевыми в прямом значении этого слова. Баку и Дербент очень много значили для всех завоевателей, стремящихся, прежде всего, захватить эти две крепости, такие важные с точки зрения военной стратегии и тактики (в следующей статье я постараюсь осветить проблему защищенного города – Крепости в период военных действий, во время осады, тактику осажденных в Крепости, приемы внутригородского боя на основе изучения старых планов Крепости).
Известные ученые (Хондемир, Бретаницкий, Ашурбейли, и др.) не раз в своих трудах отмечают защищенность Крепости, три ряда крепостных стен Баку и Дербента. Изучая самые различные источники, пользуясь богатейшей коллекцией книг в Санкт-Петербургской библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина , я не встретил ни одного города в Западной Европе и в Китае, который был обнесен тремя рядами крепостных стен. Это наводило на определенные размышления…
Важность объекта (Баку - Крепость) - отсюда три ряда стен.
Необходимость привлечения большого количества рабочих рук – «длинные» стены до 120 км, объем производимых работ (основание стены 5-6 метров, верхняя часть до 3-4-х метров, высота до 10-15 метров, а высота башен до 20 метров).
Способы доставки пиленого камня или камня-скола на место стройки.
Количество занятых на каменоломне рабочих.
Количество экспедиторов и грузчиков.
Изготовление извести, как основного связующего раствора, ее количество, доставка и, наконец, приготовление цементирующего состава для кладки (известь в чистом виде применялась – существовали многие добавки для улучшения ее связующих свойств).
Количество подсобных материалов (песок, щебень, бут, дерево, мазут, нефть, керосин).
Организация руководства ходом строительных работ.
Количество вооруженных людей (охрана стройки, полицейские функции, и т.д.)
Организация питания и отдыха исполнителей в соответствии со «штатным расписанием» - иерархия соблюдалась жестко, на всех уровнях общения людей, занятых одним делом.
Количество вьючных животных и проблемы, связанные с их содержанием, использованием и лечением.
Количество людей, прикрепленных к животным.
Организация своего рода «лазаретов» и «медпунктов» для оказания помощи при травмах, отравлениях, и т.д.
Организация похоронной службы.
Непрерывность стройки, ее сроки.
Надо отметить, что стройка не проходила под безоблачным голубым небом, под щебетанье соловьев при аромате роз. Все было не так пасторально. Были набеги, а значит, надо было останавливать строительные работы и отражать атаки неприятеля. Были эпидемии, уносящие не одну сотню жизней, были другие тысячи причин, по которым стройка не могла, раз начавшись, закончиться в срок, определенный волей повелителя. На это были объективные и субъективные причины.
Такое отступление было сделано мной, чтобы показать всю трудность поставленной задачи строительство крепостной стены. А если их три ряда? Значит, и проблем в три раза больше!
Вот что пишет Л.С. Бретаницкий: «Баку был надежно защищен хорошо продуманной и по тому времени мощной системой фортификационных сооружений. Хондемир упоминает три ряда стен». (Стр.66).
Далее «система укреплений города не ограничивалась созданием замкнутого пояса оборонительных сооружений, лишь в немногих местах прорезанного хорошо защищенными воротами и переходами через ров, прикрытыми предмостными укреплениями. Спускаясь к морю, «крылья»» крепостных стен уходили довольно глубоко в Каспий, образуя стоянку кораблей, контролируемую городом и хорошо укрытую во время непогоды. Система уходящих в море городских стен повторяла, по сути, организацию гавани в Дербенте». (Л.С. Бретаницкий, «Баку», Л. Искусство, 1965 г., стр. 68).
Более подробно остановлюсь на морских фортификационных сооружениях, так как это очень важно для понимания роли Баку – портового города-крепости. Начну с главного, с характера Хазара. На протяжении многих тысячелетий Хазар «не довольствовался» постоянной береговой линией. Он то отступал на сотни метров от Девичьей Башни, то вдруг «одумавшись», наступал на Крепость, стремясь захватить ее и спрятать на дне, как Сабаильскую крепость, по сей день надежно укрытую волнами Каспия.
Послание из 15 века (1403 г.), отправленное Абд-ар-Рашидом Бакуви, и дошедшее до нас, гласит: «Море затопило в Баку много стенных башен и приблизилось к мечети» (речь идет о Джума-мечети, расположенной на улице имени Асафа Зейналлы, вблизи от Девичьей Башни), что доказывает своенравность Хазара, его непредсказуемый характер…
Строительство объектов на море сейчас, в 21 веке, сопряжено с большими затратами и проблемами. Это трудно делать на тихом озере, при нулевом волнении, но неизмеримо трудно и опасно производить такие работы на море с капризным характером, с его штормами при скорости ветра свыше 30 м/сек (на открытых пространства сила ветра еще больше).
Хазри (северный ветер) и Хазар , объединившись , могут разнести любое творение рук человеческих за считанные часы, не считаясь ни с какими супернавороченными технологиями (сверхпрочные стали, подводная сварка конструкций, компьютерный расчет инженерных сооружений, и т.д.).
Сопромат и теоретическая механика терпят позорное поражение, если разбушевались Хазри и Хазар , а для меня остается загадкой, как выстояла в этой многовековой борьбе Девичья Башня – прекрасный пример дела рук человеческих, не имеющая аналога в мире!
Но вернемся к другой загадке: к двум гидротехническим сооружениям, отходящим от Девичьей Башни далеко в море (около 500 метров каждый выступ-волнорез. Реконструкция этих волнорезов была бы прекрасным подарком будущим поколениям – может, за одно это, наши потомки многое простят нам за то, что мы «натворили» в Крепости и продолжаем «рукодельничать…»).
Итак, была поставлена задача: построить два вала, два выступа в море, в Хазар внедренные! Это трудно представить. Нелегко произвести все расчеты, исполнить хоть какие, но чертежи, и совсем невообразимо представить себе, что надо начать и закончить то, что задумано!
И все это надо было делать, считаясь с буйным нравом Хазара и силой Хазри .
Вот что пишет Абд-ар-Рашид (ал) Бакуви в 1403 году о Хазри : «Особенностью этого города является то, что ветер в нем дует и ночью и днем, так что иногда при сильном ветре невозможно (выделено мной) человеку идти против ветра…».
А человек пошел! Пошел против Хазара и Хазри и построил им наперекор Девичью Башню и два выступа, как две ее руки, протянутые к Сабаильской крепости…
Постройка столь грандиозных гидротехнических сооружений для того времени (когда они были возведены) сама по себе является примером, сравнимым разве что с египетскими пирамидами и другими чудесами света, широко известными во всем мире.
Эти и многие другие вопросы ставит перед нами Крепость. Пока вопросов больше, чем ответов.
Наш дом – наша Крепость напоминает мне дом, где осталось так много неизведанных уголков и ожидание встречи с тайной, которая скрыта до поры до времени от безразличных глаз. Дом, ждущий любви и терпеливого хозяина…
Наш дом – наша Крепость…
наверх
|