www.graphics.org.ru - на главную страницу
галерея
www.graphics.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею

      Краткий словарь
      терминов
:

      Акварель
      Акватинта
      Гравюра
      Граттаж
      Графика
      Гуашь
      Иллюстрация
      Каллиграфия
      Карикатура
      Ксилография
      Линогравюра
      Литография
      Лубок
      Монотипия
      Офорт
      Пастель
      Плакат
      Рисунок
      Эстамп







     

Статьи и публикации  об искусстве

Статьи современных авторов:

  • Ашбель Ек. "Графический дизайн для музыкальной продукции"
  • Бумага ручной работы
  • Басе Александр. "Динамические картины". Интерьвью с художником
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
  • Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
  • Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
  • Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
  • Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
  • Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
  • Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
  • Бусыгина Ек. "Понятие символа"
  • Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
  • Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
  • Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
  • Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
  • Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
  • Жуков Денис. "Кратко о печатной графике"
  • Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
  • Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
  • Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
  • Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
  • Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
  • Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
  • Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
  • Мамедов М.-Т. "Носители информации"
  • Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
  • Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
  • Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
  • Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
  • Меликли Тофик. "Рунические памятники и культурная жизнь древних тюрков"
  • Паштов Герман. Статья о выставке художника
  • Полетаева Елена. Интервью с художницей.
  • Стрелецкая Ол. Интервью
  • Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
  • Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
  • Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
  • Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
  • Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
  • Книги и публикации (для скачивания):

  • Алпатов М. В. О композиции картины "Улочка" Вермеера Дельфтского
  • Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
  • Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
  • Витрувий "Десять книг об архитектуре" (pdf)
  • Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
  • Гумилев Н. "Письма из Парижа"
  • История визитных карточек
  • Кандинский В. "О духовном в искусстве"
  • Лесков Н. С. "О русской иконописи"
  • Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
  • Матисс Анри. "Заметки живописца"
  • Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
  • Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
  • Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
  • Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)


  • Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека ". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать для домашнего изучения.
    100 номеров журнала "Художественная галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.



    -----------------------------------------------------------------------------


    Также смотрите раздел "Библиотека для художников" (книги для скачивания)

    -----------------------------------------------------------------------------


    Дмитрий Бодяев
    Тиражное рисование или немного об эстампе (часть первая)


    В связи с тем, что многие техники эстампа утрачивают свое прикладное значение, и потому выпадают из поля зрения общественности, часто даже творческой. И налицо, если сравнивать c двадцатым веком, особенно первой его половиной, некоторый упадок в этой сфере графического искусства; и с учетом того, что творческий потенциал эстампа далеко не исчерпан, я решил написать ряд статей, в которых вкратце освещу некоторые техники эстампа, точнее манеры офорта, в надежде таким образом привлечь к этим графическим техникам внимание творческих людей еще не знакомых с ними.

    Статья писалась для сайта, посвященного живому рисованию и уникальной (не тиражной) графике и потому в статьях освещены только те несколько манер, в которых, не смотря на всю технологичность, сохраняется живой авторский рисунок, без утраты его индивидуальных особенностей. Внешне работы, сделанные в этих манерах, очень напоминают рисунки, сделанные в не тиражных графических техниках, таких как тушь, перо, карандаш, уголь, акварель и некоторых других. Может возникнуть закономерный вопрос. Если эти техники так похожи на рисование обычными материалами, то зачем нужно их изучать? Дело в том, что работы, сделанные в этих манерах, только внешне похожи на другие техники рисования, а на самом деле являются совершенно самостоятельными, имеющими уникальные, присущие только им особенности, свое очарование. И еще это тиражные техники, можно напечатать несколько оттисков и даже тиражей, каждый напечатать по-новому, и каждый будет иметь статус самостоятельного произведения (наглядный пример, серия офортов «Капричос» Гойи, напечатанные Сальвадором Дали). И так, приступим.

    Общие моменты (в общих моментах будет даваться информация общая для всех или нескольких манер):
    Немного об офорте: это одна из техник, а если точнее, целый ряд техник, объединённых рядом общих принципов формирования изображения. Почти все они относятся к глубокой печати — это когда краска набивается в углубления, выгравированные на поверхности печатной формы (пластины). Как правило, печатная форма изготовляется из метала, чаще всего используются цинк, медь, или жесть. В настоящее время цинк достать затруднительно, хотя еще относительно недавно специально выпускались цинковые листы для офорта. Зато медь и жесть можно достать без труда, на металлобазах всегда можно купить жесть холоднокатаную 0.5 мм. Медь можно найти там же, либо на базах, где продаются строительные материалы, кровельная медь; рекомендую использовать листы толщиной не менее 1 мм. Медь и цинк дают очень четкий штрих, жесть более жирный бархатистый (хотя разница для человека не искушенного почти не заметна).

    Манера мягкий лак (срывной лак).

    Для этой манеры присуши зернистость (фактурность) штриха (как правило зависит от фактуры бумаги которая используется в процессе гравирования пластины) и похожесть на рисунок карандашом или мягкими материалами (уголь, сангина, сепия и т. п.).

    image
    О. Ренуар, «Сидящая купальщица», мягкий лак, в одно травление.

    Общие моменты:
    Прежде чем начинать гравировать пластину нужно её подготовить, а именно вырезать по размеру. Это можно сделать обычными ножницами по металлу; если есть возможность, то используйте для этих целей промышленные гильотины, также можно резать всевозможными лобзиками по металлу или болгарками (всякого инструмента сейчас в избытке), можно резать крючком, но по меди и жести это не всегда удобно и эффективно.

    После того как пластина отрезана, нужно зачистить ее от заусенец, делается это обычным напильником, все острые кромки зачищаются напильником пока они перестанут быть острыми (утратят свои колюще режущие способности, если не зачистит можно повредить бумагу на которую будете печатать и запорть оттиск, либо повредить оборудование, да и сами можете поранится). Если метал достаточно толстый больше 1 мм нужно снять фасеты, чтобы валы офортного станка могли свободно накатываться на пластину, то есть с одной стороны пластины, по всем ее граням нужно снять фаску под углом примерно 45 градусов, чтобы на нижней поверхности пластины она сходила на нет.

    После этого пластина шлифуется; верхняя сторона (на которой будет производится гравировка) обрабатывается абразивными материалами, удобнее всего использовать наждачную бумагу, от нулевки и мельче, у меня себя хорошо зарекомендовали бумаги с маркировками 800 и 1200. Шлифуется пластина равномерными движениями в одном направлении, до тех пор, пока не получится ровная однообразная поверхность нужной шероховатости. Можно также использовать для этого всякие механические приспособления; шлиф машины, болгарки, и другой подобный инструмент. Есть мнение, что пластину нужно обязательно шлифовать до зеркальной поверхности, но, на мой взгляд, это не всегда уместно. Дело в том что зеркальная поверхность позволяет при набивке пластины вытирать ее до полного отсутствия краски на некоторых участках, что в свою очередь дает чистый цвет бумаги на этих местах, но иногда работа не предусматривает сильных контрастов и предполагает сохранение некоторого общего тона, тогда, на мой взгляд, уместно сохранить некоторую шероховатость на поверхности пластины, краска будет задерживаться в шероховатостях и давать тон степень насыщенности которого будет зависеть от степени шероховатости (ест манеры где пластину специально офактурят, и строят изображения от степени зафактуренности, это такие как меццо-тинто, акватинта.)

    Если всё-таки решили шлифовать до зеркального блеска, то после самой мелкой наждачки, полируют пластину такими материалами как паста гой (продается в хозяйственных магазинах), окись хрома (это одна из масляных красок) обе имеют травянисто зеленый цвет. Состав наносится на предварительно смоченный уайтспиритом тампон из фетра, мелкого войлока, или мягкой замши, и круговыми движениями полируется.

    image
    Отшлифованная пластина

    image
    Хорошо видны фасеты

    После шлифовки пластина подготовлена.

    Дальше пластина грунтуется, в мягком лаке грунтовка пластины имеет некоторые характерные особенности.

    Лак в данной манере используется очень податливый для механического воздействия, потому рекомендуется прибегать к мерам особой осторожности при работе с данной пластиной, о чем будет сказано ниже.

    Лак для данной манеры можно купить в художественных салонах, в основном это импортные лаки, как правило, они имеют твердую консистенцию.

    Также лак можно изготовить самому, вот несколько рецептов:

    1) Асфальт (битум)------------------------1 весовая часть
    Воск---------------------------------------1 весовая часть
    Баранье сало (лучше курдючное, но за не именем другого можно использовать свиное) ------------------------------------------1 весовая часть

    2) Асфальт--------------------------------1 весовая часть
    Канифоль------------------------------1 весовая часть
    Воск ------------------------------------1 весовая часть
    Баранье сало---------------------------2 весовые части

    Варить мягкий лак рекомендуется на водяной бане, расплавляя измельченные составные части, с небольшим количеством скипидара, в той последовательности, которая дана в рецептах. До полного растворения, но не более 30 минут, регулярно помешивая деревянной палочкой. После того как лак сварился его выливают в большой объем воды (не рекомендуется выливать все содержимое емкости, в которой варился лак, лучше часть лака в котором остался всякий мусор, и осадок не смешивает с чистым).

    После чего из остывающей массы формируются колбаски или шарики и хоронятся в прохладном месте, можно обернуть пергаментной бумагой или калькой.

    Для того чтобы загрунтовать пластину нужно иметь несколько приспособлений, которые можно изготовить самому из подручных средств.

    Первое это стол для грунтования (печатная плита), это металлическая пластина лучше сталь, толщиной 3-5 мм, закрепленная на нескольких опорах (в крайнем случае, можно на кирпичи положить), таким образом, чтобы под ней помещалась, какой ни будь нагревательный прибор газовая горелка, электроплитка, и т. п.

    image
    Схема устройства нагревательного стола (печатной плиты)

    image
    Нагревательный стол (печатная плита)

    На этот стол кладется подготовленная и обезжиренная ацетоном или 646 растворителем, или чистым спиртом пластина, она должна нагреться до состояния, когда лак при соприкосновении с ней начинает плавится. Тогда расплавляем немного лака об пластину равномерно по всей пластине (просто широким движением нанести несколько полос равномерно по всей длине).

    image
    Лак наносится на пластину

    image
    Лак тампоном разгоняется по пластине

    После чего нужно тампоном разогнать лак по всей пластине как можно равномернее, и тонким слоем, чем тоньше и равномернее, тем лучше. Не стоит затягивать эту операцию пластина может перегреется, и лак подгорит и не будет равномерно ложится на пластину. Тут можно поэкспериментировать с температурным режимом.

    Тампон можно изготовить, заказав колодку в токарной мастерской (смотрите иллюстрации), все остальное не трудно сделать самому, я использовал строительный стиплер для натяжения и закрепления кожи. Но можете попробовать для начала тампонить тампоном без колодки просто большой объем ваты обернуть кожей, чтобы получился плотный шар и завязать сзади шнурком, для первых опытов вполне сгодится (хотя лучше все-таки сделать хороший качественный тампон).

    image
    Устройство тампона

    image
    Тампон, и два вида лака: фирменный и самодельный

    После чего снимаем пластину и даем ей остыть. Напоминаю, с этого момента касаться загрунтованной поверхности не рекомендуется.

    image
    Загрунтованная пластина

    Пластина загрунтована, переходим к гравированию.

    Удобно гравировать пластину, поместив её в планшет для рисования, то есть, берём планшет, на который обычно натягиваем ватман для рисования, переворачиваем его бортами вверх, помещаем пластину внутрь и по середине, после чего прихватываем пластину по углам строительным степлером. Можно использовать специальный планшет такой же только с бортами со всех сторон тогда не царапается, скобами поверхность, на которой лежит планшет.

    image
    Пластина, закрепленная в планшете

    image
    Видно как скоба держит пластину

    image
    Специальный планшет, планки и сверху и снизу

    Сверху на пластину кладётся бумага (смотрите иллюстрацию) с переведенным контуром рисунка (контур лучше наметить цветом я использовал оранжевую капиллярную ручку). Закрепляется кнопками, хотя у меня очень хорошо себя зарекомендовал медицинский лейкопластырь на тряпичной основе. Бумага должна быть закреплена таким образом, чтобы плотно прилегать к пластине; постарайтесь максимально уменьшить расстояние между пластиной и бумагой.

    image

    Бумага натянутая поверх пластины
    Не забывайте, что все манипуляции надо делать очень осторожно, дабы не повредить грунт. И еще от края пластины до края изображения должно быть расстояние примерно 5 мм это фасета, она делается всегда кроме особых случаев обусловленных творческими замыслами автора, либо техническими, технологическими причинами, но это бывает редко, и мы не будем в этой статье рассматривать эти случаи.

    Бумага должна быть очень пластичной, и иметь легкую фактуру. Лучше всего себя зарекомендовала бумага под названием Агат выпускалась еще советской промышленностью, последнее время в продаже я ее не видел. Сейчас в салонах продается в картонных тубусах китайская рисовая бумага она вполне подходит.

    К лаку должна ложится самая фактурная из сторон листа. Еще делают так, кладут тонкую ткань (шелк) а сверху бумагу, достигают интересных эффектов.

    Дальше приступают к рисованию. Напоминаю, рисунок производится в зеркальном отображении, чтобы при печати он получился таким как задумывался.

    На борта планшета кладется, какая-нибудь планка, лучше из толстого оргстекла. На неё помещаете руку, вооружённую карандашом (делается это специально, чтобы рука не касалась пластины) и рисуете совершенно свободно, как по обычной бумаге.

    image
    Видно положение руки при рисовании

    image
    Пластина с откинутой после рисования бумагой; виден лак, прилипший к бумаге, и место, где он был сорван

    Чтобы не запутаться при рисовании в зеркальном отображении, можно перед собой поставить зеркало, под него положить эскиз, и рисовать, сверяясь с отражением в зеркале, а еще проще и удобнее на компьютере в любом графическом редакторе перевернуть изображение, и рисовать прямо с монитора, либо распечатать эскиз, и рисовать с него.

    Рисовать можно карандашами разной твердости и с разной заточкой. Чем тверже карандаш, тем более жёстким получится штрих. Я, когда нужен был особенно жесткий штрих, рисовал шариковой ручкой. Мягкий карандаш дает бархатистый штрих, если на жале карандаша есть площадка можно закрашивать большие площади равномерным тоном, или даже затирать пальцем, но это уже высший пилотаж.

    После того как вы отрисовали всю композицию, бумага снизу и с боков отлепливается от планшета, либо снимаются кнопки, сверху бумага остается закрепленной. Снимаем бумагу с формы (откидываем наверх), лак прилипший в процессе рисования к бумаге, таким образом, был сорван с пластины, по этому сорванному лаку смотрим, везде ли мы достаточно прорисовали (имеется в виду тональные отношения), если где-то нужно дорисовать, обратно натягиваем туже бумагу и дорисовываем где нужно. Таким образом, можно на данном этапе доводить рисунок до нужной кондиции. Но не забывайте, что стереть уже ничего не удастся, придётся всё начинать сначала.

    Далее, когда удовлетворены нарисованным, снимаем скобы с двух нижних углов, и осторожно достаем пластину из планшета.

    Теперь нам нужно все не защищенные лаком места, то есть обратную (тыльную) сторону и торцы пластины закрыть от травящего состава. Традиционно это делается битумным лаком, который можно купить в хозмаге в отделе лаки-краски. Все места, требующие защиты, прокрашиваются с помощью кисточки битумным лаком и выдерживаются до полного его высыхания. Я делал это следующим образом: из пластилина делались небольшие столбики и прикреплялись на уголках пластины в районе фасет, потом пластина переворачивалась, ставилась на эти столбики, и тогда с ней можно спокойно работать. Данный способ неудобен тем, что лак долго сохнет.

    Можно закрасить обратную сторону краской из баллончика. Он быстро сохнет, но торцы все ровно придется битумным лаком закрывать. Более универсальный способ для этой операции заклеить обратную сторону и торцы прозрачным скотчем только без складок, чтобы не подтекало.

    Теперь можно травить.

    Самый распространенный и популярный состав для травления это азотная кислота (продается на базах торгующих всевозможными строительными материалами) в продаже 40 или 50%ная кислота, ее разводят один к шести это самый универсальный состав. Только дышать этим не рекомендуется, спасает либо вытяжной шкаф, с хорошей вытяжкой, либо респиратор по мощнее. При составлении раствора рекомендуется наливать сначала воду, потом добавлять кислоту. Если кислота попала на части тела промыть их водой, магазинная кислота 40 и 50%ная не очень сильная если попала на тело, паниковать не стоит спокойно промойте под струей воды. Но не допускайте попадания кислоты в глаза. Используйте резиновые перчатки, обычные медицинские вполне подойдут. Если пролили кислоту, засыпьте лужу содой (ее, как и воду всегда надо иметь под рукой), или порошкообразным мелом, кислота погасится.

    Более экологично травить медным купоросом или хлорным железом, но интервалы травления увеличиваются во много раз.

    Травление производится следующим образом. Берётся ёмкость с плоским дном, пластиковая лучше всего, очень удобно использовать ванночки для фото дела.

    Наливается травящий состав, рядом ставится такая же емкость с водой, в него погружается пластина, и травится нужное время, при травлении в кислоте, время определяется очень просто, когда пластина равномерно покроется пузырьками, пластина извлекается из кислоты, промывается в воде. Таков способ гравировки в одно травление, есть способ в несколько травлений, который позволяет добиться большего тонального разнообразия, но о нем я расскажу когда, буду описывать манеру травленый штрих.

    Всё, пластина готова, можно смывать лак и печатать.

    image
    Законченная, готовая к печати пластина

    Если после печати, выясняется что какие то места не достаточно протравились (плохо печатаются), можно оставив в пластине краску после очередного оттиска ( не смывая ее), опять ее загрунтовать и вставив обратно в планшет (верхние скобы мы оставили на месте потому пластина ляжет на тоже место), закрепляем с низу стиплером, натягиваем старую бумагу (с верху мы оставили ее закрепленной и она ляжет на старое место) после чего дорисовываем нужные места, потом дотравливаем их и печатаем снова, так пока не доведем пластину до желаемого состояния.

    Как набивать пластину, и печатать даже без офортного станка будет рассказано в следующей статье.

    Все работы нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении.

    image
    В. М. Звонцов, «В Михайловском», Мягкий лак, в одно травление.

    image
    Бодяев Д. Ю. «Размышления о Кубани» лист №1, мягкий лак, в несколько травлений

    image
    Бодяев Д.Ю. «Размышления о Кубани» лист №2, мягкий лак, в несколько травлений, хорошо видна тональная разбивка по планам.

    image
    Фрагмент предыдущей работы, мягкий лак, в несколько травлений, хорошо видна фактура получившаяся при мягком штриховании на заднем плане, и жесткие рисующие штрихи по контуру пятна на переднем плане.

    image
    Бодяев Д. Ю. «Размышления о Кубани» лист №3, мягкий лак, в несколько травлений. Если присмотреться, видны оттиск от краев пластины фасеты, по нижнему краю. При оформлении работы в паспорту, считается хорошим тоном оставлять фасеты видимыми (не убирать под паспорту).

    image
    Бодяев Д. Ю. «Размышления о Кубани» лист №4, мягкий лак.

    В статье использованы материалы из книги В.М. Звонцова и В.И. Шистко «Офорт», издательство «Искусство», 1971г. Данную книгу я рекомендую всем интересующимся офортом, как великолепный справочник и методическое пособие.

    Дмитрий Бодяев.

    Любое копирование и перепечатка материалов этой статьи возможны только после личного согласования с автором с обязательным указанием ссылок на оригинальный источник.



    наверх

    Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.