|
Статьи и публикации об искусстве
Статьи современных авторов:
Ашбель Ек. "Графический дизайн
для музыкальной продукции"
Бумага ручной работы
Басе Александр. "Динамические картины".
Интерьвью с художником
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
Бусыгина Ек. "Понятие символа"
Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
Жуков Денис. "Кратко о печатной
графике"
Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
Мамедов М.-Т. "Носители информации"
Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
Меликли Тофик. "Рунические памятники
и культурная жизнь древних тюрков"
Паштов Герман. Статья о
выставке художника
Полетаева Елена. Интервью с художницей.
Стрелецкая Ол. Интервью
Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
Книги и публикации (для скачивания):
Алпатов М. В. О композиции картины
"Улочка" Вермеера Дельфтского
Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
Витрувий "Десять
книг об архитектуре" (pdf)
Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
Гумилев Н. "Письма из Парижа"
История визитных карточек
Кандинский В. "О духовном в искусстве"
Лесков Н. С. "О русской иконописи"
Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
Матисс Анри. "Заметки живописца"
Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)
Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека
". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать
для домашнего изучения.
100 номеров журнала "Художественная
галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.
-----------------------------------------------------------------------------
Мамедов Мир-Теймур. "Караван-сараи"
Об авторе статьи >>
Дом - как жилище человека, его семьи - понятие древнее. Чуть позже появилась необходимость принимать гостей в специально выделенных для этих целей помещениях. С развитием торговли, экономических связей возникла острая необходимость в строительстве гостевых домов, специально предназначенных для путников, торговцев, с помещениями для вьючных и тягловых животных. Так возникает институт каравансараев, ставший основой и образцом для постоялых дворов Евразии и Запада. Функции караван-сараев были многообразны. Первая обязанность была приютить, дать возможность отдыха путешественникам. Так что в основе такого разветвленного современного предпринимательства, каким является гостиничный бизнес, заложены принципы древних постоялых дворов Востока - как в архитектуре, так и в организации гостиничного дела.
Основные караван-сараи строились на расстоянии дневного перехода, что составляло отдаленность одного от другого 80-100 км. В составе каравана, кроме верблюдов, могли находиться и другие вьючные животные – мулы, ослы, лошади. Если караван состоял преимущественно из верблюдов, то такой караван именовался верблюжьим (деве - карваны). Отсюда и два названия: для смешанных - «карван», а для верблюжьих «деве – карваны».
Большей частью караваны охранялись. Существовало несколько систем охраны:
Постоянная охрана, принадлежащая лично главе каравана – «караванбаши». Она была постоянно при нем и сопровождала его караван до конечного пункта назначения. Оплату своего труда охрана получала в виде заранее оговоренной с хозяином суммы или как процент от платы владельца груза.
Охрана нанималась временно и только хозяином груза. Расчет производился в конечном пункте назначения.
Охрана нанималась совместно, т.е. по договоренности - сумма оплаты за охрану каравана и груза делилась между хозяином каравана и хозяином груза.
Охрана, как военизированное подразделение со своим командиром, сама нанималась (предлагала свои услуги) главе каравана или к хозяину груза.
Охрана каравана на пути следования (маршрут обязательно оговаривался) могла осуществляться раздельно: т.е. от первого караван-сарая до второго, от второго до третьего, и т.д. Здесь охранные функции брали на себя караван-сараи со своими военными отрядами.
В этом случае институт караван-сарая приобретал еще одно преимущество, выступая в роли не только гостевого дома, но, являясь по сути, объектом–гарантом на караванном пути. Сейчас трудно сказать, какое количество караван-сараев обладало функцией охранного предприятия вне своих стен, прежде всего потому, что на Востоке, а в Азербайджане в частности, устный договор, скрепленный процедурой «ударить по рукам» договаривающихся сторон, был равнозначен закону, который нельзя было нарушить. При заключении такой сделки чаще всего присутствовал третий – «шаид» (свидетель). Свидетелем мог быть человек, который был знаком обеим сторонам и не внушал подозрений. При заключении сделки могли присутствовать два, три и более « шаидов », но могло быть и так, что сделка заключалась «с глазу на глаз» - наедине, без свидетелей. В этом случае гарантом сделки выступала священная книга – Коран. Клятва именем Бога, Кораном и Пророком, являлась законным совершением обряда сделки (шэрт).
Только в Баку до XV века было 28 караван-сараев, от которых 9 осталось к 19 веку. В этих первых «гостиницах» размещалось более 200 лавок, торгующих самой разнообразной продукцией: от сельскохозяйственной и до изделий ручного труда. Каждый желающий мог отовариться разным товаром, не покидая стен караван-сарая. В караван-сарае заключались сделки как на малую партию товара, так и на крупную – оптовая купля – продажа.
Караван-сарай мог выполнять функции хранения товара до востребования, выступал посредником для отправки письменных или устных сообщений адресату на пройденном участке пути, т.е. назад по караванному пути или в другой караван-сарай на другой дороге.
Помимо функций чисто торговых, посреднических, почтовых, хранения имущества, предоставления вооруженной охраны для каравана, этот приют для странников выполнял важную роль клуба, источника и обмена информации, предоставлял услуги менял – т.е. обменных пунктов денег, что было немаловажно при интенсивном движении на караванных дорогах. Можно сказать, что весь Азербайджан с севера на юг и с востока на запад был испещрен караванными дорогами и, естественно, был насыщен караван-сараями, как на самих караванных путях, так и в центрах: городах, селах. Большое количество караван-сараев сосредоточивалось в крупных городах-крепостях: Баку, Дербент, Шемаха, Гянджа, Шамкир, Тауз, Шуша, Ханкенди, Нахичевань, Тебриз, Ардебиль, и др. В городских караван-сараях выделялись особые помещения для заключения финансово-экономических сделок. Иногда в городах караван-сараи на первом этаже имели лавки – ячейки, своего рода «растворы», которые сохранились в чуть видоизмененном виде в Ичери-шехер (Крепость). Они играли роль самостоятельных магазинов, торгующих на основе мелкооптовой продажи и в розницу. (Сегодня этот принцип реставрирован в некоторых кварталах Баку, а именно: в районе железнодорожного вокзала и чуть выше на Большой Завокзальной улице, ряд лавчонок по дороге на Шихово, ряд мелких магазинчиков на бывшей улице Фабрициуса, на проспекте Нефтяников, построенных как типичные караван-сараи в городе).
При караван-сараях существовал ряд ремесленников, труд которых был необходим для обслуживания каравана: кузнецы, мастера упряжи, кожаных ремней и седел, портные, мастера по ремонту и плетению новых мешков, корзин из камыша, ивы, соломки – «зембил тохуянлар». В некоторых караван-сараях был свой знахарь – «тюркю чары» и лекарь, совмещающий функции дантиста, уролога, хирурга, травматолога.
Археологические раскопки на территории старых караван-сараев обнаружили в некоторых из них отдельные комнаты для молитвы – «намаза», со всем необходимыми принадлежностями.
Караван-сараи XII – XIV веков, построенные на дорогах вне городских крепостных стен строились как маленькие оборонительные замки. С внешней стороны они имели один вход, который закрывался толстыми (до 8 см) деревянными створками ворот. Двери чаще всего были укреплены коваными железными полосами толщиной до 7 мм. Некоторые двери могли быть покрыты сплошь железными, медными или бронзовыми листами металла, что могли себе позволить только дорогие караван-сараи. В плане караван-сараи чаще всего простые – прямоугольные. В редких случаях планы бывают сложные, но это нетипично. Высота помещений до 4 метров (до вершины свода) внутри и до 6 метров снаружи. Глухую шестиметровую стену нападающим нельзя было взять с наскока, а если учесть, что крыша всех помещений была на одном уровне, то защитники такой маленькой крепости могли успешно противостоять значительным силам атакующих. По всему периметру стен караван-сарая был выстроен парапет высотой 70-90 см, который также помогал защитникам укрываться от стрел противника. Иногда караван-сарай имел одно 2-хэтажное здание, чаще всего над центральными воротами (Караван-сарай в Сангачалах, 1439-1440 гг.), чаще караван-сараи были одноэтажны. Встречаются и караван-сараи 2-х этажные и чаще они расположены в черте города, за крепостными стенами (караван-сараи в Ичери Шехер).
При строительстве караван-сараев применялся известняк – местный камень, так любимый мастерами Азербайджана. Это и не удивительно, так как известняк по своим качествам является прекрасным материалом как для грубых строительных работ (фундамент, закладка основных стен), так и для тонких, ювелирных работ резчиков по камню (облицовочные камни с рельефными орнаментальными рисунками, с надписями, с рисунками). Перечислять примеры, образцы высокого искусства резчиков по камню– устадов (даш устадлары) – тема отдельной книги - весь Ичери Шехер и Баку в целом насыщены образцами прекрасных работ на порталах дверей, проемах окон, карнизов, капителей, пилястров и несущих колонн, арок, ниш, сводов и фасадов зданий в целом.
Известняк прекрасно пилится вручную. Он пористый и поэтому хорошо «держит» раствор и крепко связывается между собой. Пористость известняка (а он может быть самым различным: от 2-3 до 10-15 мм) является хорошим свойством с точки зрения санитарно – гигиенических норм. Известно, что воздух плохой проводник тепла. В капсулах известняка огромное количество воздушных ячеек, что хорошо сохраняет тепло – комната не остывает, не теряет тепла очага и не пропускает холодный воздух извне. Известняк не пропитывается водой, так как не является монолитным материалом.
При возведении стен использовались два варианта кладки:
«Глухая» кладка – сплошь из камня-известняка, распиленого на определенные модули.
Бутовая кладка, внешняя и внутренняя стена из модульных элементов камня-известняка, а пространство между стенами заполнялось разным строительным материалом на растворе.
Для заполнения объема между двумя вертикалями стен в ход шло все: остатки пиленых камней, гравий, щебень, битый кирпич, речной или морской камень (базальт, гранит, и т.п.). По мере поднятия стен –внутренний объем заполнялся бутом: нестандартным строительным материалом. Толщина стен в этом случае могла достигать 2-х метров. Если стены воздвигались из стандартного пиленого камня, то толщина стен была в среднем около 1 метра.
В строительстве караван-сараев применялись и другие материалы – от мелких камней из вулканических пород (гранит, базальт, липарит, дацит, диорит, андезит, габбро), которых в достаточном количестве в руслах рек, до различных пород известняка, В горах Азербайджана насчитывается несколько тысяч малых рек, дно которых выстлано огромным количеством речного камня (чай-дашы) самых различных форм и веса.
Примерами использования в архитектуре жилых зданий речного камня могут служить многие города Азербайджана (Ахсу, Гянджа, Барда, Ханкенди, Шуша, Шеки, Закаталы, Шемаха и др.), но в Баку и на Апшероне речной камень почти не использовался.
По мере использования « чай-дашы» , накопления опыта работы с таким материалом, создавалась оригинальная школа мастеров. Если учесть, что речной камень очень прочен, так как состоит из магматической породы, то и работа с ним требовала специальных навыков и знаний об его особенностях.
Мастеров по обработке « чай-дашы» в ысшей квалификации именовали «чай-дашы устадлары». Они знали где, в каком месте, надо начать колоть огромный валун, где у этого «крепыша» слабое место, куда «уйдет» трещина. Наряду с малыми камнями употреблялись при кладке и такие колотые куски или пластины.
После возведения стен, помещения перекрывались либо деревянными балками, с последующим накатом глинопесчаной смеси, либо сводами из камня, а в более поздние времена (XIV – XVI века) перекрывались сводами из обожженного кирпича. Технология керамики была известна с древних времен, а глина была повсеместно в огромном количестве. Применение кирпича из обожженной глины при облицовке фасадов давало прекрасный декоративный эффект. Эффект усиливался, если применяли поливной, т.е. глазурованный кирпич 3-4 цветов (черный, бирюзовый, зеленый, желтый, белый, коричневый, фиолетовый, красный). Глазури окрашивались солями металлов, измельченными в порошок минералами. Чаще всего обожженный кирпич применялся в южных районах Азербайджана. Особый прочный раствор, который применялся при кладке, как связующий материал, назывался «хорасан». Он состоял из гажи, известкового раствора с примесью обожженного кирпича. Иногда в гажевой раствор добавляли древесный уголь. Известь добавлялась молотой, негашеной. Такой связующий раствор был очень пластичен, долго схватывался и был очень прочен после высыхания. Пластичность растворного теста была немаловажным фактором для сейсмоустойчивости строения. Современные лабораторные исследования такого раствора – гажи дали результаты, выходящие за пределы качества средних цементов. Известь подбирали жирную, песок - из горных рек. Такой песок был особенно чист. Если делалась подготовка к росписи стены, то к штукатурке добавлялась ячменная мука. Раствор, готовившийся на основе глины, назывался «мохра».
В сейсмически активных районах Азербайджана мастера применяли деревянные балки при кладке стен, чтобы увеличить сейсмостойкость здания, и этот прием именовался в народе «зялзяля куршагы» - пояс землетрясения. Такая обвязка здания была действенной мерой и широко применялась при строительстве зданий. Эти пояса – обвязки почти везде присутствуют в стенах старых зданий XVIII – XIX веков в Ичери Шехер, правда, количество таких старых домов уменьшается в Крепости с каждым годом.
Значение караван-сараев в период средневековья определяется уже их числом, так, в Тебризе их было около 200. Но уже в конце XIX – начале XX века караван-сараи стали терять свое историческое предназначение – на смену им пришли отдельно выстроенные доходные дома – гостиницы.
Предприимчивые азербайджанцы, имеющие свободный капитал, вкладывали деньги в строительство гостиниц с помпезными названиями - «Италия», «Метрополь», «Империал», «Националь», построенная в 1913 году (арх. И.К. Плошко) гостиница «Новая Европа». Но это уже другая история…
Фотографии караван-сарая
© Мир-Теймур Ибрагим Оглы Мамедов, 2006.
наверх
|