www.graphics.org.ru - на главную страницу
галерея
www.graphics.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею

      Краткий словарь
      терминов
:

      Акварель
      Акватинта
      Гравюра
      Граттаж
      Графика
      Гуашь
      Иллюстрация
      Каллиграфия
      Карикатура
      Ксилография
      Линогравюра
      Литография
      Лубок
      Монотипия
      Офорт
      Пастель
      Плакат
      Рисунок
      Эстамп







     

Статьи и публикации  об искусстве

Статьи современных авторов:

  • Ашбель Ек. "Графический дизайн для музыкальной продукции"
  • Бумага ручной работы
  • Басе Александр. "Динамические картины". Интерьвью с художником
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
  • Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
  • Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
  • Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
  • Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
  • Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
  • Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
  • Бусыгина Ек. "Понятие символа"
  • Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
  • Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
  • Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
  • Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
  • Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
  • Жуков Денис. "Кратко о печатной графике"
  • Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
  • Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
  • Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
  • Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
  • Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
  • Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
  • Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
  • Мамедов М.-Т. "Носители информации"
  • Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
  • Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
  • Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
  • Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
  • Меликли Тофик. "Рунические памятники и культурная жизнь древних тюрков"
  • Паштов Герман. Статья о выставке художника
  • Полетаева Елена. Интервью с художницей.
  • Стрелецкая Ол. Интервью
  • Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
  • Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
  • Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
  • Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
  • Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
  • Книги и публикации (для скачивания):

  • Алпатов М. В. О композиции картины "Улочка" Вермеера Дельфтского
  • Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
  • Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
  • Витрувий "Десять книг об архитектуре" (pdf)
  • Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
  • Гумилев Н. "Письма из Парижа"
  • История визитных карточек
  • Кандинский В. "О духовном в искусстве"
  • Лесков Н. С. "О русской иконописи"
  • Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
  • Матисс Анри. "Заметки живописца"
  • Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
  • Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
  • Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
  • Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)


  • Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека ". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать для домашнего изучения.
    100 номеров журнала "Художественная галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.



    -----------------------------------------------------------------------------

    Бусыгина Екатерина "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуре и искусстве"

    Один из величайших русских писателей, Николай Васильевич Гоголь, был кроме того замечательным русским критиком. Творческое наследие Гоголя велико и многообразно.

    Гоголь – критик и публицист, между тем многие его работы носят научный характер и предметом их исследования чаще является не литература, а история. Гоголь касается различных тем, фольклора, этнографии, географии, философии, искусствознания. Сложны работы писателя со стороны жанра, элементы художественности часто превышают в них ту степень, которая считалась уместной в статьях научного или даже литературно-критического профиля. Некоторые из них близки по жанру к произведениям художественным, одни – к лирическому монологу («Борис Годунов»), другие – к философской аллегории или «эмблеме» («Скульптура, живопись и музыка», «Жизнь»).

    Стремление к критической деятельности появилось у Гоголя еще в раннюю пору его творчества, в пору написания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1831). Вскоре после выхода в свет этой книги Гоголь занялся подготовкой сборника «Арабески», в который входили, наряду с художественными произведениями, статьи по вопросам искусства и литературы. На этом сборнике лежит печать некоторой двойственности оценок действительности. Одни статьи еще отражают романтические устремления Гоголя. В других он выступал уже убежденным поборником реализма и народности в искусстве и литературе, провозвестником и защитником самобытности искусства.

    О том, каким должен быть критик, и что за задачи преследует критика, Гоголь пишет в своей маленькой статье под названием «О том, что требуется от критики». Это даже не статья, а классное сочинение по теории словесности, которое Гоголь написал, учась в нежинской гимназии, и которое через 20 лет было опубликовано в журнале «Современник». Вот краткие положения этого сочинения: во-первых, критика должна быть беспристрастна. Во-вторых, строга, чтобы уметь дать верную оценку прекрасному. А также благопристойна, «чтобы ни одно выражение оскорбительное не вкралось, через то уменьшающее достоинство критики и заставляющее думать, что рецензентом водила какая-нибудь вражда, злоба, недоброжелательство. Следственно, отсутствие личности также необходимо для критики». И последнее, чем должен руководствоваться критик, это той пользой и добрым начинанием, которую он принесет своим сочинением. «Истинное желание добра должно одушевлять все его (критика – Е.С.) изыскания и разборы и быть всегда его неизменным водителем» . В дальнейшем Гоголь развивал эти мысли более широко, применяя их не только к критике, но к искусству, литературе и жизни вообще.

    Теоретические взгляды Гоголя и все его художественно-эстетической мироощущение складывалось под влиянием многих факторов. Уже в ранние годы, особенно в период ученичества в нежинской Гимназии высших наук (1821-1828) влияние украинской культуры, в том числе демократической, народной, «низовой», чрезвычайно тесно переплелось с воздействием культуры русской и западноевропейской. Формируя свой взгляд, оригинальный и самобытный, Гоголь черпал из многих источников различную информацию, по-своему ее перерабатывал, делая собственные выводы.

    Но если говорить об универсализме Гоголя, то приходится вспомнить прежде всего о тех тенденциях, которые проистекали из философских установок идеалистической, главным образом немецкой, диалектики.

    Когда в литературной науке возникла необходимость сопоставления Гоголя с широкими всевропейскими явлениями, то среди последних обычно избирался немецкий романтизм, а также классический идеализм, Гоголь разделял некоторые идеи Канта, Шеллинга, Гегеля и Окена.

    К середине 20-х годов XIX века в России наметилось довольно сильное умственное течение, которое, опираясь на опыт идеалистической немецкой диалектики, стремилось к выработке цельного философского учения. У истоков этого течения стояли Д.Веневитинов, А.Галич, продолжено оно было Н.Надеждиным, Н.Станкевичем, И.Киреевским. Было бы преувеличением зачислять Гоголя в круг представителей данного направления, но связи с ним у Гоголя несомненны, и они значительны и плодотворны.

    В заслугу Канту, Шеллингу, Гегелю и Окену Гоголь ставил то, что они разделяли и соединяли «в единство великую область мышления». Соединение «в единство» - главная тенденция исторических штудий и самого Гоголя, причем, помимо философского систематизма, а также свойственного романтикам духа универсальности, его подкрепляли в этой тенденции стремления ряда профессиональных историков.

    Одна из ранних статей Гоголя «Скульптура, живопись и музыка», размещенная в сборнике «Арабески», посвящена сравнения трех видов искусства. Она даже и по названию повторяет одну из работ Д.Веневитинова 1827 года. А еще раньще именно эти три вида искусства выделил для первоначального философского рассмотрения Шеллинг: «Итак, я буду прежде всего конструировать три основные формы изобразительного искусства – музыку, живопись и скульптуру – со всеми переходами одной формы в другую». (Ф.-В. Шеллинг. «Философия искусства»).

    Одна из главных тем в творчестве Гоголя – это христианство. Это даже не тема, но живая наполняемость всех его произведений, всегда он сверяет свои мысли с христианским учением, во всем сквозит его глубокая уверенность в чистоте христианского учения, в его истинности в последней инстанции. Это предает произведениям писателя романтичность, а также аскетичность с одной стороны, а с другой – моралистическое начало, некое учительство всегда и во всем. Сравнивая скульптуру, живопись и музыку, Гоголь не забывает упомянуть, что две последние замечательно послужили христианству и благодаря нему достигли небывалых высот. Тогда как скульптура слишком чувственна и «никогда возвышенные, стремительные мысли не могли улечься на ее мраморной сладострастной наружности» .

    Интересна оценка средневековья Гоголем в работе «О средних веках», которая помещена в сборнике «Арабески» вслед за предыдущей статьей. Писатель говорит, что все в Средневековье – это «поэзия и безотчетность». Пафосно восхваляет «юность» средних веков; все мрачное – инквизицию, костры, пытки; безумное – поклонение прекрасной даме, совершение немыслимых безрассудных подвигов; наивно-жестокое – крестовые походы; колоссальное – развитие наций, завоевания, богатство отдельных городов. И над всем этим миром правит папа, «он – могущественный обладатель этих молодых веков, он движет всеми силами их и, как громовержец, одним мановением своим правит их судьбою» .

    Гоголь говорил в своем маленьком сочинении на тему критики, что критик должен быть беспристрастным, строгим, а также безличностным. Но совершенно противоположный подход мы находим в самих критических статьях писателя. Они переполнены эмоциями, если не сказать, напыщенны, не смотря на всю красоту их слога. Это не язык современной критики, не сухая и конкретная речь журналиста, но романтическая баллада, свойственная восточному или западному средневековью. Хотя именно о средневековье автор и пишет, тем самым его язык становится особенно образным и притягательным, но излишне эмоциональным. Гоголь любит эпоху средних веков, словно тоскует о ее минувшей красоте, которую не понимают его современники. Современную ему классическую архитектуру считает скучной и восклицает в своей статье «Об архитектуре нынешнего времени» («Арабески»): «была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для всей Европы – и мы ее оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую» .

    Архитектура классицизма Гоголю не нравилась, никакое архитектурное строение этого стиля не вызвало у Гоголя не только восхищенной, но даже положительной оценки. «Всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, простую форму. Дома старались делать как можно более похожими один на другого; но они более были похожи на сараи или казармы, нежели на веселые жилища людей». То есть Гоголь подчеркивал утилитарность современной ему архитектуры, а он хотел видеть горение, свет, выраженный в самой архитектуре здания, как средневековый храм, здание которого «летело к небу; узкие окна, столпы, своды тянулись нескончаемо в вышину; узкие окна, столпы, своды тянулись нескончаемо в вышину; прозрачный, почти кружевной шпиц, как дым, сквозил над ними» . Современным храмостроительством писатель тоже не был доволен. Особенно обвинял зодчих в мелочном подражании античности и западному искусству, когда они не могут ухватить всей идеи, но хватаются лишь за частности. «Архитектор-творец должен иметь глубокое познание во всех родах зодчества. Он менее всего должен пренебрегать вкусом тех народов, которым мы в отношении художеств оказываем презрение. Он должен быть всеобъемлющ, изучить и вместить в себе все бесчисленные изменения их. Но самое главное – должен изучать все в идее, а не в мелочной наружной форме и частях. Но для того чтобы изучить в идее, нужно быть ему гением и поэтом» .

    В 1834 году была опубликована статья Гоголя о картине Брюллова «Последний день Помпеи». Гоголь восторгается этим произведением. Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее краски, свет, пластическую красоту в творении Брюллова. Утверждая, что живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение, придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова «полным, всемирным созданием». «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своею красотою» . В этом Гоголь видел главную идею картины. Содержание же статьи несравненно шире, так как Гоголь касается в ней общих вопросов живописи, весьма точно определяя ее состояние в 20-30-х годах XIX века. В первый раз в жизни принявшись за художественную критику, Гоголь обнаружил необыкновенное умение находить словесное выражение сложнейшим живописным впечатлениям. То, что написано Гоголем в статье о «Последнем дне Помпеи», по образности и по глубине проникновения не идет ни в какое сравнение с уровнем тогдашней художественной критики.

    Лично познакомиться с Брюлловым Гоголю довелось значительно позже, возможно в 1841 году. Брюллов был в зените своей славы. Однако Гоголь вряд ли сохранил тот юношеский восторг, которым пропитан его гимн картине Брюллова. Ряд бытовых обстоятельств должен быть принят во внимание. Так, в одном из писем Гоголь упоминает имя Брюллова в связи с крайне несимпатичной ему личностью Н.Кукольника, в компанию которого входил Брюллов. В Петербурге ходили слухи о моральной распущенности Брюллова. Вряд ли мог положительно отнестись Гоголь и к обширной деятельности Брюллова как светского портретиста, о чем всегда так отрицательно отзывался А.Иванов.

    Идея неразрывности эстетических взглядов и морального поведения художника, лежащая в основе эстетических взглядов Гоголя, не могла получить никакого подкрепления в том, что Гоголь мог тогда знать о Брюллове.

    Между тем все суждения об эстетике Гоголя покоятся только на его статье о знаменитой картине Брюллова и известном письме к Виельгорскому об Александре Иванове и потому, естественно, страдают не только ограниченностью, но порой и просто неверными выводами.

    На протяжении своей жизни в письмах, статьях и литературных произведениях Гоголь не раз возвращается к вопросу о значении искусства и цели творческой работы художника. По мнению Гоголя, искусство служит не для забавы, не является роскошью и украшением, а глубоко входит в человеческую жизнь, содействуя ее преобразованию и воспитывая людей.

    Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. В произведениях искусства Гоголь чувствует огромные силы, в них заключенные, силы правды или лжи, добра или зла. Правдивость есть органическое свойство, присущее подлинному художнику. Правда – это цель искусства.

    Когда художник окончил свою работу, произведение искусства вступает в жизнь, несет в мир заключенное внутри него содержание. Вот почему так велики обязательства художника перед народом, так велика ответственность за все то, что он вносит своими творениями в жизнь.


    © Бусыгина Екатерина, 2002.


    наверх

    Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.