|
Статьи и публикации об искусстве
Статьи современных авторов:
Ашбель Ек. "Графический дизайн
для музыкальной продукции"
Бумага ручной работы
Басе Александр. "Динамические картины".
Интерьвью с художником
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
Бусыгина Ек. "Понятие символа"
Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
Жуков Денис. "Кратко о печатной
графике"
Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
Мамедов М.-Т. "Носители информации"
Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
Меликли Тофик. "Рунические памятники
и культурная жизнь древних тюрков"
Паштов Герман. Статья о
выставке художника
Полетаева Елена. Интервью с художницей.
Стрелецкая Ол. Интервью
Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
Книги и публикации (для скачивания):
Алпатов М. В. О композиции картины
"Улочка" Вермеера Дельфтского
Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
Витрувий "Десять
книг об архитектуре" (pdf)
Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
Гумилев Н. "Письма из Парижа"
История визитных карточек
Кандинский В. "О духовном в искусстве"
Лесков Н. С. "О русской иконописи"
Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
Матисс Анри. "Заметки живописца"
Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)
Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека
". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать
для домашнего изучения.
100 номеров журнала "Художественная
галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.
-----------------------------------------------------------------------------
Мамедов Мир-Теймур. "Профессия - строитель"
Об авторе статьи >>
Первое, что приходит на ум, прочитав эту строку - известные по многочисленным изображениям сооружения древности вплоть до наших дней. Это пирамиды в долине Нила
в Египте, каменные дольмены в Шотландии, Вавилонская Башня, Колизей, Акрополь, Великая Китайская стена, Пизанская Башня, Эйфелева Башня и, наконец, Девичья Башня в Баку.
Список этот можно продолжать без конца, но цель не в этом. Я не собираюсь давать описание, реестр всего, что создал человек на протяжении тысячелетий. Постараюсь на некоторых примерах проследить путь развития одного из древнейших ремесел - ремесла искусного строителя. Сейчас это ремесло подразделяется на 2 крыла: архитектор и строитель, а в древние и средние века это был один человек, одно лицо, совмещающее в себе черты рисовальщика и прораба. К сожалению, имена многих мастеров безвозвратно канули в Вечность, за исключением тех случаев, когда строитель оставлял именную надпись, памятный камень - автограф на сооружении, тем самым как бы говоря: - Это построил Я, и Я отвечаю за это!
Как часто в современные дни не хватает такой ответственности у сегодняшних архитекторов, строителей, каменщиков! Наши предки строили на века, используя примитивные орудия труда, мы же строим сроком пользования на 10-20 лет, используя все достижения современной строительной техники. Видно, дело не в том, чем строишь, а главное - как. С каким желанием, с какой ответственностью работаешь в своем ремесле, а значит, как, насколько уважаешь себя, свой труд. Этические, нравственные принципы, заложенные в каждой профессии, в каждом ремесле, если они достаточно высокие, позволяют мастеру достичь удивительных результатов в своем труде. Это понимали древние, это доказали они всем тем, что мы видим, чему не перестаем удивляться.
Не случайно нравственные принципы были заложены в виде кодекса того или иного цеха, гильдии ремесленников. Член гильдии, нарушивший кодекс, изгонялся из цеха, лишался своего рода документа - лицензии, а в некоторых случаях подвергался изгнанию из города. Не позавидуешь такому горемыке - ибо участь его была тяжела и без надежды на реабилитацию в своем родном городе. Казалось бы сурово, негуманно, жестоко…
А может, именно это и было гуманно - так как оберегало многих от ошибок, от лени, от разгильдяйства одного? Может, это рационально, а значит, разумно? Ибо цена просчета одного была слишком дорогой для многих, ни в чем не повиных людей, доверивших свою безопасность, а в некоторых случаях и жизнь человеку, который представлял ремесло, профессию. Такие предписания, кодексы, своды правил и наставлений дошли до нас благодаря археологическим изысканиям, проводившихся в разное время в разных странах. Благодаря им мы так информированы о культуре и искусстве Востока и Запада. Систематичесий подход в деле изучения и распространения в дальнейшем результатов работы ученых дал фактический материал для более поздних авторов.
Но таким вниманием была обделена Страна Огней. Неослабный интерес, который вызывал Азербайджан, носил чаще всего несистемный и редкий характер. Если сравнить количество экспедиций, работавших с 17-го по 20 век включительно в Египте, Греции, Китае, Японии – количество книг и сообщений, которые издавались почти 300 лет и были посвящены одним и тем же странам – то сравнение будет не в нашу пользу. Отличительным признаком этих стран было то, что государство, правительство всячески старались, чтобы узнать о прошлом своей страны. Поэтому создавались льготные условия для иностранных экспедиций и частных лиц. Так, Шлиман открыл Трою, хотя не представлял собой официальную, государственную экспедицию. Это один пример лояльного отношения к труду археолога – одиночки, а таких примеров можно привести больше. Это говорит о заинтересованности государства узнать больше о прошлом своей страны, используя при этом любую возможность.
Это поняли и проводят в жизнь бывшие колониальные страны Азии и Африки. Наверное, не будет открытием, если я скажу, что без изучения прошлого, сохранения его, а главное - без пропаганды культуры и искусства во всех проявлениях не может идти речь о стране, которая устремлена в будущее. Без Прошлого нет Настоящего. Без Настоящего нет Будущего. Надо использовать любую возможность, чтобы изучать, пропагандировать наши древние ремесла, искусства, обычаи, легенды – одним словом все то, что вызывает по праву глубокий интерес к истории нашей страны. Тем более, что поле деятельности для энтузиастов широкое. Главное – осознать это как цель государства и желание достичь этой цели. Наши потомки будут только благодарны нам, если мы сохраним то немногое, что еще можно уберечь, как память наших предков.
Как послание из тьмы веков, каменная летопись нашего народа. Это остатки древних каравансараев, крепостные стены, башни самых различных форм и назначений, и многое-многое, что нам оставили наши предки великолепные мастера – устады.
Планомерное изучение древних и средневековых городов и архитектурных памятников Азербайджана началось после 1945 года. Были определены цели, поставлены задачи и выработана программа исследований. Эти экспедиции сыграли большую роль в изучении культуры Азербайджана, открыли несколько новых страниц из прошлого.
В 1963 году был издан капитальный труд «Архитектура Азербайджана с древнейших времен до XIX века» - коллективный труд М. Усейнова, Л. Бретаницкого, А. Саламзаде. Архитектура, археология, этнография дают возможность разрешить существенные вопросы застройки городов прошлого, установить взаимосвязь явлений материальной культуры. В результате удается раскрыть приемы древнего ремесла, истоки и путь развития.
Строительное искусство Азербайджана насчитывает тысячи лет. Это подтверждают фактические материалы по всей территории нашей страны.
Первым жилищем человека до нашей эры были естественные пещеры. Таковы Азыхская недалеко от реки Араз, в Кубатлы, Кельбаджары, Лачине, Маразы. Притом в Маразы пещеры выдолблены в мягком известняке и состоят из нескольких помещений. Над входом прорублено несколько отверстий, видимо, для наблюдения или дополнительной вентиляции при заваленном входе. В Гобустане хорошо сохранились места обитания пещерного типа. Важно отметить, что входы в них с юга или с юго-востока. В эпоху верхнего палеолита люди хорошо знали свойства огня. В эту эпоху впервые встречаются искусственные жилища на открытых местах, которые были, наверное, охотничьими лагерями. По форме эти жилища сооружены в виде конуса – шалаша. Сверху покрывали шкурами зверей. По периметру были навалены крупные камни, видимо, для укрепления остова и фиксации края шкур. Располагались в защищенных от ветра местах. В самом центре шалаша располагался очаг, обложенный камнями. Для выхода дыма вверху имелось отверстие. Это были древнейшие формы искусственного сооружения и были первым шагом к устройству жилища.
Еще точно не установлены те далекие времена, когда древний человек приспособился передвигать большие камни, примитивно их обрабатывать и возводить простейшие сооружения – устанавливать пограничные камни, камни-маяки, менгиры. Менгиры предназначались, видимо, для культовых целей. Встречаются дольмены – погребальные, мемориальные сооружения более сложного типа, с перекрытиями на опорах. Дольмены – это более поздний период, их стали возводить позже менгиров. Такой тип дольменов широко известен по всему миру как «Дольмены Стоунхеджа» - многотонные, грубоотесанные валуны из твердых пород камня. Существует много версий об их назначении, порой самые фантастические. Но время покажет, кто был прав, выдвигая ту или иную версию.…К этим мегалитам относятся и дольмены в районе Талышских гор, обнаруженные Жаном де Морганом, у селения Ходжалы - их подробно описал Я.И. Гуммель.
В период ранней бронзы жилые и хозяйственные постройки чаще круглой формы, хотя встречаются и прямоугольные в плане сооружения. Материал - сырцовый кирпич и глинобит. Этот материал применялся при строительстве Вавилона в 4500 г до нашей эры. Но он был недолговечен, боялся резких перепадов температуры, дождя, снега. Размокая – разрушался, что лишний раз подтверждают развалины Вавилона, состоящие из груд щебня и глины. Употребление необожженных сырцовых кирпичей в Месопотамии и Египте относится к самым отдаленным временам и всегда количественно преобладает в этих странах. Этот способ постройки распространился потом на Персию, Сирию и страны Средиземного моря. Взаимная связь сырцовых кирпичей достигалась употреблением глинистого ила, а в Месопотамии иногда и смолы; кроме того, стены скреплялись продольными деревянными брусьями. Материалом для обделки отверстий в постройках из сырцовых кирпичей, как и для приготовления стоек и колонн, долгое время оставалось дерево, в позднейшее время замененное камнем. В принципе, почти без изменений также готовят сырцовый кирпич в районах Азербайджана. Роют яму в земле, заполняют водой и забрасывают в нее куски сухой глины. После размачивания глину месят ногами, добавляя солому. Потом набивают в деревянные формы. После извлечения подвяленный кирпич высушивается на солнце. Вполне естественно, что говорить о долговечности такого строительного материала не приходится. Сейчас он идет в основном на второстепенные постройки иногда временного характера, как хлев, ограждения, перегородки и т.д. хотя в некоторых районах и встречаются жилые дома, построенные из сырцового кирпича. Размеры таких кирпичей колеблются в пределах 10х12х36, 15х20х30 см. В виде связующего раствора применяют смесь жидкой глины с соломой.
Интересными сооружениями являются циклопические постройки в Нахичевани и в нагорьях Малого Кавказа, относящиеся к 2000 г до нашей эры. Они сооружены из каменных глыб, хорошо пригнанных друг к другу, без раствора. В крепости Башнорашен черные камни кладки тщательно отполированы, что является довольно редким приемом обработки поверхности в то время. Большинство таких построек могли служить защитой для людей и загоняемого внутрь скота. Не исключено, что некоторые из них являются культовыми или чисто крепостными сооружениями. Некоторые из них имеют возраст 7000 лет до нашей эры. Среди них встречаются колонны, стены с гравированными рисунками людей, сцен охоты и различных животных.
В Индии найден алтарь огня – своеобразное сооружение на ступенчатом стилобате. Это единственный известный вид культового сооружения. В Азербайджане алтарь огня найден в с. Говуран Ленкорани. Другие постройки времен Ахеменидов (1558-330 гг до н.э.) несут на себе отпечаток дворцового стиля. В гробницах, обнаруженных рядом с Гянджой, найдены римские монеты с датой 1000 лет до нашей эры. Отмечу, что здесь сырцовые кирпичи иного размера: 12х40х40, 15х40х40 см охристого и серого цвета с добавкой в массу соломы.
Позже, в эпоху железа, большое распространение получили «карадамы». Конструкция довольно простая: на опорные столбы ставится перекрытие, образующее ступенчатый свод с отверстием вверху для освещения и выхода дыма. Поверх перекрытия укладывали сплошной настил из дощатой опалубки или камыша. Затем шла земляная насыпь с утрамбовкой. Карадамы, в основном, врезались в склоны местности и в них сохранились еще грунтовые стены и пол.
В период с IV по VIII век возникают города Дербент, Шемаха, Оренкала, Кабала, Халхал, Нахичевань, Шеки, Шамкир, Гянджа и ряд других более мелких городов. С V века крупнейшим городом Сасанидского Азербайджана является Барда. Ее значение велико, т.к. она стоит на караванном пути в Грузию, Армению и в славянские земли.
В этот период строились мощные башни, укрепленные города – крепости. Период с IV по VIII век ознаменовался ростом самых различных ремесел в связи с появлением новых материалов, как шелка, керамики, стекла, изделий из металла и новых методов их обработки – все это способствовало росту ремесленных цехов, развитием навыков и опыта.
Усложняются типы построек, возникает необходимость в мастерах-профессионалах. V - VII века отмечены строительством длинных оборонных стен, типа Великой Китайской Стены. Самая длинная была в 120 км и укреплена в наиболее ответственных местах башнями, круглыми и квадратными, с толщиной стен до 10 метров. Таковы остатки крепостных стен у реки Гильгильчай и у горы Бешбармак. Крепость у горы Бешбармак сложена из керамических кирпичей. В городах строятся водохранилища (овданы), водопроводы и канализация с применением обожженной глины – керамики. Вообще керамика занимает ведущее место среди ремесел, так как область ее применения очень широка и спрос велик.
Мастера самых разных ремесел приглашаются в другие страны. В яркой поэтической форме великий Низами описывает судьбу «устада» - зодчего экстра-класса Симнара, убитого заказчиком после завершения стройки, дабы не была повторена эта красота для других. Такая жестокость была в ходу не только у нас в Азербайджане, но и в западно - европейских странах. Там, вплоть до 18 века, ученые, алхимики и другие выдающиеся мастера своего дела кончали свои дни в темницах высокопоставленных и коронованных особ. Такова была смерть Германа Зегера в 1893 году в Германии. Этот ученый, так много сделавший в керамике, разработавший научный подход в этом древнем искусстве, человек, который ввел новые формулы глазури – он умер, так и не увидев свободу в каменном «золотом» мешке. И таких, как Зегер, Симнар, были десятки. Секреты их мастерства, опыт были причиной их несчастий. Почти все могущественные владыки не жалели средств для подкупа, шантажа в достижении своей цели – заполучить « устада ». Достигнув вершин мастерства в своем ремесле – мастер опасался за свою жизнь и стремился приобрести влиятельного патрона. Так происходило и в 14-16 веках, объединенных общим названием как эпоха Возрождения. Та самая эпоха, которая дала миру великих философов – гуманистов.
История в этом постоянна. Наряду с взлетами человеческой мысли, ума и рук, мирно существовал и другой, теневой мир. Мир, где убивали, крали, переманивали превосходных мастеров. Мир, где любые грязные приемы для достижения цели были оправданы и считались естественными для « рыцарей плаща и кинжала ».
Утверждение новой религии – ислама, существенно изменившей мировоззрение общества, определило новое направление во всех сферах человеческой деятельности. Наше представление о памятниках периода 9-11 веков чаще всего опирается на описания средневековых историков, географов, путешественников. В Азербайджане для нужд новой религии приспосабливались культовые сооружения других религий. Такова Джума-мечеть в Шемахе, мечеть в Ахсу и селе Сюнди, возведенные на месте древних арабских культовых сооружений. Они относятся к VIII веку. Это представители Ширванской группы памятников.
Необходимо отметить, что купольные сооружения имели широкое распространение еще до нашествия арабов. Мечеть в сел. Сюнди построена в 920-921 годах. Арабские летописи упоминают о многочисленных сооружениях в Бейлакане, Барде, Дербенте, Ардебиле, Мараге, Урмии, Шемахе, Шамкире, Шаберане, Гяндже, Кабале, Нахичеване, Тебризе и т.д., особо отмечая г. Баку. Город, в основном, состоял из трех частей: укрепленная цитадель-крепость, собственно город «шахристан» и торгово-ремесленная часть. Город был защищен крепостными стенами в 2-3 ряда и рвами, которые могли достигать глубины до 20 метров. Через каждые 20-25 метров крепостная стена была укреплена башнями с зубцами, как и вся стена в целом. Стены сложены методом бутовой кладки с толщиной снизу доверху соответственно от 8 до 3 метров. Конечно, стандарта не было, т.к. разный материал, способ кладки, расположение и много других причин влияли на строительство. Иногда стены выкладывали из обожженых кирпичей квадратной формы.
В особую группу выделяются мастера, которые строили мосты. Они были так многочисленны и построены с таким мастерством, что даже развалины мостов заставляют нас восхищаться умением наших предков. Таков Худаферинский мост длиной 120 метров при ширине 4 метра. Он был построен в 636 году, и возведен Бакром, сыном Абд-Аллаха.
Строятся многочисленные каравансараи на транзитных международных магистралях торговых караванов. Чаще всего они строились как крепости. Такова цитадель – постоялый двор в сел. Юхары Аскипара. Этот каравансарай был окружен двойной стеной, с шириной между ними в 12 м. Первая стена высотой около 2-3 м, вторая еще выше. Площадь каравансарая 2,5 га. Через каждые 25 м расположены башни, полукруглые в плане с радиусом 9 м. башни сообщались между собой подземными ходами. Интерьеры богато расписаны фресками.
Исторические события XIII - XIV веков, монгольское нашествие с оккупацией многих городов сильно повлияли на развитие городов. Было разорено много цветущих городов, имеющих важное стратегическое значение для Азербайджана, как Нахичевань, Бейлакан, Гянджа, Барда. Наступили годы экономического спада, уничтожения многих ремесел. Азербайджан на долгие годы, вплоть до конца XIII века, был отброшен назад в своем развитии. Почти вся территория Азербайджана, кроме Ширвана, находилась под управлением монголов почти до XIV века (1290 г). Ширваншах сохранил свой престол, став вассалом монголов. Столетняя война между ханами Золотой Орды и Хулагундами (Ильханами) нанесла большой ущерб стране, особенно Ширвану. Вплоть до середины (1350 г) XIV века Азербайджан оставался в руках Ильханов.
В это же время усиливается движение местных феодалов против иноземцев. Но в то же время разгорается братоубийственная междуусобная война. Азербайджан окунулся с головой в войну. «Когда говорят пушки – музы молчат» – эта пословица была актуальна в это время. Почти все ремесла зачахли.
В XIV веке Ширван с помощью огромного выкупа получает относительную свободу. Шейх Ибрагим создает условия для восстановительных и строительных работ. Это совпадает с политикой ширваншаха Халилуллы (1417-1462 гг.). Такую же политику продолжает его сын Фаррух-Яссара (1462-1501.) В строительстве развиваются два основных направления: нахичеванский и ширвано-апшеронский. Внешний фасад зданий богато украшается резьбой по камню. Высоких результатов достигают резчики по камню, каменотесы, керамисты – все, кто были задействованы при строительстве зданий. Начинают оживать и другие ремесла…
Наиболее оживленными частями города были торговые и ремесленные кварталы с их мастерскими, лавками и базарами – своеобразными центрами общественной жизни того времени. Обычно ремесленники жили в различных, разделенных стенами кварталах – «махалле». Махалле, занятые разными ремесленниками, делилисьв свою очередь на несколько частей – «джерге», в каждой из которых были мастера одного ремесла.
Ариф Ардабили, знаменитый поэт XIV века, описывая подробно Баку, особенно подчеркивает роль каменотесов. В поэме «Фархад-наме» это звучит как своеобразный гимн их труду. Заканчивая этот краткий обзор, нельзя не упомянуть о Девичьей Башне в Баку. Высотой в 28 метров, с толщиной стен внизу 5 метров, а вверху 4 метра, Башня имеет 8 ярусов, где одновременно могут укрыться 200 человек. В толще стен пробит колодец для снабжения питьевой водой. На внешней поверхности выложены горизонтальные камнеморы, которые кончаются у нижнего объема Башни. Предполагают различные даты строительства Башни (9-12 века), но есть и более смелые версии. Мнения о назначении Девичьей Башни довольно противоположные, но все специалисты сходятся в одном: такой Башни, такого аналога в истории строительного искусства в мире нет.
Уже одна Девичья Башня в Баку заставляет нас гордиться тем, чего достигли наши предки, каких высот может достичь человек, если он влюбленный в свое дело МАСТЕР.
«УСТАД» - по азербайджански.
© Мамедов Мир-Теймур, 1999.
наверх
|