|
Статьи и публикации об искусстве
Статьи современных авторов:
Ашбель Ек. "Графический дизайн
для музыкальной продукции"
Бумага ручной работы
Басе Александр. "Динамические картины".
Интерьвью с художником
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
Бусыгина Ек. "Понятие символа"
Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
Жуков Денис. "Кратко о печатной
графике"
Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
Мамедов М.-Т. "Носители информации"
Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
Меликли Тофик. "Рунические памятники
и культурная жизнь древних тюрков"
Паштов Герман. Статья о
выставке художника
Полетаева Елена. Интервью с художницей.
Стрелецкая Ол. Интервью
Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
Книги и публикации (для скачивания):
Алпатов М. В. О композиции картины
"Улочка" Вермеера Дельфтского
Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
Витрувий "Десять
книг об архитектуре" (pdf)
Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
Гумилев Н. "Письма из Парижа"
История визитных карточек
Кандинский В. "О духовном в искусстве"
Лесков Н. С. "О русской иконописи"
Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
Матисс Анри. "Заметки живописца"
Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)
Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека
". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать
для домашнего изучения.
100 номеров журнала "Художественная
галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.
-----------------------------------------------------------------------------
Мамедов Мир-Теймур. "Дева-Башня". Серия статей о г.Баку
Об авторе статьи >>
Давным-давно, в такие отдаленные времена, когда горы вершинами упирались в небо, когда пустыни были непроходимыми болотами, когда драконы огромные летали и наводили ужас на все живое, когда огнедышащие реки спускались с гор и в своем движении вперед все растворяли в жидком пламени - жили две семьи рядом. В одной семье были два брата и одна сестра, а в другой - мать и ее две дочери. Не буду спешить, а расскажу все по порядку. Сначала о семье, где были два брата и одна сестра. Старшей по возрасту у них была сестра, и звали ее Лунай. По нраву она была спокойной, лишний раз на люди не показывалась. К тому же аккуратной, и можно сказать даже педантичной. Ни в чьи дела не вмешивалась, хотя обладала достаточной силой и влиянием. Ее силы хватало, чтобы обуздать среднего брата, когда он мог натворить дел из-за своего необузданного и очень своенравного характера.
Каждый вечер Лунай показывала своему брату свою силу - иначе трудно было удержать его от разрушительных действий, хотя и лет ему было немало, волосы и борода побелели от седины, а все равно иногда мог "выкинуть" такое, что все не переставали удивляться. По-разному его называли люди: то Седым Хазаром, то Гирканом величали, то Каспием, но одно было постоянно у людей на памяти - нельзя сердить Седого Хазара, ибо страшен он, когда разозлится; спорит тогда он по ярости своей с Великим Океаном…
Младшего брата звали Хазри. Хоть и младший был в роду, но был буйным ветром и редко слушался старших. Отличался очень своенравным характером и буйными вспышками ярости, как и старший брат его Хазар. Мог налететь и на старшего брата. Начать с шуточек, а кончалось тем, что оба брата не на шутку расходились; Хазри свирепел и в бессильной ярости своей срывал пену с верхушек волн, стараясь пригнуть высокие волны вниз. Хазар, старший брат, рассердившись, все выше и выше вздымал морские волны - горы, стремясь ухватить стремительного младшего братца. Так продолжаться могло 3 дня, неделю и более, пока оба брата не устанут от этой вечной возни - семейной склоки. Хазри уберется куда подальше - творить безрассудства где-нибудь в стороне, а Хазар еще долго не может успокоиться от наглости своего младшего братца и с силой бьет волной по всем своим берегам, пока в дело не вступит старшая сестра и не успокоит своего брата Хазара. И так из века в век…
А люди старались держаться подальше от возни двух братьев: все живое и неживое могло пострадать от их силы и ярости…
А теперь расскажу о второй семье. Она состояла, как я говорил раньше, из двух сестер и матери. Мать в разные времена называли Мать-Земля, Гея, Кормилица, и много других ласковых имен было присвоено ей разными народами на протяжении тысячелетий. Она отличалась добрым и отходчивым сердцем. Зло, которое ей причиняли все время люди во время своих бесконечных войн из-за переделов границ - не помнила. Прощала людям их глупость, жадность, тщеславие. Надеялась, что следующее поколение людей будет лучше, чем предыдущие - поэтому была так терпелива и добра…Мать-Земля щедро делилась с людьми, дарила им свои тайные богатства, спрятанные глубоко под землей и явные - леса, озера, поля. Она научила людей добывать огонь, растить урожай, строить жилища, города и неприступные крепости, башни…
Одним из таких примеров и была Дева-Башня и ее младшая сестра - Крепость Сабаил. Люди научились обтесывать твердые камни, а из них поднимать ввысь стены и башни. В ряду многих достижений людей разных эпох в строительном искусстве стояла особняком, построенная тысячи лет назад на огромной скале Дева-Башня. Половина скалы была на берегу, а другая половина полого спускалась к морю и уходила глубоко под воду, на дно Хазара. Много лет Седой Хазар старался разрушить эту скалу, но она как стояла раньше, так и стоит - не поддалась яростным и безжалостным волнам Хазара. Люди, построившие огромную Деву-Башню, связали твердость скалы с неприступностью Башни. И нарекли ее: Башня-Девственница, что значит, непокоренная никем.
Дева-Башня отличалась строгостью характера, что отмечалось и ее внешними, на первый взгляд простыми формами. Ее внушительный по размеру высокий, устремленный в небо и чуть усеченный конус, был "поддержан" необычным гигантским выступом, выходящим из тела Башни. Этот выступ входил во владения Седого Хазара и был постоянно предметом раздражения огромного озера-моря. Что только не делали два брата, чтобы разрушить скалу и Деву-Башню, но все было напрасно. Хазри вздымал песчаную бурю и бросал несметные полчища песчинок на тело Башни, прихватывал даже мелкие камни и бесконечно швырял их в Деву - но все его попытки кончались провалом и позорным поражением, от чего он свирепел и в ярости своей нападал на город, спрятавшийся за высокими толстыми стенами Крепости. Хазри стремительно мчался по его улицам в надежде захватить зазевавшегося прохожего, и если ему это удавалось, он с силой швырял свою жертву от стены к стене, забивая ему нос, глаза и уши песком, смеясь над ее беспомощностью.
И долго еще над Крепостью слышали все хохот-завывание Хазри, а ему вторил гул от морских волн старшего брата Хазара, который обрушивался на берег всей армией своих слуг - волн. Шум моря, свист ветра, небо, закрытое тучами, которые пригнал Хазри, чтобы Солнце и Луна не видели, что творят два брата - все это наводило страх на людей, но не на Башню, спокойно взирающую на бесчинства Хазара и Хазри.
И решили однажды люди показать Хазару и Хазри, что не боятся их, что могут бросить вызов двум братьям. Созвали они самых искусных строителей, камнерезов, архитекторов и художников. Обратились к Матери-Земле, чтобы она подарила им самый белый камень, самую белую известь, самую белую глину, и получили все, что просили. Обратились к Деве-Башне, чтобы поделилась своим секретом стойкости перед Хазаром и Хазри, и получили совет.
А задумали люди построить крепость как Деву-Башню - наполовину на берегу, а вторую половину вынести далеко в море, соединив тем самым остров в море с Матерью-Землей. Но не исполнили люди, задуманное до конца - то ли план был грандиозный, то ли сил и единства не хватило, а построили только на острове Крепость с 15 башнями, выступающими из высоких стен; крепость на море - Крепость Сабаил. Искусные мастера-устады украсили стены красивой резьбой по камню. Эта резьба опоясывала всю Крепость Сабаил с внешней стороны крепостных стен. Она напоминала серебряный пояс, богато украшенный резьбой, драгоценными камнями, чернью и затейливым орнаментом. Такие пояса передавались из поколения в поколение, от матерей к дочерям, от бабушек к внучкам. Каждый пояс имел древнюю историю и свою легенду…
Вот таким поясом, но только из камня, и была каменная лента - резьба на высоких и широких стенах Крепости Сабаил. Острый конец острова был направлен в море, а более широкий конец обращен к берегу. Более года, или 400 дней и ночей люди строили эту Крепость в море. Чего только не приходилось им терпеть от Хазара и Хазри, на какие только хитрости они не пускались, чтобы усыпить бдительность Хазара, не дать ему заметить лодки с камнем, щебнем, песком. Не дать ему замочить волной мешки с известью и глиной, успеть догрести до острова и, выгрузив все добро, с облегчением вздохнуть: - Вот и еще одна лодка с грузом дошла до острова, не перевернулась, не затонула. А сколько за 400 дней воды и еды, сколько людей на замену больным, уставшим, погибшим от падения со стен, сколько людей похитил Хазар - всего не перечислишь…
Как только Хазар с Хазри уймутся, так от берега в спокойное море отправляются караваны лодок. И так изо дня в день, все 400 дней. И крепость Сабаил медленно, но неуклонно поднималась с мощного фундамента вверх, в небо, наперекор желаниям Хазара и Хазри. Об этом доносили преданные лазутчики - волны, об этом с гневом свистел в уши Хазара неугомонный ветер Хазри.
Самая большая башня строилась на остром конце острова, устремленного в море. Рядом была чуть меньше, затем шел ряд мелких башен. И на самой широкой части строилась башня, по размерам уступающая первым двум. Эта башня смотрела на берег, на Баку, - на свою старшую сестру Деву-Башню в Бакинской Крепости.
Устав от безуспешных попыток совладать с Девой-Башней, Хазри всю свою злость и силу перенес на ее младшую сестру: Крепость Сабаил. Хазри уговорил своего брата Хазара обрушить всю свою мощь на молодую крепость, разрушить ее высокие стены, разнести по морскому дну дело рук человечьих - чтоб неповадно им было, а то возгордились и не ведают страха перед грозным Хазаром. Хазри обещал в одну из ночей начала зимы пригнать несметные полчища черных туч, обещал держать их на небе, плотно закрыв Мать-Землю от взора старшей сестры Лунай. Знали оба брата, что не допустит Лунай того, что задумали Хазри и Хазар, не даст им уничтожить остров и крепость на нем. Хоть и родня была Лунай им, но в последнее время все чаще обуздывала волны Хазара, заставляла его отступать все дальше от берега. Это также злило Хазара, и в нем давно накапливалась ярость. Во всем винил он Деву-Башню и ее младшую сестру Крепость Сабаил, которая была как бельмо в глазу.
И вот наступили последние дни ноября. В эту последнюю ночь Хазар и Хазри решили уничтожить Крепость Сабаил. Хазри заранее пригнал тучи и спрятал их в горах Шемахи. Хазар же еще раньше незаметно подточил остров в подводной части, проделав глубокие лазы-ходы в теле острова под водой. Хазри прилетел возбужденный от долгой дороги с гор Шемахи и сказал, что его армия туч готова и только ждет его сигнала…
Хазар и Хазри решили начать нападение ровно в полночь. До этого времени Хазри должен был незаметно закрыть полностью ночное небо тяжелыми черными тучами, чтобы не было просвета даже с игольное ушко.
К полночи наступила тишина. Всегда шумные волны затихли, костры на дозорных башнях стали гореть ярче, дым от них поднимался прямо в черное небо. Воины тревожно вглядывались в наступившую вдруг непроглядную вязкую черноту. Даже далекие костры на берегу, огни на Деве-Башне стали мельче и как будто не так ярко светили. Отдыхающие воины в нижних этажах Крепости Сабаил не могли заснуть - поднялись на стены и со страхом вглядывались в черноту и тишину Ночи…Люди чувствовали, что надвигается что-то неладное. В них проснулись почти забытые инстинкты древних людей, которые заранее предчувствовали опасность. Каждую минуту становилось тяжелей дышать. Опасность чувствовалась везде - сбоку, снизу от притихших волн, сверху от неба без звезд, без Лунай - одним словом, кругом и Нигде. Опасность и Тишина слились и как липкий мед стали облеплять людей. Кто-то хотел крикнуть в ночь, а вышел только сдавленный стон; кто-то хотел разжечь большой огонь, подбросив сухие поленья в костер, но пламя только лизнуло несколько раз свою пищу и стыдливо спряталось в углях. Погасли и другие костры. Люди стояли, и в тишине им казалось, что каждый из них слышит, как бьется сердце другого - и это было страшно.
Воины до боли в руках сжимали рукояти мечей и сабель, глаза стали слезиться от напряжения, в голове стала стучать кровь, отдаваясь кузнечными ударами в висках, шлемы вдруг стали тесны, доспехи тяжелы, а оружие в руках потеряло свою привычность и легкость…
Проходили минуты, а всем казалось, что они стоят так долгие часы, оттого и затекли их ноги, онемело тело. Со стороны, воины на каменных стенах казались частью стены - настолько они были недвижны в своем ожидании Беды…
Вдруг, молодой воин - дозорный с трудом поднял руку в кожаных панцирных щитках и, беззвучно двигая ртом, показал на берег острова. Берег на глазах стал увеличиваться - море отступало... Можно было различить светящиеся раковины, водоросли, бьющуюся в судорогах рыбу. Обнажились валуны, рифы, затопленные когда-то лодки - одним словом, все, что когда-то было скрыто водами Хазара. Это было необъяснимо и поэтому было страшно…
Неожиданно налетел порыв ветра. Это дал о себе знать Хазри. Стало холодно. Из низких туч ударила молния, затем другая. Потом их стало так много, что при их сине-белом свете все увидели огромную волну. Она скорее напоминала отвесную высокую стену из воды, и она приближалась к острову. Тяжело и неотвратимо…
Раскаты грома, разбойничий свист Хазри, гул далекой Стены-Волны - все слилось и неслось к острову…
Удара Стены-Волны люди не почувствовали, не увидели, не услышали.…Для них, для Крепости Сабаил, для острова, все было кончено в один миг, в такой короткий, что они не успели даже с мольбой и молитвой обратиться к Небу, к Создателю…
А Стена-Волна разнесла остров с крепостью и, уменьшаясь в размере, исчезла далеко в море. Хазар довольно ухмыльнулся в седые усы и вернул воды свои на то место, где когда-то стоял остров с крепостью, которую строили 400 дней гордо возомнившие о себе люди. Катились волны, и ничто не напоминало, что когда-то здесь был остров с Крепостью Сабаил…
Настало утро. От берега потянулись лодки к месту гибели острова.…Внизу, под водой, на недосягаемой глубине покоилась Крепость-Сабаил. В чистой воде можно было разглядеть обломки стен, башен. Лениво проплывали стаи рыб между зубцами башен, там, где когда-то звучала человеческая речь, слышалась мерная поступь дозорных, где когда-то горели сторожевые костры. Теперь все это было на дне моря и надежно прикрыто толщей воды.
К бесчисленным богатствам Хазара прибавилась еще одна жемчужина: бывшая Крепость-Сабаил на бывшем острове…
И теперь, спустя много столетий, при тихой погоде, когда нет волн, можно увидеть эту каменную сказку на песчаном морском дне Седого Хазара…
© Мамедов Мир-Теймур, 2007.
наверх
|