www.graphics.org.ru - на главную страницу
галерея
www.graphics.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею

      Краткий словарь
      терминов
:

      Акварель
      Акватинта
      Гравюра
      Граттаж
      Графика
      Гуашь
      Иллюстрация
      Каллиграфия
      Карикатура
      Ксилография
      Линогравюра
      Литография
      Лубок
      Монотипия
      Офорт
      Пастель
      Плакат
      Рисунок
      Эстамп







     

Статьи и публикации  об искусстве

Статьи современных авторов:

  • Ашбель Ек. "Графический дизайн для музыкальной продукции"
  • Бумага ручной работы
  • Басе Александр. "Динамические картины". Интерьвью с художником
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
  • Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
  • Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
  • Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
  • Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
  • Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
  • Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
  • Бусыгина Ек. "Понятие символа"
  • Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
  • Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
  • Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
  • Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
  • Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
  • Жуков Денис. "Кратко о печатной графике"
  • Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
  • Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
  • Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
  • Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
  • Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
  • Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
  • Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
  • Мамедов М.-Т. "Носители информации"
  • Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
  • Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
  • Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
  • Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
  • Меликли Тофик. "Рунические памятники и культурная жизнь древних тюрков"
  • Паштов Герман. Статья о выставке художника
  • Полетаева Елена. Интервью с художницей.
  • Стрелецкая Ол. Интервью
  • Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
  • Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
  • Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
  • Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
  • Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
  • Книги и публикации (для скачивания):

  • Алпатов М. В. О композиции картины "Улочка" Вермеера Дельфтского
  • Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
  • Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
  • Витрувий "Десять книг об архитектуре" (pdf)
  • Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
  • Гумилев Н. "Письма из Парижа"
  • История визитных карточек
  • Кандинский В. "О духовном в искусстве"
  • Лесков Н. С. "О русской иконописи"
  • Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
  • Матисс Анри. "Заметки живописца"
  • Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
  • Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
  • Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
  • Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)


  • Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека ". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать для домашнего изучения.
    100 номеров журнала "Художественная галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.



    -----------------------------------------------------------------------------

    Чернов Денис "Вечность, архетип Самости и его символы"

    Боэций накануне своей казни в популярном в средних веках трактате «Утешение философией» дал такое объяснение вечности: «Вечность – это полное обладание бесконечной жизнью»1. В самом деле, вечность, если ее определять экзистенционально, имеет отношение лишь только к самой сущности души человека; без учета самовосприятия и психологической целостности человека вечность становится просто метафизическим размышлением, не имеющим никакого отношения к жизни. Древнему человеку вечность, вечность его души представлялась жизненной необходимостью, в то время как для современного человека эта проблема превратилась на сознательном уровне в пустой звук, в философскую спекуляцию. Но проблема вечности для современного человека не решается ее сознательным игнорированием. Помимо сознания, являющегося довольно тонким слоем всей психической структуры, есть бессознательный пласт, который с неумолимостью природных законов детерминирует наши действия и мысли.

    Коллективное бессознательное и архетип Самости

    Бессознательное человека состоит из индивидуального бессознательного, которое представляет собой вытесненные психические содержания, находившиеся раннее в сознании, и коллективного бессознательного. Последнее Юнг определяет как «наследственную возможность психического функционирования, связанную непосредственно с наследственной структурой мозга». Особенностью коллективного бессознательного является его архетипичность, то есть оно состоит из каких-то первообразов, происхождение и развитие которых теряется в глубине веков. Одним из таких базовых архетипов, определяющих структуру души, является архетип Самости: «Самость является не только центром, но и той окружностью, которая заключает в себя сознание и бессознательное; она представляет такой же центр этого общего, как Я – центр сознания»2. Архетип Самости, представляющий собой идею целостности, абстрактен по своей сущности, но на самом деле носит эмпирический характер, ибо является в форме спонтанных и автономных символов. Это символы четверицы или мандалы, не только встречающиеся в сновидениях современных людей, никогда раньше не слыхавших о них, но и широко распространенные в виде определенных художественных памятников разных народов и эпох. Это символы единства и целостности, а также вечности, имеющие непосредственное отношение к единению пространственно-временных связей макро- и микрокосмоса. Понятие вечности, в определенном смысле, можно объяснить, лишь опираясь на структуру архетипа Самости, ввиду центральной организующей функции Самости, способной собирать в единое целое как бессознательные содержания, так и разрозненные умозаключения. Человеческий разум не может дать логичное объяснение бесконечности и вечности, поэтому он обращается к символу. Символ круга или мандалы является самым емким символом, дающим основу другим символам, так как большинство символов подчиняются кругообразной замкнутой структуре.

    Согласно К. Г. Юнгу Самость есть образ Бога (если понимать Бога наиболее абстрактным образом), по крайней мере, она неотличима от него. Духу раннего христианства не было чуждо знание об этом, – иначе вряд ли Климент Александрийский сказал бы, что тот, кто знает самого себя, знает и Бога. Символами, иллюстрирующими архетип Самости в изобразительном искусстве, являются мандала, изображения Христа и святых, также канонические атрибуты в их иконографии: нимб и мандорла. Символическую нагрузку последних можно сравнить с символической нагрузкой мандалы, если учитывать их архетипическое единство. Также символами Самости могут восприниматься композиционные схемы, в основе которых лежит структура, связанная с кругом: кромлехи, лабиринты, круглые в плане храмы и постройки, купола храмов, роза готических соборов и т. д. В центре окна-розы готических соборов часто изображался Христос – как центр мирового порядка. Окно-розу иногда называют образом храма Святого Духа, образом совершенного мира в котором слились дух и материя, сознательное и бессознательное, время и вечность. В этом отношении окно-роза может выступать как европейский эквивалент мандалы. «Как связать геометризированную, похожую на звезду розу готических храмов с многолепестковой райской розой из видений Данте? Возможно, ответ - в предыстории окна-розы. В романскую эпоху рисунок аналогичного окна, более простой, напоминал с античности известное Европе колесо Фортуны, колесо времени – подобное буддийскому кругу сансарического бытия. Избавление от сансары на символическом языке означало превращение этого колеса в тысячелепестковый лотос. И в христианстве, при всем доктринальном отличии от буддизма, обретение вечности, победа над властью судьбы и времени символизируется преображением геометричной розы готического окна в тысячелепестковый райский цветок, столь похожий на лотосовую обитель святых в описании буддийских мистиков Центральной Азии»3.

    Круг вечности и цикл времени по А. Эллиот

    Американский культуролог А. Эллиот, рассматривая символизм Библии, определяет также символизм Самости, раскрывает развитие понятия времени, как свершения, из вечности: так как Самость является основой существования для вечного, то поле деятельности эго – это время. Соответственно, когда Единое выдвигается из бесформенных «вод» вечности, начинается равнодвижущееся время. Рисунок S -образной кривой графически поясняет превращение вечности во время:

    Геометрически цикл появляется из круга при помощи изменения направления по часовой стрелке в направлении против часовой, в точке, находящейся на полпути этого движения. Но цикл может стать более интересным, если круг разделить на четверти, и еще более полным, если составить его так, как показано на рисунке d. Здесь первая четверть цикла начинается с самого верхнего положения, изменяет направление с движения по часовой стрелке на движение против часовой стрелки во второй и третей четверти, и затем заново меняет направление в последней, четвертой четверти, возвращаясь к первой, то есть в изначальное положение. На рисунках a , b, c, d показана геометрическая прогрессия восходящих и нисходящих циклов4:


    a                    b                        c                     d             

    Мандала-круг

    Мандала, являясь символом Самости, является также символом Вселенной и ее энергии, поскольку архаическое сознание мыслило человека (микрокосма) как непосредственную часть Вселенной (макрокосма). Символический акт создания и разрушения песчаных мандал является своеобразным напоминанием о цикле жизни и смерти. Мандала может быть создана при помощи драгоценных камней, цветов, крашенного риса, цветных камешков или песка. Песок, традиционно приготовляемый дроблением драгоценных камней, считается наиболее подходящим материалом вследствие того, что берется ценный материал и требуется большое мастерство создающего. Так как каждая песчинка заряжена благословением ритуального процесса, вся мандала несет в себе заряд огромной духовной энергии. Согласно легенде, техника и назначение создания мандалы были даны Шакьямуни, историческим Буддой в 6 веке до н. э. в Индии. Мандала символически воплощает собой сакральный дворец, дом отдельного медитативного божества, которое представляет просветленные качества сострадания, мудрости и благословения. В тибетской буддийской традиции мандалы создаются для ритуалов посвящения, в которых высококвалифицированные учителя дают разрешение ученикам заниматься тантрическими медитативными практиками. И божество, находящееся в центре мандалы, и сама мандала являют собой чистое выражение полностью просветленного ума Будды. В символической форме божество дает посвящение и мандалу, в которой происходит посвящение. Через церемонию посвящения семя просветления созревает в каждом уме, благодаря процессу визуализации и созерцания мандалы. В сущности, церемония представляет собой преобразование разрушительных эмоций в мудрость. Обычно такая инициация дается или одному человеку, или группе людей. Для создания мандалы необходима альтруистическая мотивация.

    В переводе с санскрита мандала значит круг. Поэтому круг как форма сакральной геометрии представляет собой самую совершенную форму. Ведь геометрия круга такова, что в нем невозможно найти ни начало, ни конец, и поэтому круг является самым лучшим символом, означающим всякую беспредельность, безграничность пространства и времени, то есть вечности. Круг с древних времен почитался как идеальная форма. В этой форме заключается пространство-время. Круг всегда противопоставлялся квадрату, олицетворявшему четыре взаимно враждебных элемента, в то время как круг указывает на их сведение в единое целое.

    Круг – это двухмерное отображение сферы, которая почиталась как образ невыразимой целостности во всей истории культуры. Все другие символы выражают различные аспекты глубокого совершенства круга и сферы. В круге отношение длины окружности к диаметру – число Pi является изначально трансцендентальным и иррациональным числом, потому как не может быть выражено отношением двух целых чисел.

    Круг – это одна из самых важных протоформ, когда-либо существовавших в истории развития сознания. Кругообразная структура освоения пространства первобытным человеком наглядно проявляется в том, что древний человек, создавая первые искусственные жилища, делал их, в основном, круглыми в плане. Графически это выразилось в символике круга и системы концентрических окружностей, в представлении о центре или оси вселенной; наконец, в символике креста как центра вселенной и структурирующих ее четырех основных векторов, – в символах, вошедших в сознание человечества, укорененных в нем как его древнейшие архетипы. Действительно, наиболее распространенным символом (знаком) петроглифов во всех первобытных культурах является круг с вписанным в него крестом, на основе которого развился (в дальнейшем или наряду с ним) символ свастики. Ориентация в пространстве, способность охватить его сознанием как целое, как космос, представление о центре пространства и его векторах, – все это было достигнуто человечеством еще в нижнем палеолите. Первобытной человек, постоянно пребывая в борьбе за существование, осваивал пространство в процессе создания жилищ и поселений, в ходе охотничьих экспедиций и миграций. По мере усложнения практических навыков и усложнения социальной жизни, как община, так и отдельный человек все более осознавали себя средоточием вселенной. С формированием общественной жизни, как на то указывает Владимир Кабо, начали формироваться два типа символов. Один тип – это замкнутый, воплощающий идею замкнутого в себе микрокосма-социума и пространства-времени. Второй тип символов – тип разомкнутый, открытый в вечность, символизируемый бесконечной, протяженной либо волнистой линией, возникающей в пространстве и уходящей в него, открытым в пространство сложным переплетением линий, меандром и, наконец, лабиринтом, откуда выход может быть найден лишь с привлечением религиозно-магических сил и средств. К этому второму типу символов-архетипов относится и крест с его открытыми в вечность четырьмя векторами и центром вселенной на их пересечении.

    Линейное, разомкнутое вовне, в бесконечность освоение пространства и времени сочетается в первобытном сознании с замкнутым в себе, возвращающимся к себе, циклическим его освоением. На последнем строится мифологическая традиция, тогда как первое открывает возможность географического освоения пространства и исторического осмысления времени.

    По мнению А. Леруа-Гурана, наиболее архаическим, охотничьим обществам свойственно «маршрутное», линейное моделирование пространства, тогда как на более высоких стадиях развития структура пространства приобретает геометрический и иерархический характер, в ней выделяются особые зоны, связанные с социальными группами. В архаических культурах линейно-направленное структурирование пространства является лишь одним из двух основных способов наряду с замкнутой системой структурирования пространства, в которой главенствующая роль отводиться некоему центру или оси вселенной. В связи с существованием этой оси развивается свойственная архаическим культурам идея мирового дерева и вертикальных зон вселенной, аналога горизонтальных ее зон, наглядное выражение которых – система концентрических окружностей5.

    Шен-кольцо

    Шен-кольцо в древнеегипетской культуре было символом вечности и безграничности, наподобие креста анх .

    В графическом отображении Шен-кольцо может быть представлено как веревка со скрещивающимися концами, вместе образующими прямую касательную к кольцу. В древнеегипетском языке “sheni” { shn } означает «окружать, очерчивать круг» от этого слова происходит “shnw” – круг, окружность. Удлиненный вариант Шен-кольца называется картушем, в него заключали царские имена. От длины вписываемого имени зависели пропорции картуша. Значение этого символа можно выразить через понятия Вечности, всего сущего, границ и содержаний всего сотворенного мира. Большое значение имеют и его защитные свойства: он отделяет то, что заключалось в нем, от окружающего хаоса. Древние египтяне представляли начало мира не в виде набора отдельных компонентов, а как процесс дифференциации, разделения первоначально объединенных элементов. Их видение этой проблемы предвосхитило описание процессов разделения в «Книге Бытия» в Библии: отделения света от тьмы, неба от земли, суши от воды, а также предвосхитило некоторые позиции в современной науке. Это относится и к концепции процесса деления клетки, и к концепции начала времени и пространства в сингулярности, в которой пребывала вселенная до начала Большого Взрыва. Египетский миф о творении начинается с обращения к глобальным проблемам бытия, а затем постепенно переключается на проблемы, соразмерные человеческой жизни. Представления древних египтян о целом , которое слишком велико, для того чтобы быть выраженным при помощи чисел, подобны современным представлениям о безграничности пространства и времени. Это целое обозначалось в древнеегипетском языке иероглифом «шен-кольцо» и буквально обозначало «окружающее»; одно из его значений – «все то, что солнце огибает»6. Наиболее ранний пример этого иероглифа был найден на кувшине для вина в гробнице, открытой в 1999. Эта гробница относится к додинастическому периоду, приблизительно к 3100 г. до н.э. Со времени правления царя четвертой династии Снеферу надписи начали вносить также в удлиненный вариант кольца для того, чтобы окружить одно, а после и два из пяти царских имен, одно из которых обязательно включало в себя имя солнечного бога Ра7. Это кольцо вокруг царского имени указывало на то, что царь, как живущее на земле воплощение Бога, управляет «всем, что солнце огибает», то есть всем, что существует8. Картуш, защищая имя царя, защищал также его самого от темноты и хаоса небытия, которые находились за пределами замкнутой петли движения солнца. Изображения картуша на разных частях роззетского камня позволили Томасу Юнгу и Жану Франсуа Шампольону дешифровать этот знак, это был первый шаг на пути к пониманию всех остальных иероглифов, воскрешающих дела фараонов и их людей.


    Шен-кольцо и современная космологическая теория

    Шен-кольцо, означая беспредельное, в определенной степени, символизировало и границы, что не совсем соответствует современному представлению о безграничном. Истинная и полная безграничность у египтян соответствовала Ну или Нун (влажное, инертное). Это изначальное, неразделенное, лишенная света бездонная водная бездна, которая окружает и одновременно проникает во все элементы сотворенного мира наподобие электромагнитного поля. Кроме того, Нун является безграничным хаосом, в котором мир возник и к которому он вернется через неопределенно большой промежуток времени. Это несколько напоминает современную космологическую теорию о Большом Хлопке ( the Big Crunch ), в котором Вселенная сожмется опять до размеров своего изначального состояния. Этот процесс существования Вселенной во времени Стивен Хокинг, создатель физической теории сингулярности, удачно иллюстрирует при помощи сферы, на одном полюсе которой находится Большой Взрыв ( the Big Bang ), до которого Вселенная пребывала в состоянии сингулярности, на другом полюсе – Большой Хлопок, после которого Вселенная опять возвратиться в свое изначальное состояние9.

    Существование Вселенной зажато во времени между двумя сингулярностями – Вселенная как бытие находится в небытии наподобие того, как представляли себе это египтяне: существующий мир, очерчиваемый солнцем, плавает в темной воде Нун, как «скорлупа бытия в океане небытия»10. Необходимо отметить подобие и сходство по структуре эсхатологических и космогонических мифов. «Космос гибнет так же, как некогда возник. Образовавшись из первичной праматерии, он, отжив свой век, в нее же и обращается; появившись из начального хаоса, вновь становиться им. И эта праматерия, этот хаос – вода»11. Для египтян этот мир был воздушным пространством между водами небесного свода и теми водами, что под землей. Их форма мира в виде круглого космического пузыря сопоставима с современной моделью космоса. Эта сфера порядка, созданная в пределах хаоса, во многих мифах была ограничена в пространстве и во времени, но была столь обширной и так долго существовала, что для практических интересов она не имела границ ни в одном из измерений. Форма Шен-кольца иллюстрирует эту всепродолжительность тем, что окружность не имеет ни начала, ни конца. «Будучи без начала и конца, окружность вызывает представление о Вечности через свою форму, и ее солнечный аспект символизируется солнечным диском, часто изображаемым в центре знака Шен»12. Из-за того, что Шен-кольцо ассоциируется с Вечностью, его часто включают в произведения погребального искусства. Этот символ использовали в головном уборе персонифицированного образа Нун с тем, чтоб подчеркнуть ее божественную сущность, ее безграничность. Шен-кольцо также иллюстрирует идею творения в соответствии с древней гелиопольской доктриной, когда верховный бог Атум произошел от/вместе с Нун. Так как имя Атума может переводиться как «тот кто есть все»13, то кольцо также соответствует по значению Атуму. Атум как демиург, впоследствии отождествленный с Ра, по изначальной своей сущности был «неразделенным» до того, как создал из себя остальных богов эннеады. Его символом могло быть полное кольцо до того как оно трансформировалось в Шен-кольцо. Кроме того, мифический Атум и Шен-кольцо в иероглифической картине уже содержали зерно дальнейшего разделения. Можно сравнить двойную веревку Шен с двойной спиралью ДНК, форма которой составляет основу биологической жизни.

    Примечательна интерпретация двух древнеегипетских концепций времени З.Моренцом, исследовавшим структуру космологической системы египтян, через символ Шен: для египтян время имело несколько аспектов, представить которые можно в двух моделях. Один аспект времени – это его периодичность, цикличность, что имеет наглядное проявление в регулярном разливе Нила и в ритме посадки и сбора сельскохозяйственных культур. Отсюда происходит восприятие года как единицы времени. Само слово «год» для египтян также обозначало «возвращающий жизненную силу», что само по себе уже означает циклический характер времени. Восприятие времени также было тесно связано с политической жизнью, так как начало правления каждого фараона было началом нового цикла. Второй аспект времени выражался в идее, что оно простирается линейно до бесконечности (говоря хронологически: в вечность); это может быть подтверждено на примере широко распространенного ритуала сохранения мумии, подразумевающего стремление к телесной неуничтожимости. Это наиболее характерные идеи, относящиеся к структуре времени. Время для конкретного человека имеет свое четкое геометрическое расположение на прямой линии, идущей в безграничность. Но время по отношению к естественным феноменам и к предметам культа представляется только цикличным, где повторение в определенных циклах закономерно и необходимо14. Круг и линия, входящие в символ Шен, таким образом, предстают графическими элементами, которые наглядно представляют две концепции времени. Ясно, что они должны соприкасаться ввиду одновременного существования. Может ли быть лучший способ для объединения двух противоположных и, в какой-то степени, взаимоисключающих концепций о Времени, чем их связь в круге с касательной прямой Шен-кольца? Может быть, символ Шен означает непрекращающуюся борьбу солнечного божества со змеем, где змей символизирует линейность времени, неумолимость смерти, а Бог – это возможность возрождения, наподобие восхода солнца? Так или иначе, это единство двух концепций, воплощенных в одном символе, в котором растворяются границы Времени и Вечности.

    Литература

    1. Цит. по: Борхес Х. Л. История Вечности // Письмена Бога. – М.: Республика, 1992, с. 85. Также см. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. – М.: Наука, 1990, с. 244.

    2. Юнг К. Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. – М.: Акт, 1998, с. 393.

    3. Лазарев Е. Мистический венок года//Наука и религия. № 6-7. – 1992, с. 40.

    4. Elliot Ann K. The higher ground: [Электронный ресурс]. – Ann K. Elliot – Электрон . дан . – A CLC Press On-Line Publication, 2000-2003. Режим доступа: http://murraycreek.net/higher/prologue.htm.

    5. Кабо В. Круг и крест. Мифология: [Электронный ресурс]. – Webmaster - Elena Govor , 2002-2004. Режим доступа: http://aboriginals.narod.ru/cc20.htm

    6. Hornung E. Der Eine und die Vielen: Agyptische Gottes-Vorstellungen. – Darmstadt, 1993, p. 166.

    7. Gardiner A. Egyptian Grammar. – Oxford: Griffith Institute, Ashmolean Museum, 1927, p. 73-74.

    8. Wilkinson R. H. Reading Egyptian Art: A Hieroglyphic Guide to Ancient Egyptian Painting and Sculpture. – New York: Thames and Hudson, 1992, p. 192–193.

    9. Hawking St. W. A brief history of Time. – TORONTO: BANTAM BOOKS, 1989, p. 146.

    10. Hornung E. Der Eine und die Vielen: Agyptische Gottes-Vorstellungen. – Darmstadt, 1993, p. 191.

    11. Евсюков В. В. Мифы о вселенной. – Новосибирск: Наука, 1988, с. 35.

    12. Wilkinson R. H. Reading Egyptian Art: A Hieroglyphic Guide to Ancient Egyptian Painting and Sculpture. – New York: Thames and Hudson, 1992, p. 193.

    13. Morenz S. Egyptian Religion. – London: Methuen & Co, 1973, p. 23.

    14. Ibid. , p. 76-79.

    Опубликовано:

    Чернов Д. В. Вечность , архетип Самости и его символи//Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв № 8. - Харків, 2005 . – с.95-105.

    e-mail: unilateral@yandex.ru


    наверх

    Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.