www.graphics.org.ru - на главную страницу
галерея
www.graphics.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею

      Краткий словарь
      терминов
:

      Акварель
      Акватинта
      Гравюра
      Граттаж
      Графика
      Гуашь
      Иллюстрация
      Каллиграфия
      Карикатура
      Ксилография
      Линогравюра
      Литография
      Лубок
      Монотипия
      Офорт
      Пастель
      Плакат
      Рисунок
      Эстамп







     

Статьи и публикации  об искусстве

Статьи современных авторов:

  • Ашбель Ек. "Графический дизайн для музыкальной продукции"
  • Бумага ручной работы
  • Басе Александр. "Динамические картины". Интерьвью с художником
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
  • Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
  • Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
  • Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
  • Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
  • Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
  • Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
  • Бусыгина Ек. "Понятие символа"
  • Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
  • Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
  • Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
  • Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
  • Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
  • Жуков Денис. "Кратко о печатной графике"
  • Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
  • Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
  • Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
  • Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
  • Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
  • Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
  • Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
  • Мамедов М.-Т. "Носители информации"
  • Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
  • Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
  • Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
  • Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
  • Меликли Тофик. "Рунические памятники и культурная жизнь древних тюрков"
  • Паштов Герман. Статья о выставке художника
  • Полетаева Елена. Интервью с художницей.
  • Стрелецкая Ол. Интервью
  • Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
  • Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
  • Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
  • Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
  • Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
  • Книги и публикации (для скачивания):

  • Алпатов М. В. О композиции картины "Улочка" Вермеера Дельфтского
  • Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
  • Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
  • Витрувий "Десять книг об архитектуре" (pdf)
  • Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
  • Гумилев Н. "Письма из Парижа"
  • История визитных карточек
  • Кандинский В. "О духовном в искусстве"
  • Лесков Н. С. "О русской иконописи"
  • Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
  • Матисс Анри. "Заметки живописца"
  • Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
  • Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
  • Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
  • Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)


  • Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека ". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать для домашнего изучения.
    100 номеров журнала "Художественная галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.



    -----------------------------------------------------------------------------


    Также смотрите раздел "Библиотека для художников" (книги для скачивания)

    -----------------------------------------------------------------------------


    Дмитрий Бодяев
    Тиражное рисование или немного об эстампе (часть вторая)


    Итак в предыдущей части мы остановились на том, что изготовили готовую к печати пластину, и теперь нам нужно напечатать с неё оттиск.

    Печать во всех манерах глубокой печати происходит примерно одинаково.

    image
    Василий Фенчак «Матрица» экслибрис, офорт.

    Чтобы сделать оттиск, сначала пластина набивается краской, потом помешается в некое приспособление, которое может крепко прижать пластину к бумаге, на которую должна, оттиснутся краска.

    image
    Абрахам Босс «Мастерская гравера», хорошо видны два гравера по бокам композиции, один вероятно гравирует пластину в манере твердый лак (травленый штрих), другой очевиднее всего делает резцовую гравюру, либо правит (дорабатывает) пластину.

    Начнем по порядку, а именно с набивания пластины краской.

    Обычно в офорте используется специальная офортная краска, которая продается в художественных салонах (если конечно в вашем городе на нее есть спрос, если это так, то это хорошо, потому что у вас под боком, кто-то занимается офортом и есть, у кого проконсультироваться в живую). Сейчас, как правило, это импортные краски (к стати они дорогие, и для первых опытов их лучше не использовать). Раньше в Торжке выпускались отечественные но, на сколько мне известно сейчас выпуск отечественных офортных красок прекращен. Если офортная краска не доступна, то можно использовать, офсетную либо обычную масляную, или их смесь.

    image
    Виве Толли, «Укрытие от ветра», офорт, смешанная техника, 1972г

    Для набивки пластины нам понадобится ровный стол, если он изготовлен из нержавеющей стали, или твердого отшлифованного камня, например гранита, то это просто замечательно но, как правило, рассчитывать на такие столы не приохотится. Тогда можно взять, любой другой прочный стол, например канцелярский и покрыть его линолеумом, с верху можно положить лист ровного стекла не тоньше 3мм, а лучше миллиметров 10, причем линолеум под стеклом должен лежать без складок, иначе стекло может во время работы лопнуть от деформации. Зачем такие сложности дело в том, что некоторые операции мы будем делать с использованием растворителей на основе нефтепродуктов, соответственно нам нужна рабочая поверхность устойчивая не разрушаемая этими продуктами (столы, покрытые краской, или лаком мгновенно облазят, а частички лака или краски будут мешать работе).

    image
    Обычные канцелярские столы, приспособленные для офортных работ

    На одном краю стола мы будем смешивать краску на другом набивать этой краской пластину. Для начала нам надо забить краску в выгравированные углубления. Делается это кусочками линолеума, или очень удобно это делать пластиковыми карточками, с помощью которых производятся всевозможные платежи, разумеется, использованные, еще можно использовать плотный картон, или пластиковые шпатели (продаются в хозмаге), либо куски любого другого пластика, не сильно твердого, чтобы не царапал пластину. Пластик или картон нарезают квадратиками примерно 50x50 мм можно больше или меньше зависит от ситуации, важно чтобы стороны квадрата были максимально ровными тогда набивание будет производится всей гранью.

    Набираем немного краски на одну из сторон получившегося у нас инструмента и поставив его почти перпендикулярно (под небольшим углом) и равномерно наносим краску на пластину стараясь чтобы она попала в углубления, наносим ее в разных направлениях.

    image
    Набивание пластины кусочками плотного картона

    Когда вся пластина, таким образом набита, нужно удалить лишнюю краску с поверхности пластины. Сначала тем же инструментом убираем как можно тщательней всю лишнюю краску, потом нам нужно взять сольно накрахмаленную (чтоб колом стояла) марлю, делаем из не тампон, то есть, сминаем марлю в шар размером с два кулака, после чего этим шаром легкими движениями без сильного нажима как бы смахиваем краску с пластины. Зачем такие сложности, дело в том, что если делать это обычной тряпкой, да еще сильно давить на нее, то можно выбрать краску из штрихов (выгравированных углублений) и оттиск не получится.

    image
    Тампон из марли, для смахивания лишней краски

    После марли, когда на пластине останется очень тонкий слой краски, продолжают работу ребром ладони (смотрите иллюстрацию) постоянно вытирая ладонь от краски об тряпку. Можно при вытирании использовать газету или кальку, взяв небольшой кусочек размером с ладонь, в руку прихватив один край пальцами к внутренней стороне ладони, а остальная часть кусочка бумаги должна обтекать ребро ладони.

    image
    Вытирание пластины ладонью

    image
    Положение бумаги в ладони при вытирании пластины с помощью бумаги

    Тут принцип такой если краска хорошо сидит в штрихах (глубокие штрихи) то работаем не защищенной ладонью, если краска плохо сидит в углублениях, то чтобы не вытереть ее из штрихов мягкой ладонью, используем, например кальку, ладонь, таким образом, становится менее пластичной и краска вытирается только по вершкам. Те же проблемы можно решить с помощью краски. Например, если штрихи не глубокие и краска там плохо задерживается, то можно использовать более вязкую краску. Офсетная краска очень вязкая настолько, что с ней часто бывает неудобно работать, добавляя в нее масляную краску ее можно пластифицировать до нужного состояния, и таким образом добиваться оптимальной для данной пластины вязкости. Завершить процесс вытирания можно ватой накрученной на кончик зубочистки, то есть в местах где должны быть самые светлые места (например, блики) можно этим инструментов просто порисовать по пластине вытирая ее таким образом до чистого метала, ватку можно окунуть в порошок из мела, или в зубной порошок, либо непосредственно куском мягкого мела произвести данную заключительную операцию.

    image
    Вытирание ватной палочкой, мест, которые должны быть наиболее светлыми

    Процесс набивания пластины это очень творческий момент, можно вытереть краску, так что печататься будут только штрихи, можно оставить тонкий слой краски она будет печататься фоном, этому слою можно придать при вытирании какую-то фактуру тогда при печати получатся все возможные эффекты, например таким образом можно изобразить дождь или ветер.

    image
    Студенческая работа, манера сухая игла на пластике, хорошо виден слой краски, который специально оставили на пластине и с помощью которого формируются всевозможные ритмы

    Еще можно забивать пластинку разными красками то есть делать цветной офорт в одну пластину.

    image

    image
    Цветной офорт в одну пластину, студенческие работы

    Можно совмещать на одной пластине глубокую печать с высокой (высокая печать это когда краска наносится на выступающие части) то есть набить пластину, например черной краской, а сверху катнуть резиновым валиком белой краски, а напечатать на серой бумаге, в данном случае важно не переусердствовать когда будете закатывать валиком это делается в одно движение, почти без нажима чтобы не закатать краску, которая набита в штрихах.

    image
    Не традиционное печатание офорта на пластину предназначенную для глубокой печати нанесли краску валиком как в высокой печати, да еще разных цветов, получился интересный эффект. Студенческая работа

    И много чего еще можно делать во время набивания пластины, тут главное не бояться экспериментов, со временем у каждого мастера нарабатывается свой арсенал всевозможных приемов и уловок.

    Заключительная операция при набивке пластины, вытирание фасет, делается это тряпкой влажной от какого-нибудь растворителя, или можно окунуть место которым будем вытирать в порошок мела. И аккуратно надо вытереть всю краску с фасет от края пластины до края изображения и до чистого метала.

    image
    Вытирание фасет

    И так пластина набита, теперь нам с нее нужно сделать оттиск. Оттиск, как правило, делается на бумаге. Бумага для печатанья офорта выпускается специальная, в продаже сейчас в салонах в основном импортная, опять же достаточно дорогая, для пробных оттисков и экспериментов лучше использовать какую ни будь другую, например обычный ватман. У меня хорошо себя зарекомендовала акварельная бумага, которая продается большими листами, первого формата. Есть тонированная и белая, первая лучше, композицию цельней держит. Она имеет разные фактуры (скорлупа, холст и т. п.) но это для печати не существенно, под прессом все фактуры сгладятся, останутся только на полях, что можно использовать как декоративную деталь при оформлении работ.

    Вообще, для печати, подойдет любая достаточно плотная бумага, даже на бумаге для офисной техники можно напечатать, но лучше брать бумагу сопоставимую по плотности с акварельной, или чертежным ватманом. Еще есть мнение что бумага не должна содержать в себе клея, который в некоторых сортах добавляется в состав, если есть возможность то лучше это правило соблюдать. Хотя при современном качестве бумаг можно печатать практически на любой. Еще интересно печатать на самодельных бумагах, сама бумага может быть изготовлена так, что может рассматриваться как самостоятельное и уникальное произведение искусства, но способы производства бумаги мы рассматривать в этой статье не будем.

    Перед печатью бумагу смачивают, то есть помещают в ванночку с водой, если вы печатаете большой тираж и хотите замочить сразу несколько листов бумаги, то погружайте в воду каждый лист отдельно. Если положить в воду сразу стопку бумаги, то в нутрии стопки листы не намокнут. Перед набиванием пластины достаем один из листов и помещаем его на вертикально стоящий кусок стекла, давая таким образом стечь лишней воде.

    image
    Бумага, замачиваемая в ванночке, хорошо виден лист, прилепленный к стеклу. Для того чтобы стекла лишняя вода

    А непосредственно перед печатью бумагу помещают на кусок чистой хлопчатобумажной материи (простыня) накрывают сверху другим краем этой же материи и прижимают материю к бумаге руками, поглаживая с усилием, до той поры, когда бумага не перестанет бликовать на свету. Таким образом мы добились, того что бумага у нас влажная а не мокрая что дает возможность краске свободно на нее ложится. И в тоже время бумага у нас не сухая и достаточно пластичная, что позволяет ей под давлением проникать в углубления на печатной форме и выбирать оттуда краску.

    image
    Бумага в «промокашке» куске хлопчатобумажной материи
    image
    Бумага перед обработкой на промокашке, видно как она бликует от влажности, и бумага уже обработанная, лишняя влага с нее удалена и она не бликует

    Следующий этап это печать оттиска. Печатается офорт на офортном станке. Который состоит из станины, на которой закреплены валы, верхний и нижний, между ними вставлена пластина (чаще всего металлическая, хотя бывают и фанерные и пластиковые) которая называется талер, также к станине прикреплена шестереночная передача с маховиком (колесом) по средствам, которых происходит вращение верхнего вала, а от него движение передается на талер, который движется в горизонтальной плоскости между валов, от него движение передается на нижний вал, который вращается вокруг своей оси. Верхний вал, имеет регулировки, для выставления давления.

    image
    Абрахам Босс «Мастерская гравера-печатника», офортная мастерская в средние века, посредине композиции хорошо виден офортный станок, с валами между которыми двигается талер

    Выставляем давление (тут главное не переусердствовать, иначе можно сломать станок или испортить пресс форму), берем набитую пластину, сверху укладываем подготовленную описанным способом бумагу, сверху кладется так называемая кирза (кусок набивной не имеющей текстильной основы материи, это может быть; фетр или мелкий войлок).

    image
    Пластина на талере, и накрываемая листом подготовленной для печати бумаги

    image
    Пластина с бумагой, накрыта кирзой. Прокатывание пластины на офортном станке

    Теперь вращая маховик (колесо) прогоняем пластину, накрытую бумагой и кирзой, между валов. Снимаем кирзу, снимаем бумагу и смотрим что получилось, если удовлетворены оттиском то кладем его под пресс в данном случае это несколько листов плотного картона с грузом на верху, чтобы оттиск при высыхании не коробился и остался ровным.

    image
    Пластина с бумагой, накрыта кирзой. Прокатывание пластины на офортном станке

    Если оттиск не получился то надо проанализировать почему, устранить выявленные недочеты и напечатать качественный оттиск. Все на этом процесс печатания завершен. Для того чтобы напечатать следующий оттиск надо весь процесс повторить с самого начала.

    По поводу офортных станков и других способов печати. Офортные станки сейчас можно свободно купить, в интернате, можно найти их в большом ассортименте, от не больших настольных и относительно недорогих, до больших напольных.

    image

    image

    image
    Современные офортные станки

    Но если по каким-то причинам станок не доступен, а печатать хочется можно обойтись подручными средствами, любое устройство между двумя частями которого создается достаточное давление, можно использовать как печатный пресс, или офортный станок.

    Самое доступное это столовая ложка, которой вы суп едите. Если взять ее, так как показано на иллюстрации, и перемещать по бумаге помещенной с верху печатной формы, то при большом желании можно умудрится напечатать не большой офорт (хотя это может быт красивой легендой, но при наличии крепких рук попробовать можно).

    image
    Таким образом можно напечатать небольшой офорт

    Еще способ, берется прочная квадратная или прямоугольная рама, например дверной проем. В него помещаем два ровных листа, например толстой фанеры. Между которых помешены пресс форма, с бумагой и кирзой. С верху помешаем автомобильный домкрат, который упирается в верхнюю перекладину рамы, и поддамкрачиваем, создавая давление, между листами фанеры, которые в свою очередь, прижимают бумагу к пластине, заставляя краску перейти на бумагу, и осуществляем оттиск. Этот способ вполне действенный, я видел работы, напечатанные таким образом, они имели вполне удовлетворительное качество.

    Таким, или подобным образом, можно приспособить все возможные струбцины, тиски, и промышленные прессы. И хотя, подобные приспособления имитируют способы печати на плоско печатном прессе, на котором печатается высокая печать, но при достаточной степени усердия и сообразительности можно напечатать и глубокую.

    Также можно использовать некоторые приспособления близкие по устройству к офортному станку. Например, валы от старых (очень старых) стиральных машинок, это через которые пропускались отстиранные вещи с целью удаления из них лишней воды. Такие валы почти готовый настольный офортный станок (самое интересное, что такие машины выпускают до сих пор).

    image
    Стиральная машина с валами, которые можно приспособить для печатания офорта, вставляем между ними, подходящую по размеру пластину (талер) и делаем две опоры для нее, чтобы она имела всегда горизонтальное положение и офортный станок готов

    Еще вариант, смотрел я недавно один каталог по станковой графике, там описывался какой то фестиваль, проводившийся пот открытым небом в каком-то парке, на большой асфальтированной площадке, где печатались огромные офорты. Я удивился сначала, каким образом они умудряются их напечатать. Оказалось все гениально просто, они укладывали несколько пластин, одна к другой как мозаику, на большой лист фанеры накрывали большим листом бумаги, кирзой, сверху ложили еще лист фанеры, и внимание!!! аккуратно прогоняли по этой конструкции каток, которым асфальт укатывают, идеального качества, конечно, не добивались, но оттиск все-таки получался.

    После проведения всех работ рабочий стол, весь инструмент, и офортный станок нужно тщательно отмыть от краски, уайт-спиритом иначе после ее засыхания это будет сделать трудно а иногда просто невозможно, а не отмытая и тем более засохшая краска будет мешать дальнейшей работе.

    image
    Зорин Л.Н. «Шкала ценностей» офорт, 1997г.

    Завершающий этап это подготовка пластины для хранения, то есть сначала пластина отмывается от краски уайт-спиритом, нужно очень тщательно отмыть, чтобы в штрихах не осталось краски. Это удобно делать с помощью зубной щетки, то есть кладем на стол пластину, наливаем на нее целую лужу уайт-спирита, и трем щеткой пока полностью не отмоем, вытираем насухо тряпкой. Если краска останется в пластине, то после ее высыхания отмыть ее будет почти невозможно и пластина будет испорчена. После того как пластина отмыта, ее можно завернуть в бумагу и хранить в сухом месте. Для длительного хранения пластину можно покрыть слоем воска либо, слоем твердого лака (о нем будет рассказано в части посвященной манере травленый штрих).

    И так мы теперь знаем, как напечатать офорт, конечно у каждой манеры есть свои особенности и нюансы, но основная схема почти всегда одна.

    image
    Мягкий лак. Название и автор не известен. Из метод фонда Куб ГУ, ХГФ, кафедра графики.
    image
    Мягкий лак. Название и автор не известен. Из метод фонда Куб ГУ, ХГФ, кафедра графики.

    Если возникнут сложности, или вопросы вы можете всегда написать мне на bodu9@yandex.ru я постараюсь ответить на ваши вопросы или подсказать, как решить тот или иной технологический вопрос.



    наверх

    Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.