|
Статьи и публикации об искусстве
Статьи современных авторов:
Ашбель Ек. "Графический дизайн
для музыкальной продукции"
Бумага ручной работы
Басе Александр. "Динамические картины".
Интерьвью с художником
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
Бусыгина Ек. "Понятие символа"
Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
Жуков Денис. "Кратко о печатной
графике"
Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
Мамедов М.-Т. "Носители информации"
Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
Меликли Тофик. "Рунические памятники
и культурная жизнь древних тюрков"
Паштов Герман. Статья о
выставке художника
Полетаева Елена. Интервью с художницей.
Стрелецкая Ол. Интервью
Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
Книги и публикации (для скачивания):
Алпатов М. В. О композиции картины
"Улочка" Вермеера Дельфтского
Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
Витрувий "Десять
книг об архитектуре" (pdf)
Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
Гумилев Н. "Письма из Парижа"
История визитных карточек
Кандинский В. "О духовном в искусстве"
Лесков Н. С. "О русской иконописи"
Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
Матисс Анри. "Заметки живописца"
Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)
Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека
". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать
для домашнего изучения.
100 номеров журнала "Художественная
галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.
-----------------------------------------------------------------------------
ЧТОБЫ ОЖИЛ ШТРИХ
Майя Смолина, Екатерина Толстихина
Выставка «Мастер. Ученики. Школа» в красноярском
региональном отделении Российской академии художеств (17 декабря —
25 января 2012) посвящена 70-летнему юбилею народного
художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской
академии художеств Германа Сафудиновича Паштова, на ней представлены
работы самого профессора, а также его учеников.
|
Лев Кузнецов в мастерской Германа Паштова 2011г. |
Известный сибирский художник Герман Паштов родом из Кабардино-Балкарии.
В Красноярске живет и работает более 20 лет.
Почти все работы юбилейной выставки разделены на серии: «Венеция»,
«Сон», «Фантазии на тему кабардинских песен»,
«Кабардинские мелодии». Много работ посвященных Кавказу,
но также есть и сибирские мотивы, например «По Мане»,
«На Енисее», «Снегири». На выставке
заметен поворот тематической магистрали: от ностальгических
музыкальных работ с кавказскими мотивами к сибирскому
пейзажу, северным сюжетам. Авторы статьи присутствовали при рождении
одной из таких работ: это была литография (гравюра на камне),
под которой уже стоит дата 2012. В ней представлены дети северной
народности, играющие с хворостом на фоне падающего снега.
Несмотря на то, что Герман Паштов работает и в живописи,
и в разных видах графики, школа Г. С. Паштова
объединена вокруг ксилографии. Как известно, ксилография —
это гравюра на дереве, один из древних видов высокой печати.
Стилевые традиции графики Германа Сафудиновича — это
реализм и романтизм. В произведениях представлено этнокультурное
традиционное пространство Кавказа. Недаром Паштов с подлинным
мастерством иллюстрировал работы А. Пушкина, Ю. Лермонтова —
поэтов русского романтизма, в творчестве которых есть и реалистические
тенденции. К тому же привлекательна для мастера-иллюстратора
и близкая ему тема Кавказа.
|
Паштов Г.С. Илл. к поэме. М.Ю. Лермонтова "Демон" |
Иллюстрация к произведению «Демон» М.Ю. Лермонтова
Г.С. Паштова служит эталонным образцом реалистической иллюстрации
в синтезе с романтической составляющей. «Демон»
уже как литературное произведение принадлежит романтизму по кругу
идей и их выражений. Удлиненные пропорции фигуры демона
в работе Паштова говорят об этом же круге. Сидящий
на скале, он подобен хищной птице. Диагональ такого рода
(слева направо) трактуется как «диагональ борьбы» (термин
ученого Н. Тарабукина). Очевидно, что отношения с небом
демонического существа, конфликтны — камнеобразный град
летит как от демона в небо, так и с неба на землю.
Акцент на драматическом конфликте, поза страдающего одинокого
(на возвышении гордыни), торжественный вертикальный формат ксилографии —
есть знаки, выражающие эталон искусства пространства романтизма.
«Демон» Г.С. Паштова содержит в себе путеводную
нить зрителя: важнейший узел ее — это масштаб главной
фигуры, ее четкий абрис, вертикальная ось, позволяющие сразу
отличить ее от иного, фонового пространства. Далее —
штрихи, созданные средствами ксилографии; штрихи, которые мастер
сделал благодаря подбору фактуры дерева. Они создают волны волос,
фактуру перьев, шерсти, кожи, воды и скал. Мы —
зрители — различаем фактуры и понимаем сущность
героя, его ситуацию. Мы обращаем внимание на линии летящего
града и его диагональное направление. Мы фиксируем падение
и взлет некоторых частиц. Мы понимаем, что речь идет о войне
с небом. Мы видим, что характер падающих частиц —
это частые и гвоздеобразные элементы. Взлетающие звездообразный
элемент и шары есть крупные, медленно и тяжко летящие
вверх, рожденные усилием демонической воли.
Феррография «Мечта» Г.С. Паштова — небольшая
работа, очень лаконичная и гармоничная. Мечтательно сидящие
две женщины, позы их сдержанно расслаблены, в них сохраняется
стержень концентрации, фигуры почти симметричны друг с другом,
но в то же время различаются, чем обеспечивается
их естественность, живость. В центре наверху лунный диск,
от которого идет свечение, к нему обратили свои лица героини.
Женщины изображены со спины, мы не видим их лица,
они скрыты, чем достигается таинственность и индивидуальность
мечтаний при луне. Выполнена черно-серыми штрихами на белом
фоне, таким образом, представлен сгущающийся сумрак.
|
|
Работа ученика Г. Паштова:
Пашт-Хан А. Г. Иллюстрация к
«Вечерам на Хуторе близ Диканьки»
Н. В. Гоголя. |
Работа ученика Г. Паштова:
Постникова А. Н. Илл. к роману
Ю. Мисимы (Золотой храм) |
Работы учеников студии Г. Паштова занимают целый первый этаж
выставочных залов Академии. Они очень разнообразны по стилю,
направлениям, техникам. Многие ученики Германа Сафудиновича —
ведущие художники Сибири, имеющие опыт и награды, произведения
которых очень ценны и, безусловно, заслуживают самого присатльного
внимания. Среди них — А. Пашт-Хан (сейчас работает в Германии),
А. Постникова, С. Тихомиров, Е. Федорова, С. Карпова,
А. и Е. Савочкины, Ж. Зомонов, Т.Белова, Т. Кузьмина,
Н. Мурина, О. Баранова и многие другие.
Беседа с Германом Паштовым
М.С.: Изменилось ли Ваше представление
о Сибири за все эти годы?
Г.П.: 22 года назад я вообще не знал, в какой
стороне Сибирь находится. Т.е. примерно знал, но в Красноярске
не был. Уже 12 год руковожу здесь творческими мастерскими.
Сейчас Сибирь — это частица моей родины. Мы должны
всеми силами стараться, чтобы родина выглядела хорошо. Мое семейное
воспитание таково, что родину надо любить и защищать. Я стараюсь
выразить эти свои чувства на бумаге, на холсте.
М.С.: Гравюра на дереве близка
русскому, сибирскому духу? Наше лесное богатство...
Г.П.: Дело не в материале, а в том,
как художник себе представляет Сибирь. Любой материал имеет неограниченные
возможности. Какое дерево используется в ксилографии? Дикая
груша, самшит (есть гравюры, вырезанные на 1000-летних
самшитах), это все привозные породы. Это по торцовой гравюре,
а по обрезной — любой кусок дерева годится.
На выставке в Кабардино-Балкарии, которая проходила в университете,
некие зрители из 14000 посетителей, написали отзыв: «Теперь
мы другими глазами смотрим на деревья». Вот это
для меня было новым, что посетители таким образом изменили взгляд
на мир.
М.С.: Чья была идея создать красноярскую
школу ксилографии?
Г.П.: Идея объединить всех была моя, когда у меня учеников
стало достаточно много. Нас также объединяет дружба между собой. Мы много
достигли вместе: сделали несколько общероссийских выставок, в 2005
выставлялись в Харбине, в 2006 — в Пекине,
в 2007 г. — выставка «1001 гравюра» —
снова в Харбине. Лучшие китайские журналы по искусству опубликовали
наши работы.
М.С.: Есть ли традиции, которые
передаются от учителя и ученика в Вашей студии?
Г.П.: Вообще бывает в жизни так, что ученик много берет
от учителя, а потом не становится самостоятельной
творческой личностью, остается копиистом. Я считаю, что я избежал
этого. Я своим студентам никогда не позволяю подражать
мне. Они должны делать свое. Я ищу лучшие качества каждого
студента, чтобы они развивали их. На выставке вы заметили,
нет похожих двух похожих членов студии. Они все разные.
М.С.: Меня поразила мысль в документальном
фильме о красноярской школе ксилографии «Поэзия штриха»
о том, что если бы был создан музей ксилографии, он был бы
первым в России.
Г.П.: Да, это так. Пока это мечта. В Министерстве культуры
к этой идее отнеслись положительно, но пока нет никаких
движений. Я буду продвигать эту идею дальше, говорить с губернатором.
Музеев много. Но музея ксилографии нет в России. Этот
был бы единственным. Сейчас наша студия может представить более
тысячи гравюр. Это мечта не для меня лично, и не для
Вас, это для будущего, для тех, кто подрастает, кто будет интересоваться
искусством гравюры.
Е.Т.: Дай бог, чтобы мечты осуществились.
К вопросу о мечтах. Ваша работа «Мечта» —
это тот случай, когда работа сама выбрала меня как зрителя. Скажите,
пожалуйста, а о чем мечта?
Г.П.: В «Мечте» я представил лунную
ночь и двух мечтающих женщин. Это было примерно в 1965 г.
Это одна из первых моих феррографий. Феррография —
это гравюра на металле. Когда преподаватель рассказал о том,
как делается офорт, я, проанализировав этот рассказ, решил сделать
по-другому. Сначала не могли придумать, как же назвать
эту технику. Потом придумали вместе с другими художниками,
что по аналогии с ксилографией, литографией, произвести
от слова «феррум» — «железо».
Феррография — это кислота, металл, руки и инструменты.
И никаких магнитов. «Мечта» из серии, в которой
кроме нее много работ, например, «Семья», «Аул»,
«Мелодия». Работы серии опубликовали в журнале
«Москва», газете «Культура», представили
на всесоюзной выставке эстампов. А мне было 24-25
лет. Эти работы получились «пропущенные через себя».
Я делал серию из 25 работ за два месяца, ночами
не спал почти — травил, печатал, дым шел из ванной.
Очень понравились эти работы преподавателю суриковского института
(Москва), он стал меня звать проводить большой мастер-класс,
но я категорически отказался — считаю, что
правильно сделал, на тот момент опыта было мало. Тем не менее,
люди приезжали из репинского и суриковского институтов,
чтобы посмотреть, как я работаю. На одной из выставок
я представил семь работ серии, пять из них были раскуплены,
хотя продажи не предполагались.
Е.Т.: Вы часто экспериментируете,
на мой взгляд, интересна техника выскребания по асфальту.
Г.П.: Если художник мыслит и двигается вперед, он экспериментирует.
Художник — это экспериментатор. Скучно, когда художник
делает только одно, тиражирует одно и то же, и больше
ничего. Мне интересны и литография, и акварель, и живопись.
Например, на выставке маленькая работа «Мелодия»
отпечатана в технике феррографии, а на другой стене —
в технике офорта. Или взять литографии. Все литографии —
разные («Кони», «Сюиты»). Выскребание по асфальту —
это редчайшая техника в России. Когда попробовал сирийский
лак накатать на литографский камень, а потом его выскребать
ножами, скальпелем, офортными иглами, получилось красиво. Я отпечатал
пару серий в этой технике, но больше не стал делать.
Мне стало неинтересно. Я знаю, как это сделать, я освоил
эту технику. Разнообразна и акварель. Акварели, сделанные на Кавказе
или сделанные в Сибири, действительно разные. Живопись представлена
только тремя холстами, хотя у меня весь коридор мастерской
«забит» живописью.
|
Герман Паштов. Снегири. Обрезная ксилография. |
М.С.: Интересно, что очень красивые
сибирские виды — цикл гравюр «На Енисее»
и «Снегири» выполнены на мятой бумаге, что очень
оригинально и красиво выглядит. Почему используется мятая бумага?
Г.П.: Для этих работ я мял бумагу, точно также, как
я делал это лет 30 назад, и работы на такой
бумаге выставлялись на общероссийских выставках и в Москве.
Эта фактура подошла к месту. У меня есть и другие
работы, созданные на французской мятой бумаге. Вообще, смотрю
по ситуации: если «Снегири», то мятая бумага
создает ощущение снежных кристаллов или мороза на окнах. Для
цикла «На Енисее» созданы горизонтальные складки,
они создают ощущение волн, эффект тумана над Енисеем.
М.С.: А возможно ли такое
прочтение работ: белый чистый лист, незаполненный фон понимаются
как чистота Сибири? Как нетронутое, природное, девственное пространство?
Г.П.: Здесь самое сложное — кратко сказать, но ёмко.
Важно избежать нагромождения, чтобы это было искусство. Если на белом
листе удачно поставить точку, или положить штрих, чтобы он ожил,
то это уже, я считаю, достижение.
© Герман Паштов, Майя Смолина, Екатерина Толстихина, 2012.
наверх
|