|
Статьи и публикации об искусстве
Статьи современных авторов:
Ашбель Ек. "Графический дизайн
для музыкальной продукции"
Бумага ручной работы
Басе Александр. "Динамические картины".
Интерьвью с художником
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
Бусыгина Ек. "Понятие символа"
Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
Жуков Денис. "Кратко о печатной
графике"
Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
Мамедов М.-Т. "Носители информации"
Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
Меликли Тофик. "Рунические памятники
и культурная жизнь древних тюрков"
Паштов Герман. Статья о
выставке художника
Полетаева Елена. Интервью с художницей.
Стрелецкая Ол. Интервью
Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
Книги и публикации (для скачивания):
Алпатов М. В. О композиции картины
"Улочка" Вермеера Дельфтского
Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
Витрувий "Десять
книг об архитектуре" (pdf)
Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
Гумилев Н. "Письма из Парижа"
История визитных карточек
Кандинский В. "О духовном в искусстве"
Лесков Н. С. "О русской иконописи"
Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
Матисс Анри. "Заметки живописца"
Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)
Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека
". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать
для домашнего изучения.
100 номеров журнала "Художественная
галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.
-----------------------------------------------------------------------------
Бусыгина Екатерина "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
|
|
|
К.А. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1921. Х.,
м. |
К.А. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина.
1911. Х., м. |
К.А. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1905. Х.,
м. |
|
|
|
А.Я. Головин. Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса
Годунова. 1912. Х., темпера, фольга. |
В.А. Серов. Портрет Ф.И. Шаляпина.
1905. Х., уголь, мел. |
Б.М. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922.
Х., м. |
Введение
Творческая жизнь рубежа 19-20 веков была насыщена различными исканиями
в области искусства. Искали новые приемы живописного изображения
импрессионисты, ломали форму кубисты, примитивисты, сюрреалисты,
футуристы. Много сделано открытий в книжной графике, новую жизнь
получил театр. Художники подвержены «течениям», ломают старое, ругают
Академию, желают создавать новые стили.
В России ослабла волна «передвижничества», появились новые творческие
имена: В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, И.И. Левитан. Новое
поколение художников отвергает предвзятую сюжетность, критическую
направленность творчества передвижников, желая показать радость
чистого цвета, красок, блеск живописи в своих работах.
Константин Алексеевич Коровин блестящий живописец – станковист
и декоратор. Талант яркий и самобытный, глубоко национальный и уловивший
важнейшие искания импрессионистов, стремления живописцев нового
времени к чистоте цвета. Сотрудничал с журналом «Мир искусства»,
создал панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, писал
декорации для Большого театра и Частной оперы С.И. Мамонтова. Тонкий
колорист, «Моцарт живописи», как назвал Коровина Б.В. Иогансон.
Пейзажист, портретист, жанрист, Коровин писал на пленэре, желая
добиться максимальной цветовой точности изображаемого. Его работы
поражали современников яркостью палитры, красотой верного тона и
цвета, звучностью красок. Коровин большое внимание уделял технической
стороне живописи, благодаря чему работы Коровина великолепно сохранились
до наших дней.
Коровин ценился далеко не всегда. Много огорчений доставляло ему
непонимание публики, критиков. Над его работами – «мазней», смеялись;
известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом
картину» (1902). Репин и передвижники были недовольны Коровиным,
так как он не создавал ничего серьезного, идейного, только «этюдики».
И даже ученик Коровина – Б.В. Иогансон, столь ценивший учителя,
пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал
ожиданий»1. То есть
ожиданий большой серьезной работы, которую, по мнению многих, должен
создать настоящий художник. М.В. Нестеров считал, что К. Коровин
«срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи»2.
Таким образом, Коровина ругают все: те, кто любит – за безыдейность,
набросочность работ; те, кто завидуют славе или не понимают его
– за широкую манеру письма, опять же за безыдейность. Хвалебные
отзывы слышны крайне редко.
В данной работе автор хочет показать действительные удачи или промахи
художника, поразмышлять над его счастливым творчеством, удачной,
по мнению многих, творческой жизнью, при этом сложной судьбой, которую
он будто не признавал ни своим добродушным характером, ни радостной
живописью. Нам теперь легче согласиться со сложным гением Врубеля
или Серова, чем с блистательным и непривычно живым, непродуманным
Коровиным.
Долгие годы Коровин общался и дружил с Ф.И. Шаляпиным. Оба талантливые,
близкие по характеру, они и в творческой деятельности перенимали
мастерство друг друга. Коровин неплохо пел, а Шаляпин под влиянием
Коровина и его друзей, начал рисовать и лепить. Даже слепил собственный
бюст.
Многие художники писали Шаляпина. На портретах одних он сумрачен,
других - озарен вдохновением или изображен в какой-нибудь роли,
например, Бориса Годунова на портрете Головина. Коровин же изобразил
друга, общительного человека. Особенно ему удался портрет 1911 года,
где Шаляпин показан как бы продолжающим беседу в непосредственной,
изящной позе.
Как и большинство художников, К.Коровин писал портреты
на заказ. Хотя более предпочитал рисовать портреты друзей. Шаляпина
Коровин пишет именно как друга.
Искусство К.А. Коровина хорошо изучено. Художнику посвящены многочисленные
статьи и монографии. Тепло и интересно написано о Коровине современниками:
Нестеровым, Головиным, Комаровской, Иогансоном, Шаляпиным, Бенуа
и другими.
Еще при жизни Коровина появилась книга Б.Н. Терновца «Коровин –
Серов»3,
где автор сопоставляет творчество двух ведущих художников рубежа
19-20 веков. Книга Терновца – первое серьезное исследование творчества
Коровина. В 1969 году издается монография Р.И. Власовой «Константин
Коровин. Творчество»4. К сожалению, в ней о
замечательном портрете Ф.И. Шаляпина 1911 года практически ничего
не сказано. В другом издании – альбоме-проспекте В.Ф. Круглова «Коровин:
125 лет со дня рождения» портрету посвящена целая страница. «Улыбающийся,
светящийся – и тон лица, и цвет волос его содержали какую-то лучезарность.
Она не передается Головиным и великолепно передается Коровиным,
- там, где Шаляпин изображен на веранде, в светлом костюме5, 6.
Отношение к работам Коровина и к самому живописцу неоднозначно.
Например, В.В. Стасов пишет: «Можно и должно с почетом и симпатией
упомянуть о портретах и этюдах К.Коровина, но этот талантливый художник
чересчур офранцузился и все менее и менее становится способен интересовать
индивидуальным и самостоятельным искусством. Он слишком раб других.
У него, кроме внешнего мастерства ничего нет»7.
Иное пишет А.Бенуа: «Коровин был типичнейшим русским человеком»8,
«искусство Коровина было самым передовым и самым европейским»9. Самым интересным и полным исследованием
творчества Коровина, его литературной деятельности, связей с другими
художниками и деятелями искусства, можно назвать книгу Н.М. Молевой10, где кроме монографического
очерка, представлены его собственные литературные работы и воспоминания
о нем художников.
Несмотря на научную точность труда исследователей творчества Коровина,
более всего интересны непосредственные отклики современников – будь-то
ругань газетчиков или восхищенные слова ценителей. Например, рецензент
журнала «Московский листок», пишет: «Оба они [К.А. Коровин и В.А.
Серов] словно сговорились, придумали такой нехитрый фокус для писания
портретов: дурно ли, хорошо ли, как удастся, они выпишут эскиз,
но прежде всего лицо, особенно подчеркнув иногда в явное противоречие
с натурой глаза; затем, зажмурясь, мажут волосы на голове, на счастье
кладут широкие пятна для изображения покрытых той или иной материей
плеч рук и стана, причем, для выражения кисти рук считается обыкновенно
достаточным два или три пальца, сделанных приблизительными мазками,
остальные пальцы предполагаются запутавшимися в складках платья
– и портреты готовы. Окончив эту быструю работу, машистых и талантливых
мазков, остаются обтереть и вытереть палитру: подливается немного
масла и большой плоской кистью мешается все вместе оставшиеся на
палитре краски, чтобы этим месивом затереть белое полотно вокруг
фигуры, - это даст глубокий и воздушный фон»11.
Много горечи доставляло Коровину непонимание его людьми, особенно
прессой. А именно, невнимательность журналистов, их поверхностность
и привычка толпы хватать, «что кинут», привела к порицанию Коровина,
к сравниванию его то с декадентами, то с натуралистами, то с импрессионистами,
непониманию его самобытности, его русского сердца.
Коровин обижался на критику, в «Автобиографических рукописях» он
пишет: «Критика наша, за малым исключением, только и занимается
колебанием треножника артиста, совершенно ясно выражая собой страшную
психологию унтера Пришибеева, легкомысленно относясь к служению
художественной цивилизации, давая оценку ценностям совершенно и
почти всегда мимо <…>. Пользуясь несознательной массой, с
невероятной похотливостью к словоизвержениям, с фальшиво честным
взором, они убеждают всеми способами собраться и оплевать художника.
Они беспокоятся: если он хорошо пишет, то лентяй, он мало работает
или плохо живет с женой - и клевета без конца. Все, заботясь о вас,
вашу музу, чистую и невинную, всегда хотят отправить в места не
столь отдаленные»12.
Редко позволяющий себе грубое слово, обычно радушный художник,
так безапелляционно пишет о газетчиках. Нет сомнения, что они доставляли
ему большие страдания. И записки художника, вышедшие под названием
«К. Коровин вспоминает…» – это утверждение своего коровинского «я»,
искренности перед народом, действительной любви к людям, к Богу,
к искусству. «Люди, вы такие дикие! В вас нет бога. Я художник,
вся зависимость моя есть от общества, а вы не хотите обратить ваше
внимание».13
Портрет Ф.И. Шаляпина в Виши (1911)
К.А. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1911. Холст, масло; 65х81.
Государственный Русский музей
Портрет Шаляпина живописен. Поза его одновременно монументальна
- занимает основную часть холста, и вместе с тем мимолётна, словно
поймана в объектив фотоаппарата. Портреты с фотографии, когда жизненное
мгновение запечатлено на холсте, популярны в наше время. Но художники
прошлого могли рисовать портрет по памяти, или с быстрых зарисовок.
Импрессионизм в творчестве Коровина
«В тенистом саду стоял уютный особняк. В нем помещался отель.<…>
Константину Алексеевичу была предложена лучшая комната в отеле,
с окнами в сад, светлая и просторная <…>. Плодотворным было
это лето для Коровина. «Какой здесь замечательный свет!» – повторял
он и работал с раннего утра до вечера <…>. В Виши им был написан
один из лучших портретов Шаляпина. На низком соломенном стуле в
белом костюме сидит Шаляпин. Через раскрытое окно видны зеленые
кусты деревьев. На столе розы, красное вино в бокале».14
Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда
же Шаляпин. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М.И.
Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Пресса сразу объявила, что Шаляпин
намерен привлечь Коровина к третейскому суду, так как портрет продан
без его разрешения, на что сам Шаляпин отвечал: «К Коровину мои
дружеские отношения такие же, как и прежде. Мне, действительно,
было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне.
Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо.
Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не
помышлял»15. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой
творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого
«коровинского» письма. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши
Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие;
был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г.), портрет
Шаляпина 1905 года.
Коровин был превосходным театральным декоратором, театр принес
ему славу и доход, но он оставался верен станковой живописи. «Этюдник
– вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая
принадлежность его существования»16
Коровин всегда и везде писал с натуры. Это особенное восприятие
красоты мира, желание изображать прекрасное, а бытовое сделать красивым
через живопись. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без
четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам
называть его натуралистом. Долгое время Коровина считали художником
неглубоким, поверхностным и удивлялись его замечательно удававшимся
портретам. Художник, который основную свою задачу видит в цвете,
в передаче колорита – так хорошо, с психологической оценкой пишет
портреты, конечно, не может быть натуралистом, принципы которых
заключаются в передаче натуры до мельчайших подробностей, передаче
внешнего, а не внутреннего содержания.
Но
чаще К.Коровина называли импрессионистом. Насколько это правильно
и к какому течению вообще отнести художника – спорный вопрос. Поздний
период творчества Коровина, несомненно, находиться под влиянием
французского импрессионизма. Коровин был неоднократно во Франции,
познакомился с творчеством Клода Моне, Сислея, Ренуара, Писсарро
и другими. Вера в «правильность» того, что и как он пишет, возросла.
Но и до встречи с французской живописью, Коровин уже был своеобразным
импрессионистом. Достаточно посмотреть, например, его «Хористку»
(1883 г.), написанную независимо от какого бы то ни было влияния.
А.К. Саврасов и В.Д. Поленов – учителя Коровина, оказали влияние
его на живопись. Но только тем, что Коровин увидел возможность писать
чисто и светло, празднично писать. И если Саврасов и Поленов еще
подвержены «идеи» в живописи, которую пропагандировали передвижники;
то Коровин не думает и не ищет «идею», для него важен «цвет в форме»,
колорит, живопись.
Сам художник в «Автобиографических рукописях» очень понятно излагает
свое мировоззрение в разговоре со своим преподавателем – профессором
Е.С. Сорокиным. Это столкновение учителя еще старой закалки с задорным
молодым Коровиным. Коровин пишет бревенчатую дачу и объясняет, как
он видит цвет:
-- Там, в натуре, разно – а все одинаково. Вы видите бревна, стекла
в окне, деревья. А для меня это краски только. <…> Когда верно
взять краску, тон в контрасте, то выйдут бревна.
-- Ну уж нет. Надо сначала все нарисовать, а потом раскрасить.
-- Нет, ничего не выйдет. <…> Рисунка нет. Есть только цвет
в форме.17
Позднюю станковую живопись Коровина можно рассматривать как импрессионизм,
но всегда появляется одно «но». Коровин писал портреты и теперь,
в своем творчестве начала 20-го века, желал усилить эмоциональность
образа, углубить образ. Что расходится с позициями импрессионистов.
«Пленэрный этюд стал единственной формой их художественной практики;
основной целью живописи сделалась передача световых эффектов, главным
и почти единственным художественным средством – подчеркнутая игра
цветовых контрастов».18
Хорошо сказал о Коровине-импрессионисте Иогансон: «Очень часто
широкое коровинское письмо 1910-х годов путали с импрессионистическим
методом. В каком смысле Коровина можно считать импрессионистом?
Только в том, что он любил и верил в непосредственное написание
прямо с натуры. И в этом он был большой мастер».19 Бенуа же пишет противоположное: «Это
был наш первый «импрессионист» – один из первых он дерзнул сочинять
картины без всякой предвзятой сюжетности»20
То есть вопрос об импрессионизме в позднем творчестве Коровина
в целом остается нерешенным. Произведения Коровина лиричны, в них
есть чувство. Сближение и сравнение с импрессионистами несколько
поверхностно. Не следует искать тенденцию в творчестве Коровина,
стремление к какому-либо течению, он искренен в желании красоты,
в желании изображать и дарить красоту. «Меня называют импрессионистом.
Многие толкуют это понятие как стремление художника изолироваться
от внешнего мира. А я твердо заявляю, что пишу не для себя, а для
всех тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному
миру красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся
игре света и тени»21.
Композиционное построение
Всякий художник, прежде чем приступить к написанию картины – будь-то
натюрморт, пейзаж, жанровая сценка или сложная многофигурная композиция,
прежде всего, представит ее мысленно, компонует. Компоновка, в отличие
от композиции, не раскрывает идейного смысла художественного произведения.
В картине важна уравновешенность всех деталей, цельность восприятия,
«Все держится на чуть-чуть»22, сказал К. Коровин. Как бы великолепно не была собрана,
скомпонована картина, она не может еще называться хорошим художественным
произведением, если в ней нет внутренней смысловой композиции. Из
любой тщательно сделанной, верно построенной работы может выйти
ненужная штудия, если в ней нет души, искры, озаряющей картину,
когда зритель и критик может сказать: в этом произведении все хорошо,
оно живет.
Портрет можно называть живым, например, если он погрудный, когда
основная проработка отдана глазам и чертам лица; если изображена
фигура полностью, – художник более тщательно прописывает лицо, как
смысловой центр. Фигура же портретируемого может быть намечена в
общем. То есть происходит выявление существенного и изъятие незначительного.
Правил для построения композиции нет, и художники обычно говорят:
композиции научить нельзя, она «является сама собой» (Крамской).
Это действительно так. У каждого художника индивидуальный подход
к своей будущей картине, кто-то годами строит взаимосвязи отдельных
элементов, выявляет главное; иные и вообще наугад зарисовывают композицию,
а если промахнуться, то удлиняют или укорачивают материал, на котором
пишут. Композиция – личное дело художника. Можно высчитать ее почти
математически, а можно – по вдохновению.
Коровин был из тех художников, которые компонуют сразу, даже без
предварительных набросков. И его картина обычно начиналась и заканчивалась
на одном холсте. «В живописи маслом и акварелью Коровин не прибегал
к точному рисунку карандашом или углем, избегая связывать свою кисть
с каким-либо предварительным рисунком.<…> Рисунок-набросок
кистью был им введен в новый принцип, которого он постоянно придерживался
во всех своих работах».23
И в портрете Шаляпина (1911) Коровин не отошел от своего принципа.
Шаляпин изображен сидящим возле стола. Поза его свободна, изящна,
вместе с тем спокойна. Лицо обращено к зрителю в три четверти; Шаляпин
смотрит вглубь комнаты, возможно, беседует с невидимым собеседником.
Свет падает слева, из открытой двери. Летний день или утро, настроение,
должно быть, и у певца и у портретирующего его художника, превосходное.
«Портрет удивительно передает ощущение силы, свежести и здоровья,
которыми дышала в то утро вся фигура Шаляпина»24,
писала Н.Комаровская.
Портрет сочетается в этой картине с пейзажем и с натюрмортом. Изображение
человека поздних работ Коровина, как правило, подчинено общему замыслу
картины и не играет главной роли. В портрете Шаляпина натюрморт
и пейзаж не доминируют, а, «напротив, способствуют общей рельефной
обрисовки модели»25.
Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление,
будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под
его широкой фигурой, табуретке (или стуле). Да и комната кажется
небольшой, и Шаляпину в ней тесновато. Он бы в ней совсем задыхался,
если бы не двери в сад. Несмотря на то, что за окном плотная стена
зелени, неба не видно - пространство ощущается. Но конечно, и воздух
и свет в картине создала не композиция, а колорит. Главная ценность
картины – ее живописность. Композиция важна, но ее во главу угла
ставили передвижники, так как у них она несла идею. У Коровина несет
идею живопись – идею света, жизни, добра. Нельзя же назвать художника
безыдейным, если своими работами он хочет приносить людям радость.
Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт.
К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Наиболее
живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно),
чем остальная часть картины. Возможно, художник экспериментировал
прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Вазочка с фруктами
сливается с фоновым пейзажем в окне. Отдельная, ученически простая
часть натюрморта слева, состоящая из трех предметов, своим силуэтом
образуют треугольник с основанием внизу. В подобный же треугольник
можно вписать и саму фигуру Шаляпина.
О композиции реалистичной картины судить не трудно, и не знаток
может проверить ее правильность. Нужно сравнение с натурой, то есть
с жизнью. А кто же мог изобразить жизнь более верно, чем Коровин,
который уверенно записал: «людям я нес только красоту и прославление
жизни»26.
Колорит
Колорит не есть реальный цвет предмета, это совокупность цветовых
оттенков. И «правдивость колорита никогда не достигается механически
точным «списыванием» с натуры»27 Несмотря на желание художника «повернее» взять цвет,
ни одна картина не избежала условности. Те же, кто решили переступить
грань дозволенного и вступили в состязание с природой, стараясь
изобразить максимально верно и формы и их окраску, потерпели неудачу,
и составили направление в живописи, так называемый «натурализм».
Во всем нужна мера. Хоть и сказал Коровин «живопись удивительно
точное дело»28,
но точность ее живет и играет только в целом, мазок в совокупности
с мазком, цвет с цветом.
Нет надобности повторять, что Коровин был живописцем милостью природы,
как говорят, от Бога. И что все его полотна – это прежде всего цвет.
Ученики, товарищи Коровина удивлялись, как это он так верно цвет
берет, а сам Коровин говорил: «У меня все полуотсебятина. Я не добиваюсь
натуры. Нужно не только скопировать натуру, нужно ее передать ловко,
любя, не долго тратя время, сразу, просто рассказать. Искусство
должно быть легко, – как Мазини спел и готово <…> но должна
быть суть, суть передана»29. В этих словах весь
Коровин. Не легкость через сложность, как часто говорят художники.
Сначала мучиться, а после выдать нечто оригинальное. Нет, сразу
почувствовать и быть «умно оригинальным от сердца в живописи»30,
уловить свежесть первого мгновения, впечатления, и, вместе с тем,
не оставить все в зыбкости впечатления, а выявить главное.
Портрет Шаляпина построен по живописным законам импрессионистов
– по мгновенному состоянию натуры, вместе с тем целен, образ и характер
артиста ясно читаются. Перед нами живой человек внарядном костюме.
Он еще молод, но уже прославлен. Коровину нет до этого дела. Изображая
«суть», он не ищет конкретного образа, не типизирует Шаляпина, как
Серов в своем графическом портрете (1905 г.), где Шаляпин изображен
с лицом вдохновенным, поэтичным и надменным. Даже сама поза уже
показывает его недоступность.
Серов, как и Головин, изображают артиста, то есть ставят перед
собой задачу написать конкретный образ, у обоих тон, колорит подчинены
содержанию, идее картины. У Коровина – наоборот. В «Автобиографической
рукописи» он пишет: «Чувствовать красоту краски, света – вот в чем
художество выражается немного, но правдиво, верно брать, наслаждаться
свободно, отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей – они
содержание. Надо сюжет искать для тона»31.
Живопись дело не одного вдохновения. Коровин очень внимательно
относился к выбору живописных материалов, «отличное знание их свойств
и особенностей, умелый отбор давали возможность художнику избежать
различного рода неприятных неожиданностей – проваливания отдельных
тонов, пожухания красок и других «сюрпризов»32.
Коровин маслом писал на холсте, загрунтованном фабрично или вручную.
Подготавливая холст для портрета Шаляпина, Коровин покрыл его тоном
– светлой охрой. Цвет охры стал объединяющим в картине, так как
художник не везде записал холст, чем внес еще более изящества, виртуозности
и продуманности в картину.
Не броский, уравновешенный тонально с другими цветами, общий тон
сделал живопись экспрессивной, динамичной. Основная густота красочного
слоя приходится на верхний левый угол картины, он же самый светоносный,
разнообразный в колористическом отношении. Остальная часть картины,
в которую словно вписан сидящий Шаляпин, мало отличается по цвету.
Этот участок напоминает по форме зеркально отображенную букву “L”,
богат тоновыми различиями. Наиболее яркое пятно – белая рубаха Шаляпина,
светлый охристый костюм и освещенное лицо; наиболее темное пятно
приходится на галстук. Источник света исходит из окна, но проем
окна по тону темен и написан в холодной гамме. Таким образом, давая
свет, он не привлекает на себя дополнительное внимание.
«Цвет в форме» и никак иначе. Коровин писал по-новому, с новым,
свежим мировидением. Его сейчас же заклеймили в импрессионисты.
Возможно, импрессионист. Но слишком самостоятельный, цельный в изображении
образа, что бы укладываться в рамки этого течения. Его, как и Врубеля
и Серова, нельзя отнести к какому-либо течению. Ибо настоящий художник
самобытен, он пишет себя, от себя, свою суть, то есть то, что заложено
в нем природой.
Заключение
К.А. Коровин – один из виднейших художников конца 19 – начала 20
веков. При жизни наибольшую славу принесли ему работы для театра,
как декоратора и художника по костюмам. Станковая же живопись основное
признание получила после смерти художника.
Рассмотренный автором портрет Шаляпина (1911) уже современниками
назывался одним из лучших произведений Коровина. В курсовой работе
автор желал познакомиться с творчеством Коровина, с отношением современников
к художнику, внимательно изучить одну из его работ и дать ей всестороннюю
оценку.
Коровин привлекал и привлекает ярким колоритом, убедительной живописью.
Как теплое, солнечное привлекает глаз больше пасмурного, так и живопись
Коровина влечет своей радостностью. Вначале радостных красок Коровина
не понимали, как не понимали, например, импрессионистов. Но время
все расставило по своим местам.
У Коровина появились последователи, его ученики известны не менее
своегоучителя (Сапунов, Сарьян, Юон, Иогансон, Судейкин, Петров-Водкин,
Фальк и др.) Работы художника находятся в постоянной экспозиции
Русскогомузея и Третьяковской галереи.
Искусство всегда побеждает, если идет от искренности и любви.
Список использованной и рекомендованной литературы
1. Басыров А.Я. К.А.Коровин.- Л.: Художник РСФСР,1985.
2. Бенуа А.Н. Александр Бенуа размышляет…- М.: Советский художник,
1968.
3. Власова Р.И. Константин Коровин. Творчество. – Л.: Художник
РСФСР, 1969.
4. Виннер А. Живописная техника К.Коровина // Художник. – 1968.-№5.-
стр.35-40.
5. Головин А.Я. Встречи и впечатления. Воспоминания художника.
– М.-Л.: Искусство, 1940.
6. Досекин Н.В. Русское искусство в 1894 году // Артист. – 1894.-
№37.-стр.143.
7. Зотов А. Константин Коровин. К столетию со дня рождения // Искусство.
–1961.-№12.- стр. 52-54.
8. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. – М.: Изд-во АХ
СССР, 1959.
9. Коган Д.З. К.Коровин. – М.: Искусство, 1964.
10. Комаровская Н.И. О Константине Коровине. – Л.: Художник РСФСР,
1961.
11. Коровин К.А. Константин Коровин вспоминает… - М.: Изобразительное
искусство, 1971.
12. Круглов В.Ф. Коровин: 125 лет со дня рождения. – Л.: Художник
РСФСР, 1987.
13. Милашевский В.А. Вчера, позавчера. Воспоминания художника.
– М.: Книга, 1989
14. Молева Н.М. Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма.
Документы. Воспоминания. – М., 1963.
15. Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. –М.: Искусство,
1959.
16. Стасов В.В. Избранные сочинения в 3-х томах. 3 т. – М., 1952.
17. Терновец Б. Коровин-Серов. – М.: Искусство, 1925.
18. Шаляпин Ф.И. Повести о жизни. Маска и душа. – Пермь: Пермское
издательство, 1969.
Сноски:
1. Б.В. Иогансон.
Молодым художникам о живописи. М. Изд. АХ СССР,1959, стр. 62
2. М.В. Нестеров.
Давние дни. Встречи и воспоминания. М., «Искусство»,1959, стр.127
3. Б.Терновец. Коровин-Серов.
М., «Искусство», 1922.
4. Р.И. Власова.
Константин Коровин. Творчество. Л., «Художник РСФСР», 1968.
5. В.А. Милашевский.
Вчера, позавчера. Воспоминания художника. Л., 1972, стр.104-105.
6. Там же, стр.104-105.
7. В.В Стасов. Выставки.
Избранные сочинения в 3-х томах, т.3. М., 1952, стр. 222.
8. А.Бенуа. А.Бенуа
размышляет… М., «Советский художник», 1968, стр.215.
9. Там же, стр.209.
10. Н.М. Молева. Константин Коровин. Жизнь и творчество.
Письма. Документы. Воспоминания. М., 1963.
11. «Московский
листок», 1898, № 109.
12. К.А. Коровин. Константин Коровин вспоминает.…Сост.
И.С. Зильберштеин, В.А.Самков. М., «Изобразительное искусство»,
1971, стр.127-128.
13. Там же, стр.129.
14. Н.И. Комаровская.
О Константине Коровине. Л., «Художник РСФСР», 1961,стр. 75-76
15. Шаляпин о себе.
– «Театр», 1911, № 927, 13 октября, стр.7
16. Д.З. Коган.
Константин Коровин. М., «Искусство», 1964, стр.212.
17. К.А. Коровин. Константин Коровин вспоминает.…Сост.
И.С. Зильберштеин, В.А.Самков. М., «Изобразительное искусство»,
1971, стр. 85-86.
18. Краткий словарь терминов изобразительного искусства.
М., «Советский художник», 1965, стр. 57
19. Б.В. Иогансон. Памяти учителя. – В кн.: «Константин
Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания», сост.
Н.М. Молева. М., 1963, стр. 5
20. А.Бенуа. А.
Бенуа размышляет… М., «Советский художник», 1968, стр.209.
21. Запись Н.Комаровской со слов Коровина. Н.И.Комаровская.
О Константине Коровине. Л., «Художник РСФСР», 1961, стр.98.
22. Запись Б.Иогансона со слов Коровина. Б.В. Иогансон.
Молодым художникам о живописи. М., Изд. АХ СССР,1959, стр. 14.
23. А.Виннер. Живописная
техника Коровина. – «Художник», №9, 1968, стр. 37.
24. Н.И. Комаровская.
О Константине Коровине. Л., «Художник РСФСР», 1961, стр.76.
25. И.Н. Пружан, В.П. Князева. Русский портрет конца
19 – начала 20 века. М., «Изобразительное искусство», 1980.
26. К.А. Коровин. Константин Коровин вспоминает.…Сост.
И.С. Зильберштеин, В.А.Самков. М., «Изобразительное искусство»,
1971, стр. 132.
27. Краткий словарь терминов изобразительного искусства.
М., «Советский художник», 1965, стр. 71.
28. Запись Б.Иогансона со слов Коровина. Б.В. Иогансон.
Молодым художникам о живописи. М., Изд. АХ СССР,1959, стр. 14.
29. К.А. Коровин. Константин Коровин вспоминает.…Сост.
И.С. Зильберштеин, В.А.Самков. М., «Изобразительное искусство»,
1971, стр. 129-130.
30. Там же, стр.
129.
31. Там же, стр.132.
32. А.Виннер. Живописная
техника Коровина. – «Художник», №9, 1968, стр. 35.
© Бусыгина Екатерина, 2000.
наверх
|