|
Статьи и публикации об искусстве
Статьи современных авторов:
Ашбель Ек. "Графический дизайн
для музыкальной продукции"
Бумага ручной работы
Басе Александр. "Динамические картины".
Интерьвью с художником
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
Бусыгина Ек. "Понятие символа"
Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
Жуков Денис. "Кратко о печатной
графике"
Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
Мамедов М.-Т. "Носители информации"
Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
Меликли Тофик. "Рунические памятники
и культурная жизнь древних тюрков"
Паштов Герман. Статья о
выставке художника
Полетаева Елена. Интервью с художницей.
Стрелецкая Ол. Интервью
Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
Книги и публикации (для скачивания):
Алпатов М. В. О композиции картины
"Улочка" Вермеера Дельфтского
Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
Витрувий "Десять
книг об архитектуре" (pdf)
Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
Гумилев Н. "Письма из Парижа"
История визитных карточек
Кандинский В. "О духовном в искусстве"
Лесков Н. С. "О русской иконописи"
Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
Матисс Анри. "Заметки живописца"
Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)
Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека
". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать
для домашнего изучения.
100 номеров журнала "Художественная
галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.
-----------------------------------------------------------------------------
Мамедов Мир-Теймур "Тебризская школа миниатюры"
Об авторе статьи >>
Наряду с взлетом научной мысли, исследователей живой и неживой материи в средние века наблюдается жесткая линия в исламских странах, направленная против любых нарушений якобы канонов религии. Хотя в священной книге ислама Коране нет прямого указания на запрет изображения живых существ, тем не менее, толкователи Корана особо рьяно выступали против художников. Религиозное запрещение вызывало многочисленные протесты средневековых художников. Они старались доказать полноправность живописи с каллиграфией. Известны высказывания знаменитого каллиграфа и художника Дуст-Мухаттеда в «Трактате о каллиграфах и художниках». Несмотря на это фанатики добились того что в мечетях и других культурных сооружениях запрещалось изображение живых существ. Особенно это относилось к священной книге Коран. Коран, архитектура - культовые сооружения украшались только орнаментом, очень сложным по рисунку в растительном, геометрическом и каллиграфическом стиле. Архитектура средних веков блестяще иллюстрирует труд устадов, многие из которых оставили свои зашифрованные имена в разметках, в хитрых переплетениях, на первый взгляд чисто геометрических узоров. Многое разгадано, увидено, но еще больше предстоит увидеть, найти.
Тенденция развития орнамента нашла свое выражение и в декоративно-прикладном искусстве: оружие, сбруя, костюм, мебель, посуда, ювелирные украшения, обувь, монеты, и даже в таком узком специфическом инструментарии окулиста, хирурга, анатома, стоматолога. Иногда эти инструменты так богато украшались резьбой, инкрустацией золотой и серебряной проволокой, вставками из драгоценных и полудрагоценных камней и самоцветов (яхонт, бирюза, агат, яшма, малахит, сердолик), что вызывает восхищение трудом и понимаешь с какой любовью, тщательностью и трудолюбием сделаны эти инструменты. Как много труда, времени из своей жизни (часы, дни, недели, а иногда и годы) уходили на приготовление Вещи – не имело значение, будь это седло, кинжал или иллюстрация в рукописной книге.
Стремление художников создавать образы на знакомые многим литературные сюжеты нашло свое выражение в миниатюрной живописи. Мастера этого вида искусства ценились столь высоко, что во время во время захвата Тебриза Шахрух дал приказ отправить в Герат для работы в библиотеке (китабхана) лучших мастеров-миниатюристов, каллиграфов, переплетчиков, позолотчиков. В их число попал и знаменитый каллиграф (Хаттат) Джафар Тебризи. В дальнейшем, как признание его мастерства и опыта, он был назначен руководителем мастерских при Байсонкуре.
Иногда художников посылали как подарок. Так Абдулла хан (1577-1598) отправил в дар правителю Индии Джахангиру миниатюриста Мухаттеда Мурада Сатарканди и портретиста Надира Мухаттеда. Мир Сеид Али Тебризи также работал долгое время в Индии при дворе Хутаюна и Акбара. Можно сказать с полной уверенностью, что школа миниатюры империи Моголов (не путать с Монголией) обязана многим Мир Сеид Али из Тебриза.
Иногда художники сами меняли страну пребывания в силу разных причин. После взятия Герата шахом Исмаилом (в 1510 г.) в Тебриз устремились многие художники. Здесь царила творческая обстановка, которая помогала раскрыться многим молодым художникам, способствовала обмену идей, опыта старых мастеров. Но эта атмосфера уважения к труду художников, поэтов, к людям творчества не создалась стихийно, спонтанно. Шах Исмаил Хатаи из династии Сефевидов был прозорливым политиком, стратегом мирового масштаба для того времени. Он прекрасно понимал, что, привлекая к своему двору творцов, он достигнет многих побед в тайной и явной дипломатии на всем пространстве Востока. Время показало, что его расчеты и надежды оправдались. Кроме того, сам правитель пробовал себя в поэзии, миниатюре. В дальнейшем и его сын-шах Тахмасиб продолжил политику отца и сам стал неплохим художником, поэтом. Конечно, нельзя не учесть тот факт, что во время меджлисов – обширных собраний поэтов, музыкантов, художников, где собирались именитые люди Востока, шах Исмаил Хатаи считал за честь прочесть свои стихи перед взыскательной аудиторией. Насколько они хороши видно из тех немногих образцов, дошедших до нашего времени спустя 600 лет. Прекрасные, глубокие метафоры, парадоксальные сравнения, владение всеми приемами поэтического творчества, доказывают лишний раз неординарность шаха Исмаила и великолепность его замысла, идеи собрать в Тебриз весь цвет творческой интеллигенции. Так была создана тебризская школа миниатюры и ее становление связывают, прежде всего, с именем шаха Исмаила. Он и остался в веках благодаря не своим военным победам или поражениям, а как шах – просветитель, радетель творцов.
Наиболее ранние образцы книжного искусства в странах Ближнего Востока создавались в азербайджанских городах – в Хое, Мараге, и Тебризе. Вот факты: «Варка ве Гюхша» (11 в.), «История Моголов» автор Аладдин (Ала-ад-дин) Джовайени 1290 г. (Монафи-ал-хейван 1291 г.), Джамиат таварих, Рашид-ад-дин 13 в. и многие другие произведения литературы именитых авторов того времени, украшены прекрасными миниатюрами устадов из Азербайджана.
Если вдуматься, то понятно, почему Тебриз и Марага собрали такое количество прекрасных мастеров книжного дела. В конце 13 - начале 14 века. Тебриз и Марага резиденция первых ильхамов, являются культурными центрами на всем Ближнем Востоке. Слава о Марагинской обсерватории расходилась и доходила до самых далеких стран (Русь, Германия, Китай).
В этой обсерватории были сотворены, не могу сказать нарисованы, такие картины звездного неба, которые можно было только создать, сотворить рукой прекрасного мастера, научные трактаты мастеров более похожи на образцы каллиграфии и миниатюрной живописи, астрономические таблицы как гимны, песни цвета, линии и пятна.
Прошло 800 лет, а нам доставляет огромное удовольствие лицезреть (именно так!) эти научные документы и как произведения станковой живописи и графики.
В чем секрет? Почему я, не знающий арабский, фарсидский увлеченно, подолгу рассматриваю, кручу в руках, отвожу от глаз и снова всматриваюсь в эти древние, ничего мне не раскрывающие кружева надписей, почему так притягательна магия коротких и длинных пластичных линий и точек?
В музыке каллиграфии и растительного орнамента по бокам рукописи, в той любви мастера к своему делу, в той огромной ответственности за свое имя, за свой труд. Вот ответ…
В начале 14 в. в Тебризе был создан уникальный комплекс: учебные и научные учреждения, огромная библиотека (60 тыс. фолиантов), обсерватория, академия в которой изучали философию, историю, астрономию, естествознание, хирургию и терапию, одновременно до 7000 (семи!) человек из Китая, Индии, Сирии, Египта. Иногда пробежав взглядом по цифрам, мы не отдаем себе отчет о значимости ее. Для средневековых городов население в 7000 человек считалось мегаполисом, если оперировать современными терминами. Это был титанический труд, гениальный талант организатора, своего рода Билл Гейтс того времени, а может быть и более крупная личность, человек, заложивший такой центр и успешно им управлявший. Впервые были организованы художественные мастерские, в которых трудились все мастера книжного дела. С точки зрения человека 21 века это был прототип университетских городков, заложенный в начале 14 века, семьсот лет назад!
Мы должны быть благодарны тем, которые не забыли донести до нас имя человека заложившего основу, фундамент такого грандиозного эксперимента с таким великолепным результатом – имя этого ученого, врача, историка, политика – Рашид-ад-дин.
Особенно необходимо отметить, что в художественных мастерских дело было поставлено от нуля до завершения полного цикла изготовления столь дорогого изделия, каковой и являлась рукодельная книга. От превращения тряпок в бумагу до изготовления переплетов, самого дорогого и трудоемкого процесса в деле сотворения рукописной книги.
К 15 в. азербайджанская миниатюра окончательно заявила о себе как самобытное, не имеющее аналогов художественное явление в мире книжной иллюстрации.
Тебризскую школу миниатюры Ф. Шульц называет «alma-mater» - «школой-матерью», а это слова самого известного немецкого востоковеда, чьи суждения и мысли признаваемы во всем научном мире ориенталистов.
В течение 14-15 веков Тебриз сыграл огромную роль в становлении национальных школ Среднего и Ближнего Востока, а если сравнить гератскую школу миниатюры с тебризской – то сразу отчетливо проявляется «материнская» линия художников из Тебриза.
В Герат были приглашены из Тебриза Сейид Ахмед Наккаш, Хатдаш Али Мусавир, Гувват-ад-дин, Гияс-ад-дин…
Позже во главе гератской школы встанет мастер Бехзад - ученик Сейида Ахмеда Наккаша, поистине достойный продолжатель великолепного мастера отличной школы.
Современные исследователи пересматривают многие миниатюры 15 в. ошибочно отнесенные к туркменской школе в середине 20 века. Сейчас они заслуженно заняли свое родное место в школе тебризской миниатюры. Часто миниатюры тебризских мастеров относили к «китайско-монгольской» миниатюре. В частности это относится к иллюстрации в «Джаами-ат таваарих».Но, слава Богу, эта ошибка выявлена и принадлежность миниатюр к тебризской школе не вызывает уже таких яростных споров.
Я надеюсь, наступит время, когда авторство тебризских художников будет доказана и многие миниатюры, приписываемые к разным школам, только не к тебризской, обретут новое, а точнее, истинное имя художника из Тебриза.
Если при Тимуре Самарканд гремел своей славой, а Герат в 15 в. становится художественном центром на всем Среднем Востоке, то в 16 в. Тебриз обретает значение центра художественной культуры Востока. Столица Азербайджана – Тебриз становится своего рода магнитом, притягивающим талантливую молодежь из всех стран «кузницей» по ковке мастеров – устадов мирового значения.
Идея создания централизованного государства удалась Сефевидам. Развивается экономика, торговля, ремесла. В стране была создана благоприятная обстановка для развития культуры и искусства. Тебриз крупнейший центр торговли, ремесла. Этому способствовала политика просвещенных правителей: шаха Исмаила 1-го и его сына Тахмасиба 1. Дворец шаха больше напоминал литературный меджлис. Здесь, известный азербайджанский поэт Хабиби читал свои стихи и слушал в ответ стихи самого шаха. Двор шаха Исмаила Хатаи наглядно демонстрировал расцвет поэзии, искусства, музыки. Можно смело проводить аналогию с флорентийским двором Лоренцо Медичи. В обоих дворцах часто проводились «соревнования» поэтов, художников, музыкантов. Два разных народа (Италия, Азербайджан), два разных города, две разные культуры, - но их объединяло одно: любовь и уважение к мастерам слова, музыки и кисти…
Говоря о 16 в. нельзя забыть, пропустить имя сына шаха Исмаила Хатаи и ученика великого мастера миниатюры 16 века. Учителем столь именитого отпрыска был Султан Мухаммед.
Шах Тахмасиб (1524-76 гг.) с детства проявил способности к рисованию и поэтому совершенно естественно был приглашен лучший художник своего времени – Султан Мухаммед. Он обучает сына шаха композиции, рисунку, каллиграфии.
На протяжении всей своей жизни Тахмасиб всячески поддерживал художников, поэтов, музыкантов, как и его отец-шах Исмаил. Его просвещенный аналитический ум подсказал правильную идею процветания государства – в поддержке культуры и искусства и это было одним из главных его направлений во внутренней и внешней политике государства…
Мне посчастливилось видеть, трогать прекрасные миниатюры художника–шаха (или шаха-художника) в Петербурге, в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина – они были прекрасны. Прекрасен сам образ шаха, воплотившего в себе дух художника. Какое удивительное слияние: шах-художник!
Когда мы читаем о том или ином художнике, не знаем, что эти художники были очень образованными людьми. Они проявляли себя в разных сферах творчества: поэзия, музыка, философия. Многие из них были людьми знающими химию, физику, биологию. До нас дошли трактаты художников, которые подражали образам, со знанием дела описывают технологию изготовления красок, в том числе и «золотой воды» - жидкого раствора золота, что само по себе явилось крупнейшим достижением в химии красок. Помимо этого они составили своего рода технологический справочник по изготовлению бумаги: белой, цветной, мраморной, «золотой», и «серебреной», описали множество способов подготовки обработки сырой кожи и последующий операции (тиснение, гравирование, травление, инкрустация благородными металлами и т.д.). благодаря этим трактатам мы знаем сколько лет должно быть котенку, из какого места на шкуре (т.е. какой волос) можно набирать волосинки для особо тонких работ в миниатюре (есть линии в 0.1 мм.). я пережил только малую часть тех знаний, которыми владели художники средних веков.
Поэтические трактаты, газели, «гошма» - прославили имена таких известных художников как: Мир Сеид Али, Шах Кулу, Садыг-бек Афшар.
Султан Мухаммед выполнял переплеты с лаковой живописи, делал эскизы для ковров и для сюжетных тканей. Его жанровые сценки (охота, дворцовая любовь, возвышенно-аскетические «моралите») просто бытовые сценки получили свою вторую жизнь в другом материале: коврах и тканях. О ценности этого мягкого материала можно судить по такому факту: некоторые ткани и ковры были куплены буквально на вес золота. Венеция была одной из богатейших городов Италии и могла себе позволить такую роскошь, как ковры с авторством Султана Мухаммеда. Нельзя не отметить рядом с Султаном Мухаммедом его сына Мухаммеди, который с достоинством нес на своих плечах звание сына такого известного художника и старался быть достойным художником. Это подтверждается тем, что ряд эскизов Султана отцом и сыном, а также самостоятельно и самим мухаммеди. Другой современник Султана Мухаммеда Садыг-бей Афшар был историком, поэтом, каллиграфом, теоретиком искусства. Он написал трактат о живописи в стихах, а Муззафар Али был великолепным мастером орнамента, каллиграфии и блестящим монументальным художником (расписал стены дворца Чихил-Сутун).
К 16 в. тебризская школа миниатюры пришла очищенной от монгольского влияния и от китайского искусства только кудрявые облачки «Чи» и фантастические существа (драконы, фениксы) еще остались как изобразительные элементы в миниатюре Тебриза (хотя в иконографии древних тюрков они часто изображались).
Характерные черты тебризской школы миниатюры лучше всего проявляются в работах художников 16 в. посвященных «Хамсе» Низами (1539-1543). Они хранятся в британском музее, а Лондоне.
Поэма «Хамсе» была украшена миниатюрной живописью по заказу шаха Тахмасиба и другими художниками: Ага Мирек Исфагани, Мир Сеид Али, Мирза Али, Музаффар Али и, конечно устадом своей эпохи Султаном Мухаммедом. Вот что говорят наиболее ранний источник о устаде в трактате «Халат-е Хунараван» (1544) автор дуст Мухаммед» «Первый идет устад Низам ал-Дин Султан Мухаммед, кто был единственным в своей эпохе. Всевидящие глаза рока не видели ему подобных…»
История искусств донесла до нас имена многих известных художников и есть сведения, довольно обширные, о их личной жизни, о методах работы. Для любого исследователя творчества того или иного мастера большая удача найти эпистолярное наследие (письма, переписка, счета самые различные, записи и т.д.) благодаря этим документам удается создать объемный живой образ давно умершего художника, портрет эпохи в которой жил и творил мастер. И вся история искусств подтверждает один факт: очень немногим художникам везло при жизни. И совсем мало было художников получивших при жизни всеобщее признание, почет, славу, иметь своих учеников, считаться основателем новой художественной школы…
Султан Мухаммед был в числе тех немногих, которым еще при жизни оказывали знаки особого внимания, почета, восхищения. До нас имена некоторых учеников Султана Мухаммеда, Мир Зейналабдин Тебризи, Бурджи, Али Ардебили, Ахмеда Козвини, Гусейна Козвини…
Среди учеников Султана Мухаммеда я хотел бы видеть некоторых, которые были ему родственниками, общались с ним тесно, в семейном кругу и чаще, чем другие ученики, видели как работает мастер. Видели, а значить впитывали, учились многократно наблюдая технику, манеру, приемы большого мастера.
Кто же эти люди?
Мирза Али – сын
Мухаммеди-бек – сын
Мир Зейналабдин – внук (сын дочери)
Помимо того, что эти художники были кровно связаны с Султаном Мухаммедом, в первую очередь они были ему очень близки духовно. Их мастерство не вызывает сомнения потому, что только лучшим из лучших поручалось такое ответственное дело как сделать миниатюры для рукописной книги по личному заказу шаха. Они блестяще справились с таким ответственным делом не посрамив ни себя, ни своего учителя – устада Низамеддина Султана Мухаммеда.
Более 13 000 миниатюр 16 в. тебризской школы миниатюры хранятся в музее Топкапы в Стамбуле. Богатейшая коллекция находится в России, в публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Перечислять все страны мира, где есть миниатюры тебризской школы нет смысла - это будет обширный реестр и эта тема отдельной работы, но упомянуть крупнейшие музеи мира я считаю необходимым и мы увидим, как широко распространились миниатюры из Тебриза:
Париж – собрание Картье, Ротшильда, М. Вебера, Лувр
Лондон – Британский музей
Бостон – музей Изящных Искусств
Тегеран – музей Гюлистан
Нью-Йорк – библиотека Моргана, музей Метрополитен
Веллингтон – галерея Фрир
Кембридж – музей искусств Фогг, Гарвардский университет
Дублин – библиотека Честера и это далеко не полный перечень музеев, собраний коллекций где хранятся, чем гордятся хранители сокровищ азербайджанского искусства рукописной книги 13-14 вв.
Азербайджан, Тебриз – столица 16 в.
Ярчайшая звезда на небосклоне искусств – Султан Муххамед и «Млечный путь» его учеников, последователей…
«Азербайджан, Тебриз, Устад Низамеддин Султан Мухаммед, 16 век…
Список литературы:
1. К. Керимов «азербайджанская миниатюра» Баку «Ишыг» 1980 г.
2. Б. Вейтмарн «Искусство арабских стран и Ирана 7-17 в.» Москва 1974 г.
3. К. Керимов «Султан Мухаммед и его школа» Москва 1970 г. «Искусство»
4. А. Казнев «Художественное оформление азербайджанской рукописной книги 13-17 вв.» Москва 1977 г. «Книга»
© Мамедов Мир-Теймур, 2006.
наверх
|