Эту маленькую женщину с недетской улыбкой легко не заметить в огромном зале музея современного искусства «Артэтаж». Если повесить все ее реальные картины друг над другом «в столбик», они превысят ее рост в 108 раз. На столь любимый журналистами вопрос «сколько у тебя на данный момент работ» она не любит отвечать.
— Я не рисую ради количества, — протестует Елена, — просто все время получается, что работаю сразу над несколькими темами.
Она протестует не потому, что работ мало — нет. Вот сухие цифры скептиков и любопытствующих — на холстах и бумаге около сотни картин, вместе с электронными работами — 130, вместе с дизайнерскими работами — за 300.
К слову о темах: её работы объединены в восемь коллекций: «Небо», «Вредные привычки», «Полезные привычки», «Странные пейзажи», «Изломы сознания», «Недетские рисунки», «Творческая эротика», «Знаки».
— Елена, расскажите, что вдохновляет вас на создании картин?
— Вдохновение — это состояние, в которое человек может попасть просто так, порой без причины. Оно — как ощущение счастья, как радиоволна, которую иногда помогает уловить сама жизнь, иногда — приходящий с годами опыт, путешествия, сны, новые эмоции, общение с людьми.
— Все сюжеты принадлежат вам лично? Или это иллюстрации к вашим любимым фильмам/книгам?
—Эти сюжеты принадлежат мне и людям из моего окружения. Большая их часть — мои мечты, надежды, опасения, мысли. Хотя, бывает, темы для картин приходят от совершенно незнакомых людей. Когда я рисовала серию «Изломы сознания», специально спрашивала людей о том, чего они боятся, что их волнует.
— Как для вас связаны творчество и личная жизнь?
— Напрямую (улыбается), потому что творчество — это действительно моя жизнь, вся какая есть. Для меня знак высшего доверия к человеку — рисовать в его присутствии, в его доме, рядом с ним.
— Обсуждаете ли вы с близкими людьми свои картины?
— Да, с ними удобнее всего советоваться по поводу идеи: как точнее изобразить свою мысль, в каком виде она станет понятней, созвучней зрителю. Но обычно в самом начале: на этапе эскизов и построения композиции. А уже потом, когда переносишь работу на холст, когда каждым мазком действительно вкладываешь душу, и возникает острое желание вообще никому не показывать работу, пока она не будет закончена.
— Расскажите о вашем пути в поисках собственной техники.
— Я целенаправленно собственную технику не разрабатываю, стараюсь изучать разные. Например, для одного из проектов мне нужно научиться писать нечто похожее на китайские старинные гравюры — учусь, экспериментирую. Пробую разные материалы, вплоть до красок для росписи по стеклу. Давно задаюсь вопросом о сохранности картин, о качестве красок. С этим все плохо: масляные краски сейчас очень дороги, и эта цена совершенно не оправдана качеством, поэтому взялась за акрил и современные синтетические пигменты. Со временем станет ясно, насколько это верное решение; но пока акрил показывает себя хорошо.
— Интересны ли вам другие художники? Каковы ваши отношения с художественным сообществом?
— Мне всегда интересны творческие люди, и неважно, поют они, играют, создают миры на полотнах или на бумаге, т.е. пишут книги. А с другими художниками у меня странные отношения. С одной стороны, вроде бы в одной области работаем, другой — сравнение наших работ все чаще напоминает сравнение кино и театра. Мои «лозунги» о том, что идея в картине — главное, а инструмент и техника могу быть любыми, почти не встречают понимания, по крайней мере, у старшего поколения.
— Зачем вам был нужен официальный статус (членство во всероссийской организации)?
— Чтобы попасть в официальный рейтинг художников и иметь возможность выставляться дальше, и желательно по приглашению, участвовать в групповых выставках. Даже в творческой сфере, к сожалению, больше значения имеет твой официальный статус, чем твои работы. Он нужен чтобы у моих картин были зрители. Я думаю, если бы люди были меньше зависимы от статуса — профессионального, социального — они были бы счастливее, равнялись бы не на других, а на собственные ценности.
— По поводу зрителей и выставок. В официальном пресс-релизе ваш агент сообщает, что ваш следующий проект будет выставлен в Китае. Почему вы выбрали именно эту страну?
— В Китае большие выставочные площади и совершенно другой подход к художникам и искусству в целом и к русским художникам в частности. Мне очень интересно, как мое творчество воспримут люди, говорящие на другом языке, воспитанные в другой культуре. Я стараюсь создавать зрительные образы, понятные любому человеку, вне зависимости от языка, культуры или социального слоя. Китай — прекрасная возможность проверить, так ли это на самом деле.
— Каково ваше отношение к международному сотрудничеству вообще? Считаете ли вы, что художник должен принадлежать своей стране или для него открыт весь мир?
— Я думаю, художник должен творить для всех. Большинство живописцев пишут картины только для своего, пусть и широкого, окружения, не задумываясь, что люди во всем мире тоже любят, ненавидят, хотят чего-то добиться и воспитать детей сильными и умными.
— А в чем ваша миссия как художника?
Я хочу, чтобы с помощью моих картин люди находили в себе хорошие качества и боролись с плохими; задумывались, что очень многое зависит от них самих, ведь жизнь — складывается прежде всего их нашего отношения к ней. Вселенная начинается в душе человека, формируется в его голове. Я очень хочу, чтобы в мире было как можно больше настоящих людей, сильных и интересных личностей, — тогда и новым людям захочется жить и творить в таком мире.
— Каково ваше отношение к другим видам искусства?
— Положительное.
— Есть ли у вас личные правила жизни?
— Много... Вот основные: все время развиваться, учиться, быть честной с самим собой и близкими, ориентироваться не на стандарты, а на собственные этические ценности.
— Есть ли что сказать на тему «пол художника и его искусство»?
— Половая дискриминация в искусстве? Ну-ну. (смущенно улыбается) Сейчас с этим проще стало, ведь было время, когда девушек просто не брали в художественные школы и училища. Теперь женщин так много, что естественный отбор работает как никогда хорошо и женщина может себе позволить почти любой жизненный путь.
На самом деле картины, нарисованные людьми разного пола, сильно отличаются и по технике, и по тематике. Почти все художницы рисуют цветы — в вазочках, на полях, в саду. Я, к слову, не люблю рисовать цветы, люблю когда их дарят (смеется).
— Какие вопросы журналистов раздражают вас больше всего?
— «Что вы хотели сказать своими картинами?!» Хочется грубо ответить — «Смотрите! Читайте! Сами думайте!» Я могу нарисовать что-то, но я не могу за человека подумать над этим, это он может только сам сделать. Хотя, не думать — это ведь тоже личный выбор. Сразу вспоминается еще один вопрос: " Как ты все это придумываешь, откуда берутся эти мысли в твоей голове«. На это я вообще не знаю, что ответить — ну какая голова без мыслей?
— Вы отделяете себя-художника от себя-дизайнера, мультипликатора и т.д.?
— Приходится отделять, хотя бы внешне: работать «под прикрытием», под несколькими именами, так как людям трудно поверить, что все это делает один человек. А если верят в это — сложно убедить их, что я хорошо справлюсь с поставленной задачей.
— Какая часть вашей жизни для вас приоритетна?
— Важно чувствовать и думать. К любой задаче, которая стоит передо мной, — даже самой обыденной, я стараюсь подходить творчески. Стараюсь принимать нетипичные решения не только ради разрушения стандартов, но и для того, чтобы показать, какой прекрасной может быть жизнь, для того, кто создает в ней нечто новое. А каким образом — неважно, это всегда технический вопрос.
— Что вас интересует в жизни?
— Практически все, но меньше всего политика. (задумалась) О! Еще футбол не интересует абсолютно, и мужа у меня нет... с пивом... у телевизора. Так что я — счастливая женщина! (смеется).
— Над какой темой вы работаете сейчас?
— Это очень личный вопрос. Ответить на него — все равно, что показать всем рабочие эскизы картины: зритель и идея не поймет, и картину уже смотреть не станет — не интересно.
— И наконец: что вы думаете по поводу нынешней выставки в «Арт-Этаже»?
— Пожалуй, это самая добрая моя выставка, как бы странно это ни звучало. Очень теплые отзывы, много посетителей, огромный зал, в который вместились даже самые большие работы («Лифты» — 2 м. в высоту — А.К.). А еще на этой выставке впервые было так много детей: приезжали лицеисты, ученики художественных школ. Ребята только начинают свой путь в жизни, как раз задумываются над философскими вопросами. Я видела, что им действительно нравятся мои картины, нравится говорить со мной, их поддерживает мысль, что мне удалось выбрать свой путь и идти по нему. Это дает силы творить и вдохновлять дальше. Им и мне.
***
Куратор выставки Семен Климовский выражает сердечную благодарность Александру Городнему, который бесплатно предоставил для выставки тематический зал музея современных искусств «АртЭтаж» и дважды продлевал срок экспозиции.
© Елена Полетаева, Анастасия Костюк, 2012.
|
E-mail:
e-mail
|