История графики
Кругликова Елизавета Сергеевна
(1865 - 1941)
Родилась
в Петербурге в семье, любившей и понимавшей искусство. Отец будущей
художницы служил офицером.
В 1890-1895 в качестве вольнослушателя Кругликова обучалась в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895-1914 жила в Париже.
С 1902 начала работать в технике офорта. С 1904 - член «Общества
оригинальной гравюры в красках». С 1909 по 1914 Е. С. Кругликова
преподавала офорт в академии «La Pallette» в Париже. Там же, в Париже,
ею было организовано русское ателье, которое вместе с ее мастерской
сделалась своеобразным русским культурным центром. В 1914, с началом
Первой Мировой войны, переехала в Россию. Издание «Париж накануне
войны в монотипиях
Е. С. Кругликовой» (1918) - итог первого большого периода ее творчества.
Специфика художественной манеры Кругликовой, использовавшей редкие
техники (мягкий лак, акватинта и др.), ее экспериментаторство, позволила
ей добиться особенно весомых достижений в двух областях. Первой
из них, ранней по времени (с 1909 г.) была монотипия, соединявшая
живопись с печатью. Второй областью (с 1914 г.) стал силуэт.
В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова создала серию силуэтных портретов
русских поэтов 18-20 веков, большую серию портретов русских художников
и серию
портретов русских актеров. В 1925 году работала над серией силуэтов
«Вожди революции». В 1930-е годы - над «Бакинской серией» («Сураханы»
1931, «Азнефть» 1934 и др.). В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова работала
над плакатами - многие из них выполнены в технике линогравюры.
В 1919 году стала одним из инициаторов создания Государственного
театра марионеток, в котором работала по 1921 год. По ее эскизам
были оформлены спектакли «По щучьему велению» и «Вий» по повести
Н. В. Гоголя.
В 1922-29 годах была профессором полиграфического факультета Академии
Художеств в Петрограде-Ленинграде, где руководила обучением технике
офорта.
Монотипии Е.С.Кругликовой >>
|