|
История графики
Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964)
Родоначальником московской школы графиков можно считать Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964), признанного классика книжной иллюстрации. В гравюрах В.А. Фаворского к стихам С. Я. Маршака, рассказам Л. Н. Толстого, "Слову о полку Игореве", к книге Н. Кончаловской "Наша древняя столица" и другим произведениям отражены его основные художественные принципы. Творчество В.А Фаворского было связано с историческим опытом мировой художественной культуры, с эпохами расцвета графического и книжного искусства. Древний язык гравaюры на дереве зазвучал в работах мастера свежо и оригинально.
В. А. Фаворский разработал систему приемов для передачи действия, длящегося во времени:
- совмещение в пределах одной композиции изображений событий, совершающихся в разное время и в разных пространственных планах;
- многофигурные иллюстрации, где действие-завязка и действие-развязка изображались за пределами основной композиции в виде своеобразного обрамления;
- принцип "повествовательных" серий: начало действия в заставке - узловые моменты в страничных и разворотных иллюстрациях - маленькие иллюстрации прямо напротив соответствующего текста - завершение действия в концовке.
Событие, длящееся во времени, может быть изображено по-разному: реалистично и метафорично (с применением символики и аллегории).
О своем творческом методе В.А Фаворский убедительно рассказал на примере умозрительного иллюстрирования двух пушкинских произведений - "Сказка о рыбаке и рыбке" и "Евгения Онегина". Обращаясь к творческому прочтению литературного произведения, художник стремился определить, чьими глазами увиден тот мир, в котором живут и действуют герои, с точки зрения каждого попробовать посмотреть на все то, что изобразил в словесных образах писатель.
Создавая орнаментальную систему убранства конкретной книги, В.А Фаворский стремился выявить архитектонику построения литературного произведения (деление на части, главы и др.). Для этого он применял орнаментальные мотивы. Орнамент, его расположение, его стилистические особенности используются для того, чтобы ввести читателя в стиль эпохи, которой посвящено данное произведение, или усилить эмоциональное восприятие художественного слова.
В.А Фаворский считал, что, как и архитектурные формы или формы прикладного искусства, книжный орнамент является одним из активных выразителей стиля.
Статья по материалам Томской областной детско-юношеской библиотеки.
|
|
|
|
|
Иллюстрация к рассказу Л. Толстого "Акула" 1929 г. |
|
Фронтиспис к 3-му действию трагедии А. Глобы "Фамарь" 1923 г. |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Большая битва с половцами. Страничный разворот к "Слову о полке Игореве" 1950 г. |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Пушкин-лицеист. 1935 г. |
|
Иллюстрация к "Борису Годунову " А. С. Пушкина |
|
Михаил Кутузов из серии "Великие русские полководцы" 1945 г. |
|
|
|
| |
Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина, 1961 г. |
|
|
|
Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина, 1961 г. |
|
|
Русские:
Агин А. А.
Акбулатов Б. Р.
Бакст Л. С.
Беггров К. П.
Бёрдслей О.
Бем Е. М.
Бенуа А. Н.
Билибин И. Я.
Боклевский П. М.
Борисов-
Мусатов
Брейгель Питер (Старший)
Васнецов А. М.
Врубель М. А.
Горюшкин- Сорокопудов И. С.
Добужинский М. В.
Кибрик Е. А.
Кобуладзе С. С.
Кругликова Е. С.
Кустодиев Б. М.
Нарбут Г. И.
Остроумова- Лебедева А. П.
Пахомов А. Ф.
Смирнов-Русецкий
Сомов К. А.
Тырса Н. А.
Фаворский В. А.
Фешин Н. И.
Чарушин Е. И.
Шмаринов Д.
Эрте (Тыртов Р. П.)
Иностранные: Альтдорфер
А.
Бёрдслей О.
Брейгель П. Старший
Гойя
Ф.
Дега Эд.
Доре Г.
Дюрер А.
Кассат М.
Кваренги Дж.
Кольвиц К.
Леонардо да Винчи
Ли
Алан
Лука Лейденский
Муха
А.
Надаль
Х.
Пиранези Дж.
Рембрандт
Х.
Рубенс П. П.
Стейнлен Т. А.
Тозелли А.
Тулуз-Лотрек А.
Утамаро К.
Харунобу С.
Хиросиге А.
Хокусай
К.
Шнорр фон Карольсфельд
Энгр Д.
Эшер М.
|