www.graphics.org.ru - на главную страницу
история графики
www.graphics.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею
     
Поддержка сайта
Если вам
понравился сайт
и вы нашли
полезную
информацию,
вы можете
поблагодарить тут!


История графики

Шнорр фон Карольсфельд Юлиус (1794—1872)

Schnorr von Carolsfeld



Юлиус Шнорр фон КарольсфельдРодился в Лейпциге, в семье живописца. Основательно подготовленный отцом, в 1811 году поступил в Венскую академию художеств и примкнул в ней к группе молодых художников, стремившихся прокладывать для себя пути, независимые от эклектического направления ее школы. Врожденная наклонность к романтизму побуждала Юлиуса усердно изучать, кроме натуры, произведения старинных немецких и итальянских мастеров. Первыми плодами этого изучения были картины «Св. Рох, раздающий милостыню» (находится в Лейпцигском музее) и «Посещение семейства Иисуса Христа семейством Иоанна Крестителя» (в Дрезденской галерее), наивные по композиции, но проникнутые теплым чувством.

В 1817 году Юлиус отправился в Италию и, проведя около года во Флоренции, поселился в Риме. Здесь он примкнул к кружку «назареев», но остался верен духу протестантства, между тем как другие члены этого кружка держались католических воззрений. В Риме, по поручению маркиза Массими, он украсил одну из зал его виллы фресками, изображающими 23 сцены из «Неистового Роланда» Ариосто (в 1820—1826 гг.), в которых выказались его вдумчивость в каждую тему, удивительный дар композиции и свежесть художественного чувства. Кроме того, из-под кисти художника вышло несколько картин, написанных масляными красками, как-то «Брак в Кане Галилейской» (более чем с 60 фигурами), «Иаков и Рахиль», «Христос, благословляющий детей», «Св. Семейство», «Три христианских и три языческих витязя» (по Ариосто), «Руфь на ниве Вооза» и др. Во время пребывания его в Риме им исполнен также ряд замечательных пейзажных этюдов, впоследствии изданных Иорданом (Берлин, 1878 г.).

В 1827 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд был приглашен в Мюнхен на должность профессора исторической живописи в тамошней академии. С этого времени наступил второй период его деятельности, в котором возложенные на него работы дали его таланту возможность показать себя в полном блеске. Король Людвиг I поручил ему украсить пять парадных зал в нижнем этаже своего мюнхенского дворца фресками на сюжеты из саги о Нибелунгах и, несколько позже, изобразить энкаустическим способом в трех других залах главные эпизоды из жизни Карла Великого, Фридриха Барбароссы и Рудольфа Габсбургского.

В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, недовольный тем, что его не назначили директором Мюнхенской академии на место покинувшего ее Корнелиуса, принял приглашение быть профессором Дрезденской академии и директором местной галереи. По переезде его в Дрезден начался третий период его жизни, в котором направление его творчества значительно изменилось, он почти совершенно бросил средневековую романтику и предался всей душой религиозному искусству. Важнейшим трудом его сделалось осуществление предприятия, задуманного еще в Риме, а именно издание «Библии в картинах» («Die Bibel in Bildern»). Это издание, вышедшее в свет в 1852—1860 гг. (в Лейпциге), доставило художнику обширную популярность не только во всех краях Германии, но и в других странах; оно содержит в себе 240 его рисунков, гравированных на дереве, — композиций неодинакового достоинства, но из которых многие, особенно относящиеся к Ветхому завету, бесподобны в своем роде. Несмотря на стремление строить композицию по образцам старых итальянских мастеров, эти рисунки отличаются сухим академизмом. В них сознательно отброшена всякая попытка исторической достоверности. События происходят как бы вне времени и пространства; все персонажи одеты в условные «античные» драпировки. Типы лиц однообразны (образ Саваофа почти не отличается от патриархов, фараона или Моисея).

Кроме того, живя в Дрездене, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд сочинил ряд иллюстраций для роскошного издания Котты «Der Nibelungen Noth» и изготовил картоны для расписных оконных стекол в лондонском соборе св. Павла. Выйдя в 1871 году в отставку, он провел конец своей жизни на покое, в Дрездене, где и похоронен.


В галерее представлена 21 ксилография - иллюстрации к Ветхому завету Шнорра фон Карольсфельда.


Предисловие Карольсфельда к гравюрам к Библии:

Несомненно, гравюра на меди или на стали допускает более совершенное исполнение, более тонкое оттенение, более нежное моделирование, чем гравюра на дереве. Однако я не думаю, что это особенно важно для произведения, за создание которого я взялся. Что невозможно изобразить сильными, свежими штрихами, пусть остается неотображенным. Произведение это должно стать популярной книгой в полном смысле слова и сильными, свежими линиями отображать Священную историю мира для народа. Гравюра на дереве является для этого самым подходящим способом.

Если художник способен верно и ясно выразиться и находит для выражения мыслей всегда самые простые контуры, если линии его всегда остаются живыми и выразительными, то гравюра на дереве, учитывая ее технические преимущества, которых она достигла в последнее время, передает художественное выражение с большей непосредственностью, чем другие множительные средства. Эффект, который на полотне достигается фресковой живописью, частично исключающая, частично осложняющая более совершенное исполнение в цвете и форме, на рисунке достигается гравюрой на дереве. Для настоящего творческого художника ни то ни другое средство изображения никогда не станет препятствием для образного выражения мыслей. Гравюра на дереве имеет еще одно преимущество — с нее можно воспроизводить бесконечное число оттисков, что дает возможность познакомиться большему числу людей с произведениями искусства.

Дрезден, декабрь 1860 г.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.


 
 
Первый день творения Шестой день творения День покоя
 
 
Грехопадение Изгнание из рая Адам и Ева после изгнания
 
 
Жертвоприношения Каина и Авеля Сыны Божии и дочери человеческие Потоп
 
 
"...столько будет у тебя потомков" Обетование Аврааму о рождении сына Бегство Лота из Содома
 
 
Исаак благословляет Иакова Иаков и Рахиль у колодца Иаков сватает Рахиль
 
 
Иаков борется с Ангелом Примирение Иакова и Исава Братья продают Иосифа
 
 
Искушение Иосифа Иосиф открывается братьям Рабство израильтян в Египте



Русские:
  • Агин А. А.
  • Акбулатов Б. Р.
  • Бакст Л. С.
  • Беггров К. П.
  • Бёрдслей О.
  • Бем Е. М.
  • Бенуа А. Н.
  • Билибин И. Я.
  • Боклевский П. М.
  • Борисов- Мусатов
  • Брейгель Питер (Старший)
  • Васнецов А. М.
  • Врубель М. А.
  • Горюшкин- Сорокопудов И. С.
  • Добужинский М. В.
  • Кибрик Е. А.
  • Кобуладзе С. С.
  • Кругликова Е. С.
  • Кустодиев Б. М.
  • Нарбут Г. И.
  • Остроумова- Лебедева А. П.
  • Пахомов А. Ф.
  • Смирнов-Русецкий
  • Сомов К. А.
  • Тырса Н. А.
  • Фаворский В. А.
  • Фешин Н. И.
  • Чарушин Е. И.
  • Шмаринов Д.
  • Эрте (Тыртов Р. П.)


  • Иностранные:
  • Альтдорфер А.
  • Бёрдслей О.
  • Брейгель П. Старший
  • Гойя Ф.
  • Дега Эд.
  • Доре Г.
  • Дюрер А.
  • Кассат М.
  • Кваренги Дж.
  • Кольвиц К.
  • Леонардо да Винчи
  • Ли Алан
  • Лука Лейденский
  • Муха А.
  • Надаль Х.
  • Пиранези Дж.
  • Рембрандт Х.
  • Рубенс П. П.
  • Стейнлен Т. А.
  • Тозелли А.
  • Тулуз-Лотрек А.
  • Утамаро К.
  • Харунобу С.
  • Хиросиге А.
  • Хокусай К.
  • Шнорр фон Карольсфельд
  • Энгр Д.
  • Эшер М.
  • Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.