Родился в Лейпциге, в семье живописца. Основательно подготовленный отцом, в 1811 году поступил в Венскую академию художеств и примкнул в ней к группе молодых художников, стремившихся прокладывать для себя пути, независимые от эклектического направления ее школы. Врожденная наклонность к романтизму побуждала Юлиуса усердно изучать, кроме натуры, произведения старинных немецких и итальянских мастеров. Первыми плодами этого изучения были картины «Св. Рох, раздающий милостыню» (находится в Лейпцигском музее) и «Посещение семейства Иисуса Христа семейством Иоанна Крестителя» (в Дрезденской галерее), наивные по композиции, но проникнутые теплым чувством.
В 1817 году Юлиус отправился в Италию и, проведя около года во Флоренции, поселился в Риме. Здесь он примкнул к кружку «назареев», но остался верен духу протестантства, между тем как другие члены этого кружка держались католических воззрений. В Риме, по поручению маркиза Массими, он украсил одну из зал его виллы фресками, изображающими 23 сцены из «Неистового Роланда» Ариосто (в 1820—1826 гг.), в которых выказались его вдумчивость в каждую тему, удивительный дар композиции и свежесть художественного чувства. Кроме того, из-под кисти художника вышло несколько картин, написанных масляными красками, как-то «Брак в Кане Галилейской» (более чем с 60 фигурами), «Иаков и Рахиль», «Христос, благословляющий детей», «Св. Семейство», «Три христианских и три языческих витязя» (по Ариосто), «Руфь на ниве Вооза» и др. Во время пребывания его в Риме им исполнен также ряд замечательных пейзажных этюдов, впоследствии изданных Иорданом (Берлин, 1878 г.).
В 1827 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд был приглашен в Мюнхен на должность профессора исторической живописи в тамошней академии. С этого времени наступил второй период его деятельности, в котором возложенные на него работы дали его таланту возможность показать себя в полном блеске. Король Людвиг I поручил ему украсить пять парадных зал в нижнем этаже своего мюнхенского дворца фресками на сюжеты из саги о Нибелунгах и, несколько позже, изобразить энкаустическим способом в трех других залах главные эпизоды из жизни Карла Великого, Фридриха Барбароссы и Рудольфа Габсбургского.
В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, недовольный тем, что его не назначили директором Мюнхенской академии на место покинувшего ее Корнелиуса, принял приглашение быть профессором Дрезденской академии и директором местной галереи. По переезде его в Дрезден начался третий период его жизни, в котором направление его творчества значительно изменилось, он почти совершенно бросил средневековую романтику и предался всей душой религиозному искусству. Важнейшим трудом его сделалось осуществление предприятия, задуманного еще в Риме, а именно издание «Библии в картинах» («Die Bibel in Bildern»). Это издание, вышедшее в свет в 1852—1860 гг. (в Лейпциге), доставило художнику обширную популярность не только во всех краях Германии, но и в других странах; оно содержит в себе 240 его рисунков, гравированных на дереве, — композиций неодинакового достоинства, но из которых многие, особенно относящиеся к Ветхому завету, бесподобны в своем роде. Несмотря на стремление строить композицию по образцам старых итальянских мастеров, эти рисунки отличаются сухим академизмом. В них сознательно отброшена всякая попытка исторической достоверности. События происходят как бы вне времени и пространства; все персонажи одеты в условные «античные» драпировки. Типы лиц однообразны (образ Саваофа почти не отличается от патриархов, фараона или Моисея).
Кроме того, живя в Дрездене, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд сочинил ряд иллюстраций для роскошного издания Котты «Der Nibelungen Noth» и изготовил картоны для расписных оконных стекол в лондонском соборе св. Павла. Выйдя в 1871 году в отставку, он провел конец своей жизни на покое, в Дрездене, где и похоронен.
В галерее представлена 21 ксилография - иллюстрации к Ветхому завету Шнорра фон Карольсфельда.
Предисловие Карольсфельда к гравюрам к Библии:
Несомненно, гравюра на меди или на стали допускает более совершенное исполнение, более тонкое оттенение, более нежное моделирование, чем гравюра на дереве. Однако я не думаю, что это особенно важно для произведения, за создание которого я взялся. Что невозможно изобразить сильными, свежими штрихами, пусть остается неотображенным. Произведение это должно стать популярной книгой в полном смысле слова и сильными, свежими линиями отображать Священную историю мира для народа. Гравюра на дереве является для этого самым подходящим способом.
Если художник способен верно и ясно выразиться и находит для выражения мыслей всегда самые простые контуры, если линии его всегда остаются живыми и выразительными, то гравюра на дереве, учитывая ее технические преимущества, которых она достигла в последнее время, передает художественное выражение с большей непосредственностью, чем другие множительные средства. Эффект, который на полотне достигается фресковой живописью, частично исключающая, частично осложняющая более совершенное исполнение в цвете и форме, на рисунке достигается гравюрой на дереве. Для настоящего творческого художника ни то ни другое средство изображения никогда не станет препятствием для образного выражения мыслей. Гравюра на дереве имеет еще одно преимущество — с нее можно воспроизводить бесконечное число оттисков, что дает возможность познакомиться большему числу людей с произведениями искусства.
Дрезден, декабрь 1860 г.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.
|