История
графики
Джакомо Кваренги
(1744-1817)Giacomo Quarenghi
Известный архитектор и живописец, один из ярких представителей
классицизма в русской архитектуре Джа́комо Анто́нио Доме́нико
Кваре́нги (итал. Giacomo Antonio Domenico Quarenghi) родился
в селении Рота Фуори (провинция Бергамо, Италия) 20 сентября
1744 года. Его родители были представителями двух аристократических
семей, влиятельных на севере Италии, отец — Джакомо Антонио
Кваренги, мать — Мария Урсула Рота. Новорожденный мальчик,
ставший вторым ребенком в семье, был назван по имени отца —
Джакомо Антонио.
Начальное образование Джакомо получил в самом значительном
и известном в Бергамо коллеже «Милосердие».
С раннего детства родители готовили сыну карьеру священнослужителя.
Но мальчик отдавал предпочтение изобразительному искусству.
Видя увлеченность сына рисованием, отец Кваренги как художник решил
предоставить ему возможность учиться живописи у Паоло Бономини
и Джованни Раджи, ученика Тьеполо. Но уроки рисования,
которые Кваренги берет у лучших художников Бергамо, не приносят
удовлетворения. Он настаивает на учебе в Риме, куда
уезжает в 1762 году и учится живописи у А.Р. Менгса
и С.Поцци. Немного позже он изучает архитектуру, посещает
и рисует классические руины и виллы в Веннето.
Как писал позднее сам зодчий, он «с детских
лет показывал самое искреннее призвание к художествам»,
однако родители готовили ему другую карьеру. В семье существовал
давний обычай: в случае, если родятся три сына, два из них
должны принять сан священнослужителя, а так как Джакомо был
из трех сыновей вторым, то родители настаивали на соблюдении
устоявшейся традиции и рассчитывали на то, что он обязательно
облачится в рясу.
Начальное образование Джакомо получил в самом значительном
и известном в Бергамо коллеже «Милосердие».
Отец настоял, чтобы он изучил философию и юриспруденцию.
Кваренги вспоминал: «Не могу достаточно выразить
отвращение, с которым я предавался таким занятиям. Но не буду
отрицать, что в курсе риторики я чувствовал особенную склонность
к поэзии и что мне до крайности нравились три изящнейших
латинских поэта — Катулл, Тибулл и Пропорций и более
всех Вергилий, из которых я перевел в итальянских стихах
несколько произведений... Но наклонность, сильно влекшая меня
к художествам, не позволявшая, чтобы я стал ни поэтом,
ни философом, ни духовным лицом, была причиною того, что
я извлек мало или совсем не извлек плодов из таких упражнений».
Видя увлеченность сына изобразительным искусством, отец Кваренги
как художник решил предоставить сыну возможность учиться рисованию
у лучших художников города Бергамо — Паоло Бономини
и Джованни Раджи. Однако Кваренги был недоволен их руководством,
считая их манеру устаревшей. В это время юноша попал под
влияние нежелательной, по мнению отца, компании. Стремясь изолировать
сына от дурных друзей, родители стали оказывать на него
сильное давление, добиваясь даже того, чтобы он удалился в монастырь
Сан-Кассино.
Но, в конце концов, сдался отец. Он согласился с настойчивым
желанием сына. Кваренги уехал в Рим. Там в течение первых
четырех-пяти лет он неоднократно менял творческие мастерские
(в том числе А.Р. Менгса и С.Поцци) и не получил
систематических знаний ни по живописи, ни по архитектуре,
однако, как можно понять из его слов, архитектурные мастерские
были удобным местом для рисования. Именно рисунок являлся той главной
областью его творчества, которую Кваренги непрестанно развивал.
Немного позже он изучает архитектуру, посещает и рисует классические
руины и виллы в Веннето.
Несмотря на признание таланта постоянной работы Джакомо Кваренги
не имел до 30 лет. Поэтому он легко согласился
на соответствующее предложение из России. Подписав контракт,
Кваренги со своей семьёй приехал в Санкт-Петербург к концу
1779 года. Екатериной II итальянец был назначен придворным
архитектором.
Джакомо Кваренги был известен среди современников как высоко эрудированный
и образованный человек. Вместе с тем, он обладал
непривлекательной внешностью, из-за чего часто становился объектом
карикатур.
Учеников архитектор не имел. В 1796 году он был
избран членом шведской Королевской академии искусств. Российской
Академией наук архитектор был признан гораздо позже —
в 1805 году. Своей профессиональной деятельностью Джакомо
Кваренги заслужил потомственное российское дворянство, стал кавалером
ордена святого Владимира.
В 1812 году перед походом Наполеона на Россию итальянский
король приказал всем итальянцам вернуться на Родину. Кваренги
данному приказу не последовал, из-за чего был приговорён королём
к смертной казни и конфискации всего имущества. Таким
образом Джакомо Кваренги потерял возможность вернуться на историческую
Родину, но обрёл новую.
Джакомо Кваренги умер 18 февраля 1817 года. Его похоронили
в католической части Волковского кладбища. Вдова архитектора
позже уехала из России, забрав с собой семейный архив. Ныне
он хранится в городской библиотеке Бергамо. В 1967
прах Кваренги был перенесен в некрополь Александро-Невской лавры.
По материалам сайтов:
http://funeral-spb.narod.ru/
http://www.tonnel.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://walkspb.ru/
34 больших рисунков
Кваренги quarenghi.rar, размер 9,76 Мб. >>
|
|
|
|
|
Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Иконостас
угловой церкви фасад и план. |
|
Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного
фасада и план наружной стены. |
|
Соборная площадь в Московском Кремле. |
|
|
|
|
|
Теремной дворец в Московском Кремле. |
|
Терраса с фонтанами на бульваре. Фасад и план. |
|
Торговые ряды при Аничковом дворце в Санкт-Петербурге. Фасад,
въезд со стороны Фонтанки вариант. |
|
|
|
|
|
Церковь-усыпальница в имении А.А. Безбородко
Стольное. Главный фасад. |
|
Английский дворец в Петергофе. Гостиная план с изображением
плафона. |
|
Английский дворец в Петергофе. Гостиная поперечный разрез. |
|
|
|
|
|
Большой театр в Санкт-Петербурге. Продольный
разрез по главной оси. |
|
Биржа в Санкт-Петербурге. Фасад и перспектива. |
|
Вид Михайловского замка. |
|
|
|
|
|
Вилла лорда Уитворта в Царском Селе. Фасад с
лестницей и террасой. |
|
Воскресенский монастырь на Истре, или Новый Иерусалим вблизи
Москвы. |
|
Георгиевский зал в Зимнем дворце. Поперечный разрез с видом
на стену с троном. |
|
|
|
|
|
Гробница адмирала С.К. Грейга в соборе Вышгорода. |
|
Дворец А.А. Безбородко в Санкт-Петербурге. Танцевальный зал
продольный разрез. |
|
Зал во дворце герцогини Моденской в Вене. Поперечный и продольный
разрезы. |
|
|
|
|
|
Картинный кабинет. Разрез. |
|
Малый Эрмитаж. Восточная галерея у Висячего сада. Центральный
павильон. Продольный разрез. |
|
Малый Эрмитаж. Музейные залы над корпусом конюшен и манежа.
Часть продольного разреза. |
|
|
|
|
|
Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Главный фасад
с частью трибун. |
|
Пейзаж с церквями у реки. |
|
Павловский дворец. Туалетная поперечный разрез. |
|
|
|
|
|
Панорама сел Коломенское и Дьяково в окрестностях
Москвы. |
|
Покровский собор и Спасская башня в Москве. |
|
Большой театр в Санкт-Петербурге. Часть ярусов зрительного
зала с царской ложей. Совмещенный фасад и разрезы. |
|