www.graphics.org.ru - на главную страницу
история графики
www.graphics.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею
     
Поддержка сайта
Если вам
понравился сайт
и вы нашли
полезную
информацию,
вы можете
поблагодарить тут!


История графики

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746 - 1828)

Francisco de Goya



Франсиско Хосе де Гойя. АвтопортретСын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Ок. 1769 отправился в Италию. В 1771, получив вторую премию пармской Академии Художеств за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко.

Около 1773 Г. обосновался в Мадриде. Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 1776-80 и 1786-91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений.

С начала 1780-х гг. Гойя получает известность и как портретист. Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782-83) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели ("Семья герцога Осуна", 1787). В эти годы Гойя постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке.

В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 - директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый живописец короля. Жизнеутверждение в творчестве Гойи сменяется глубокой неудовлетворённостью с началом 1790-х гг., когда Карл IV в страхе перед событиями Великой французской революции стал на путь реакции. В его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её.

Особенно привлекает Гойя графика: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты.
В искусстве Гойи появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. В это время (осень 1792 - зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте.

В 1790-х - начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи. В нём остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире, и мужественное противостояние, вызов окружающему. Программно-заострённым воплощением настроений Гойи явилась первая большая серия офортов "Капричос", в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского "старого порядка". Гойя первым из художников противополагает безличному классицистическому рационализму страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт воображения.

Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты "Бедствия войны", исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808-14). Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойи, он жил в одиночестве в загородном доме ("Кинта дель Сордо", т.е. "Дом Глухого"), стены которого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо). Здесь воплотились созвучные "Капричос" идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь").

Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" ("Пословицы"). Но и в самых мрачных видениях Гойи давящая тьма не может остановить движение, которое для него самое мощное проявление развития жизни. Движение становится ритмичным лейтмотивом в серии офортов "Тавромахия", в алтарной картине "Моление о чаше" и в знаменитых "Кузнецах". Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах "Водоноска" и "Махи на балконе". Человечность и мудрость Гойи находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815), портретах Т. Переса, П. де Молина.

Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия "Бордоские быки", 1826).
К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.

Большая советская энциклопедия

Gumersinda Goicoechea
 
Серия "Капричос"
 
Серия "Капричос"
Gumersinda Goicoechea Серия "Капричос" Серия "Капричос"
Серия "Капричос"
 
Серия "Капричос"
 
Я еще учусь
Серия "Капричос" Серия "Капричос" Я еще учусь
Серия "Капричос". Сон разума рождает чудовищ
 
Серия "Капричос". Уже ничего нельзя было сделать
 
Эскиз. Серия "Капричос"
Серия "Капричос". Сон разума рождает чудовищ Серия "Капричос". Уже ничего нельзя было сделать Серия "Капричос". Эскиз
Герцогиня Альба
 
Пара
 
Девушка слушающая гитару
Герцогиня Альба Пара Девушка слушающая гитару
Серия "Капричос". И до смерти...
 
 
Серия "Капричос"
Серия "Капричос". И до смерти... Переносит Серия "Капричос"
Серия "Бедствия войны"
 
Старик на качелях. Рисунок
 
Серия "Бедствия войны"
Серия "Бедствия войны" Старик на качелях. Рисунок Серия "Бедствия войны"
Обнаженная с зеркалом
 
Серия "Диспаратес"
 
Серия "Капричос". Автопортрет
Обнаженная с зеркалом Серия "Диспаратес" Серия "Капричос". Автопортрет



Русские:
  • Агин А. А.
  • Акбулатов Б. Р.
  • Бакст Л. С.
  • Беггров К. П.
  • Бёрдслей О.
  • Бем Е. М.
  • Бенуа А. Н.
  • Билибин И. Я.
  • Боклевский П. М.
  • Борисов- Мусатов
  • Брейгель Питер (Старший)
  • Васнецов А. М.
  • Врубель М. А.
  • Горюшкин- Сорокопудов И. С.
  • Добужинский М. В.
  • Кибрик Е. А.
  • Кобуладзе С. С.
  • Кругликова Е. С.
  • Кустодиев Б. М.
  • Нарбут Г. И.
  • Остроумова- Лебедева А. П.
  • Пахомов А. Ф.
  • Смирнов-Русецкий
  • Сомов К. А.
  • Тырса Н. А.
  • Фаворский В. А.
  • Фешин Н. И.
  • Чарушин Е. И.
  • Шмаринов Д.
  • Эрте (Тыртов Р. П.)


  • Иностранные:
  • Альтдорфер А.
  • Бёрдслей О.
  • Брейгель П. Старший
  • Гойя Ф.
  • Дега Эд.
  • Доре Г.
  • Дюрер А.
  • Кассат М.
  • Кваренги Дж.
  • Кольвиц К.
  • Леонардо да Винчи
  • Ли Алан
  • Лука Лейденский
  • Муха А.
  • Надаль Х.
  • Пиранези Дж.
  • Рембрандт Х.
  • Рубенс П. П.
  • Стейнлен Т. А.
  • Тозелли А.
  • Тулуз-Лотрек А.
  • Утамаро К.
  • Харунобу С.
  • Хиросиге А.
  • Хокусай К.
  • Шнорр фон Карольсфельд
  • Энгр Д.
  • Эшер М.
  • Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.