|
История графики
Энгр Жан Огюст Доминик (1780-1867)Ingres Jean-Auguste-Dominique
Французский
живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. Родился в
Монтабане 29 августа 1780. В 1791 поступил в Тулузскую Академию, был
учеником Г.Ж.Рока и Вигана, сотрудничал с Ж.Брианом. Занимался музыкой,
подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. В
1797 приехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида, а спустя
два года был принят в Школу изящных искусств. В 1801 был награжден
Большой (Первой) Римской премией за картину Послы Агамемнона у Ахилла
(однако так и не смог получить деньги от французского казначейства,
которое взамен выделило ему студию и скромное содержание). В дальнейшем
выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили
негативную оценку критиков. Многие поступки Энгра объяснялись его
повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 он переехал
в Рим, где вскоре получил студию. В этот период Энгр, зарабатывая
на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из
них хранится в музее Энгра в Монтабане). В 1808 Энгр создал картины
Купальщица Вальписон (Лувр), Эдип и Сфинкс, в 1811 – Фетида, умоляющая
Зевса (Монтабан, музей), в 1814 – Дон Педро Толедский (полное название
– Дон Педро Толедский, испанский посол, целующий шпагу Генриха IV).
В 1819 выставил в Салоне полотна Большая одалиска (1814, Лувр), Филипп
V награждает маршала Бервика Золотой цепью (1818, Мадрид); Роже, освобождающий
Анжелику (1819, Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики
и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию.
Первый и шумный успех Энгр завоевал, выставив в Салоне картину Обет Людовика
XIII, после чего переехал в Париж, получил из рук Карла X орден Почетного легиона.
В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную
мастерскую (1825). В 1833 выставил в Салоне Портрет г-на Бертена (Лувр). В 1834,
после того как осталась незамеченной его картина Св. Симфорион, идущий на казнь,
которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост
директора французской Академии в Риме, однако в 1841 возвратился в Париж (полотна
этого периода – Одалиска и рабыня, Кембридж, музей Фогг; Антиох и Стратоника,
Шантильи, музей Конде; Портрет герцога Орлеанского, собственность семьи Орлеанских).
В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога
де Люин (1841–1847, Железный век и Золотой век, обе не были закончены в связи
со смертью жены художника).
В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была
заказана картина Мадонна с остией (Москва, музей им. Пушкина), по сторонам мадонны
стоят святые Николай и Александр. В России полотно сочли латинским по духу,
после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми
(1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной
ангелов (1854, Лувр). Для творчества Энгра вообще характерны реплики ряда его
известных картин, часто незначительно отличающиеся друг от друга.
В 1853 художник выполнил плафон Триумф Наполеона I для городского замка (разрушен
в 1871, в дни Коммуны), в 1855 выставил свои работы на Всемирной
выставке в Париже. В 1862 получил звание пожизненного сенатора.
Умер Энгр в Париже 14 января 1867.
|
|
Русские:
Агин А. А.
Акбулатов Б. Р.
Бакст Л. С.
Беггров К. П.
Бёрдслей О.
Бем Е. М.
Бенуа А. Н.
Билибин И. Я.
Боклевский П. М.
Борисов-
Мусатов
Брейгель Питер (Старший)
Васнецов А. М.
Врубель М. А.
Горюшкин- Сорокопудов И. С.
Добужинский М. В.
Кибрик Е. А.
Кобуладзе С. С.
Кругликова Е. С.
Кустодиев Б. М.
Нарбут Г. И.
Остроумова- Лебедева А. П.
Пахомов А. Ф.
Смирнов-Русецкий
Сомов К. А.
Тырса Н. А.
Фаворский В. А.
Фешин Н. И.
Чарушин Е. И.
Шмаринов Д.
Эрте (Тыртов Р. П.)
Иностранные: Альтдорфер
А.
Бёрдслей О.
Брейгель П. Старший
Гойя
Ф.
Дега Эд.
Доре Г.
Дюрер А.
Кассат М.
Кваренги Дж.
Кольвиц К.
Леонардо да Винчи
Ли
Алан
Лука Лейденский
Муха
А.
Надаль
Х.
Пиранези Дж.
Рембрандт
Х.
Рубенс П. П.
Стейнлен Т. А.
Тозелли А.
Тулуз-Лотрек А.
Утамаро К.
Харунобу С.
Хиросиге А.
Хокусай
К.
Шнорр фон Карольсфельд
Энгр Д.
Эшер М.
|