|
История графики
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
А.
В. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере
почитания искусства, однако художественного образования не получил.
Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета
(1890—94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства
и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной).
Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о
русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке"
Р. Мутера, вышедшего в 1894 г. О нем сразу заговорили как о талантливом
искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии
отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во
Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние
прогулки Людовика XIV", показав себя в ней самобытным художником.
Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства
одновременно, Бенуа сохранял это двуединство и в последующие
годы, его таланта и энергии хватало на все. Он активно участвовал
в художественной жизни — прежде всего в деятельности объединения
"Мир искусства", идеологом и теоретиком которого был, а также
в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения;
часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные
письма" (1908-16) в газете "Речь". |
|
Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал
в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу
"Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой
ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи"
и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось
с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России";
создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).
После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе
всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников
искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом -
стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и
успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея,
способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.
|
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII
- начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался
в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских
сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад
при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце"
(1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием
и тонким ощущением стиля. |
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные
натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге
и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию
и подолгу жил там). Эти же темы господствовали в его книжных
и театральных работах, которым он, как большинство "мирискусников",
уделял не меньше, если не больше, внимания, чем станковому творчеству.
В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой
"Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями
к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах
(1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному
всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет
труда (1903-22).
|
|
|
К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив
оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра
и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина
"Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение
балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа
и при его непосредственном участии была организована частная
балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления
в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора
по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.
|
Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского
"Петрушка" (1911); этот балет создан по идее самого Бону;) и по
написанному им же либретто. Вскоре после того зародилось сотрудничество
художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.
Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве
театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского
существования и все более пугающей перспективой жизни в советской
стране, уехал во Францию. Там он работал главным образом в театрах:
сначала в "Гранд-опера" в Париже, а после Второй мировой войны —
в "Ла Скала" в Милане. Работал на прежнем профессиональном уровне,
но ничего принципиально нового и интересного создать уже нe смог,
часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего
легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Главным
же трудом последних (с 1934 г.) лет были его воспоминания, на страницах
которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства
и юности.
Книги об Александре Бенуа и литературные
работы А.Бенуа. См. >>
А.Бенуа. "Азбука в картинах"
|
|
|
|
|
"Азбука в картинах" (б., акварель, тушь). |
|
"Азбука в картинах" Буква А (б., акварель, тушь). |
|
"Азбука в картинах" Буква В (б., акварель, тушь). |
Факсимильное воспроизведение издания 1904 года.
Одна из знаменитых книг для детей — "Азбука в картинах" русского
художника, историка искусства Александра Николаевича Бенуа. Изысканная
графика Бенуа — до сих пор непревзойденный образец книжной
иллюстрации. Каждая страница "Азбуки" — удивительный завораживающий
сказочный мир.
Смотреть "Азбуку в картинах"
|
|
|
|
|
Аллеи Летнего сада |
|
В опасный путь средь бурных вод... (1916г.) |
|
Пётр Первый на прогулке |
|
|
|
|
|
Дворцовая площадь |
|
Иллюстрация к "Медному всаднику" Пушкина. 1916-1922 |
|
Иллюстрация к "Медному всаднику" Пушкина. 1904 |
|
|
|
|
|
Карнавал на Фонтанке. Эскиз |
|
Летний сад |
|
Медный всадник 1916 |
|
|
|
|
|
Ораниенбаум. Японский сад. 1902 |
|
Парад при Павле I. 1907 |
|
Петергоф. Главный фонтан |
|
|
|
|
|
Петергоф. Римские фонтаны. 1942 |
|
Петергоф. Цветники под Большим Дворцом. 1918 |
|
Фронтиспис к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник". |
|
|
|
|
|
Вариант фронтисписа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник".
1905 |
|
Аллея Версаля |
|
Версаль. Аллегорий реки. 1905 г. |
|
|
|
|
|
Версаль. Сад Трианона. 1906 |
|
Версаль. У бассейна Цереры. 1897 |
|
Версаль. У Курция |
|
|
|
|
|
Версаль |
|
Версальские грёзы |
|
Из серии "Последние прогулки Людовика XIV". 1898 |
|
|
|
|
|
Китайский павильон в Версале |
|
Маскарад при Людовике XIV. 1898 |
|
Прогулка в парке Версаля |
|
|
|
|
|
Танец. Павильон Версаля.1906 |
|
Павильон Армиды. 1907 г. |
|
Фантазия на Версальскую тему |
|
|
|
|
|
Венеция |
|
Итальянский двор |
|
Итальянский пейзаж |
|
|
|
|
|
Зимний пейзаж |
|
Кормление рыб |
|
Купальня маркизы. 1906 |
|
|
|
|
|
Маски |
|
На прогулке |
|
Набережная Рей в Базеле в дождь. 1902 |
|
|
|
|
|
Париж. Триумфальная арка Каррузель |
|
Прогулка короля. 1906 |
|
Свадебная прогулка. 1906 |
|
|
|
|
|
Царское село. Эскиз обложки |
|
Эскиз костюма В. Комиссаржевской. 1907 |
|
Герман перед окнами графини (заставка к "Пиковой даме" Пушкина).
1911 |
|
|
|
|
|
Из мира фантастичного. 1904 |
|
Итальянская комедия. "Любовная записка". 1907 |
|
Эскиз декорации к спектаклю "Праматерь". 1908 |
|
|
|
|
|
Итальянская комедия. 1905 г. |
|
Карлик. 1904 г. |
|
Эскиз декорации 2-го действия к комической опере Шарля Гуно
"Лекарь поневоле". 1924 |
Книги об Александре Бенуа, искусствоведческие
и литературные работы А.Бенуа:
|
Русская
школа живописи. Александр Бенуа
Книга известного автора является переизданием его труда, выходившего
выпусками в 1904-06 годах. Это первая серьезная попытка исследования
русской живописи с XVIII века до дней выхода в свет последнего
выпуска. Художник и критик выступает в роли историка искусства,
что представляет несомненный интерес для современного читателя.
В предлагаемом издании воспроизведены подобранные автором иллюстрации
и использованы элементы первоначального художественного оформления.
|
|
Медный
Всадникъ. А.С. Пушкин. Серия "Русские поэты". Иллюстрации
Александра Бенуа
Репринтное воспроизведение выдающегося памятника книжного искусства
- "Медного Всадника" А.С.Пушкина с иллюстрациями А.Н.Бенуа,
изданного "Комитетом популяризации художественных изданий"
(СПб., 1923), в настоящем издании дополнено воспроизведением
так называемого "цензурного автографа" - "второй
беловой рукописи" поэмы, с пометками Императора Николая
I, а также ее каноническим текстом. В приложении - избранные
стихи русских поэтов о Петербурге и Медном Всаднике. |
|
Азбука
в картинах. Александр Бенуа
Нарядная "Азбука в картинах" - не простая детская
книжка.
Это книга с историей, заслуженная и знаменитая, со своими секретами
и особыми художественными достоинствами. Старинная азбука с
картинками, она и теперь выглядит свежо и молодо. Претерпевшия
много лет (целый век!) переизданий, "Азбука в картинах"
и теперь почётно называется азбукой в иллюстрациях №1 для детей.
Это замечательный памятник русской книжной культуры, предмет
гордости владеющих ею коллекционеров, книга, достойная пристального
внимания взрослых. |
|
Александр
Бенуа. Мои воспоминания (комплект из 2 книг)
Книга "Мои воспоминания" А.Н.Бенуа стала почти настольной
для интеллигенции и одновременно библиографической редкостью.
Большой интерес вызывает семейный уклад и окружение Бенуа, художественная
и театральная жизнь Петербурга той эпохи. "Воспоминания"
А.Н.Бенуа учат любви к своей стране, к своему городу, к семье
и ее традициям. К книге возвращаешься и за справками, и за знаниями,
и просто ради душевного отдыха. |
|
Дневник
1916-1918. Александр Бенуа. Серия "Биографии и мемуары"
Дневники Александра Николаевича Бенуа (1870-1960) - живописца,
историка искусств, театрального декоратора и художественного
критика - рассказывают не только о жизни художника, его семьи
и знакомых, но и о событиях, во многом определивших ход истории.
В этой книге впервые опубликованы "Опасные дневники 1917-1918
годов" (около трехсот страниц), которые хранились в семейном
архиве его друга Степана Петровича Яремича. Эти дневники дополняют
пропуски в издании "Русского Пути". |
|
История
живописи всех времен и народов. В четырех томах. Александр Бенуа
Личность Александра Николаевича Бенуа поражает своим масштабом.
Впервые в истории русской эстетической мысли им была обоснована
национальная самобытность и международные связи русского искусства
нового времени. "История живописи всех времен и народов"
- пожалуй, самая значительная работа А.Н.Бенуа по истории мирового
искусства. |
|
Императорский
Эрмитаж. Электронное издание, посвященное Эрмитажу и его коллекциям
Два компакт-диска созданы на основе текста знаменитой работы
художника и искусствоведа Александра Бенуа "Путеводитель
по картинной галерее Императорского Эрмитажа" . Блестящий
русский язык, точные, общедоступные характеристики различных
европейских школ живописи и картин великих художников делают
путеводитель незаменимым для всех категорий пользователей. |
|
Александр
Бенуа как художественный критик. Марк Эткинд
Книга посвящена художественно-критической деятельности А.Н.Бенуа,
когда он, молодой и полный сил художник, стал не только отразителем
и проводником эстетических идей, но и подлинным "мозговым
центром" одного из значительных течений русской культуры.
За этот период критик прошел путь от понимания задачи художника
как творчества "ради вернисажа" к широкому представлению
о художественной культуре в целом, где нерасторжимыми узами
связаны все области единого и именно этим единством сильного
искусства. |
|
Александр
Бенуа. Монография. Марк Эткинд. Серия "Живопись. Скульптура.
Графика"
Монография о творчестве выдающегося русского живописца,
художественного критика и историка искусства Александра Николаевича
Бенуа. Художник поразительно высокого диапазона, Бенуа был крупнейшим
театральным живописцем, выдающимся рисовальщиком и пейзажистом.
Анализу его работ, а также его деятельности критика и историка
посвящена эта книга. |
|
|
Русские:
Агин А. А.
Акбулатов Б. Р.
Бакст Л. С.
Беггров К. П.
Бёрдслей О.
Бем Е. М.
Бенуа А. Н.
Билибин И. Я.
Боклевский П. М.
Борисов-
Мусатов
Брейгель Питер (Старший)
Васнецов А. М.
Врубель М. А.
Горюшкин- Сорокопудов И. С.
Добужинский М. В.
Кибрик Е. А.
Кобуладзе С. С.
Кругликова Е. С.
Кустодиев Б. М.
Нарбут Г. И.
Остроумова- Лебедева А. П.
Пахомов А. Ф.
Смирнов-Русецкий
Сомов К. А.
Тырса Н. А.
Фаворский В. А.
Фешин Н. И.
Чарушин Е. И.
Шмаринов Д.
Эрте (Тыртов Р. П.)
Иностранные: Альтдорфер
А.
Бёрдслей О.
Брейгель П. Старший
Гойя
Ф.
Дега Эд.
Доре Г.
Дюрер А.
Кассат М.
Кваренги Дж.
Кольвиц К.
Леонардо да Винчи
Ли
Алан
Лука Лейденский
Муха
А.
Надаль
Х.
Пиранези Дж.
Рембрандт
Х.
Рубенс П. П.
Стейнлен Т. А.
Тозелли А.
Тулуз-Лотрек А.
Утамаро К.
Харунобу С.
Хиросиге А.
Хокусай
К.
Шнорр фон Карольсфельд
Энгр Д.
Эшер М.
|