|
История графики
Эрте
(1892–1990)
наст. фамилия и имя Тыртов Роман Петрович
Родился в Петербурге 23 ноября (4 декабря) в семье морского офицера. Отказавшись от традиционной для семьи военной карьеры, обосновался в 1912 в Париже, став корреспондентом петербургского журнала «Дамские моды». Систематического художественного образования не получил; недолго посещал академию Р.Жюльена. Составил псевдоним «Эрте» из первых букв имени и фамилии. В 1913–1914 начал работать как модельер (у известного кутюрье П.Пуаре) и художник сцены (исполнил, в частности, эскизы костюмов для спектакля Маты Хари Минарет в театре «Ренессанс»). Заключил контракт с американским журналом «Harper's Bazaar» (1915), нарисовав для него в последующие 22 года более ста обложек. Работал также для журналов «Vogue», «Cosmopolitan», «Women's Home Journal», «The Sketch» и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции. Жил в Париже и Монте-Карло.
Хотя Эрте сотрудничал и с антрепризами классического типа (оформив, в частности, в 1920-е годы целый ряд балетных номеров Анны Павловой и несколько постановок Чикагской оперы), лидирующее значение в его сценографии получил дизайн для эстрадных театров – мюзик-холла «Фоли Бержер» (1917–1927), варьете «Баль Табарэн» и «Ла Нувель Ив», кабаре «Лидо» в Париже, а также для мюзик-холлов Бродвея. С 1925 выступал как художник-костюмер в кинематографе, по контракту с голливудской студией «Метро Голдвин Майер». «Стиль Эрте» – тончайше функционально-продуманный, ритмичный и в то же время экзотически-зрелищный, полный романтических фантазий – явился в межвоенный период важным формообразующим моментом «ар деко» (т.е. модерна, включившего элементы авангарда и ставшего прочным фактором моды и массовой культуры). В качестве кутюрье разрабатывал модели одежды и рисунки для тканей; среди предложенных им (еще в 1920-е годы) реформ костюма особую популярность позднее завоевал принцип «унисекса», однородного моделирования одежды для мужчин и женщин.
В поздний свой период Эрте добавил к привычным техникам (рисунок тушью, акварель, гуашь, литография) скульптуру, которой особенно увлекался в 1960-е годы (беспредметные декоративные композиции из разных материалов). Наряду с модами и театром его рисунки-эскизы охватывали все более широкий круг предметов – от мебели до игральных карт, неизменно превращаемых им в иронические знаки престижа и роскоши. В тот же период создал большие графические серии Цифры и Алфавит, где как бы суммировал характерные орнаментальные элементы своей манеры. Новый интерес к «ар деко» стимулировал внимание к патриарху стиля: в книжных магазинах разных стран Запада книги, альбомы, постеры и открытки Эрте и об Эрте порой занимали целые разделы. В 1975 в Нью-Йорке и Лондоне вышли английские издания его мемуаров (Вещи, которые помню). Последней работой мастера явились эскизы декораций и костюмов к бродвейскому мюзиклу Звездная пыль (1989).
Умер Эрте в Париже 21 апреля 1990.
Статья по материалам энциклопедии "Кругосвет".
|
|
Русские:
Агин А. А.
Акбулатов Б. Р.
Бакст Л. С.
Беггров К. П.
Бёрдслей О.
Бем Е. М.
Бенуа А. Н.
Билибин И. Я.
Боклевский П. М.
Борисов-
Мусатов
Брейгель Питер (Старший)
Васнецов А. М.
Врубель М. А.
Горюшкин- Сорокопудов И. С.
Добужинский М. В.
Кибрик Е. А.
Кобуладзе С. С.
Кругликова Е. С.
Кустодиев Б. М.
Нарбут Г. И.
Остроумова- Лебедева А. П.
Пахомов А. Ф.
Смирнов-Русецкий
Сомов К. А.
Тырса Н. А.
Фаворский В. А.
Фешин Н. И.
Чарушин Е. И.
Шмаринов Д.
Эрте (Тыртов Р. П.)
Иностранные: Альтдорфер
А.
Бёрдслей О.
Брейгель П. Старший
Гойя
Ф.
Дега Эд.
Доре Г.
Дюрер А.
Кассат М.
Кваренги Дж.
Кольвиц К.
Леонардо да Винчи
Ли
Алан
Лука Лейденский
Муха
А.
Надаль
Х.
Пиранези Дж.
Рембрандт
Х.
Рубенс П. П.
Стейнлен Т. А.
Тозелли А.
Тулуз-Лотрек А.
Утамаро К.
Харунобу С.
Хиросиге А.
Хокусай
К.
Шнорр фон Карольсфельд
Энгр Д.
Эшер М.
|