Отец художника, А.И. Сомов, много лет состоял в должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины и рисунки старых мастеров, которые долгое время собирал хозяин. Искусством занимались здесь все. Мать К.А. Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру, живописи. В одном из первых рисунков Сомова изображены сестра и мать за мольбертами.
В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где находился до 1897 г. За этот период произошло преобразование старой педагогической системы АХ, и Сомов оказался зачисленным в мастерскую И.Е. Репина.
В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф.Коларосси и изучал памятники искусства. Одновременно с ним в Париже учились и работали А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, А.П. Остроумова и другие "мирискусники". Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью.
Вернувшись в Россию, Сомов занялся написанием портретов. Им были созданы портреты отца (1897), Н.Ф. Обер (1896), А.Н. Бенуа (1896) и А.П. Остроумовой (1901). Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е.М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами.
Особое место занимают графические портреты Сомова. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В.И. Иванова (1906), А.А. Блока (1907), М.А. Кузмина (1909), художников Е.Е. Лансере (1907), М.В. Добужинского (1910) и др.
Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники "Мира искусства", среди которых был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы - шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки - должны были составлять единое целое.
Наряду с другими "мирискусниками" Сомов принимал самое деятельное участие в графическом оформлении журналов "Мир искусства" и "Парижанка", периодического издания "Художественные сокровища России" и др., а также снабдил иллюстрациями и оформил "Книгу маркизы" Ф. фон Блея (1918), используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные "китайские мотивы". Стилизацией, ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет "Графа Нулина" А.С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же стилистическом ключе портрет самого А.С. Пушкина (1899).
"Мирискуснические" черты - ретроспективизм и интерес к мистификациям - прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н.В. Гоголя "Портрет" и "Невский проспект". Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым, всегда была концентрация замысла произведения. Таковы обложка для издания стихотворений К.Д. Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина", фронтиспис стихотворного сборника В.И. Иванова "Corardens", титульный лист книги А.А. Блока "Театр" (все 1907) и др. Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника.
Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет, жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы - "Сумерки в старом парке", "Конфиденции" (обе 1897), "Поэты" (1898), "Купальщицы" (1899) и др. - отмечены гармонией цвета и игрой фактуры, передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы.
Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в. прослеживаются в таких картинах, как "Вечер" (1902), где ритм повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах.
Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова. Таковы картины "Эхо прошедшего времени" (1903), "Арлекин и смерть" (1907), "Осмеянный поцелуй" (1908), "Зима. Каток" (1915).
Февральскую революцию 1917 г. художник встретил с радостью, Октябрьскую - сдержанно, но лояльно. И хотя на его антикварную коллекцию была дана охранная грамота, а сам он пережил разруху, довольствуясь продовольственными карточками, работать по-прежнему Сомов уже не мог. Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их для спекуляции, было для него неприемлемо, поэтому, когда художнику предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской выставкой в США, он охотно согласился.
В начале декабря 1923 г. устроители выставки покинули Россию. Сомов
тогда даже не предполагал, что больше не вернется на родину.
Однако, оказавшись в Нью-Йорке, затем в Париже, вновь в Нью-Йорке
и других городах, он был поглощен насыщенной и разнообразной
художественной жизнью, встречами с друзьями и единомышленниками.
Постепенно втянувшись в круг русской эмиграции, Сомов навсегда
остался во Франции.
92 больших рисунка
Сомова somov.rar, размер 13,3 МБ. >>
|
|
|
| |
|
Ночное свидание (б., акварель; 1920-е) |
|
Арлекин и смерть (б., гуашь) |
|
Концерт (б., акварель, серебро;1900) |
|
|
|
|
|
Девушка на солнце (б., акварель, гуашь; 1930) |
|
Две дамы на террасе (б., акварель, белала, золото; 1896) |
|
Купальщицы на солнце (б., акварель, гуашь; 1930) |
|
|
|
|
|
Портрет Е.П.Остроумовой (б., акварель, гуашь; 1904) |
|
Пасторальная сцена с двумя девушками (б., акварель; 1928) |
|
Две маски (Пара накануне карнавала) (б., акварель, гуашь; 1930) |
|
|
|
|
|
Радуга (бум. на ткане, акварель, гуашь; 1908) |
|
Итальянская комедия (б., акварель, гуашь; 1914) |
|
Осень (б., акварель; 1905) |
|
|
|
|
|
Зима (б., гуашь, акварель; 1905) |
|
Летнее утро (б., акварель, карандаш, белила; 1932) |
|
Новый и старый год. Обложка табель-календаря на 1905 год (б., акварель, гуашь, графитный карандаш; 1904 ) |
|
|
| |
|
После грозы (б., акварель) |
|
Мартышкино (б., акварель) |
|
Подарок садовника (б., акварель; 1914) |
|
|
|
|
|
Обложка журнала "Мир искусства".
Cor Ardens. (б., гуашь) |
|
Поцелуй (б., акварель,бронза; 1904) |
|
Дама в розовом (б., акварель, белала, тушь, графитный
карандаш; 1903) |
|
|
|
|
|
Русский балет (б., акварель, гуашь; 1930) |
|
Итальянская комедия (б., акварель, гуашь; 1914) |
|
Фарфоровые фигурки на каменной полке (б., акварель,
гуашь, графитный карандаш; 1930) |
|
|
|
|
|
Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой
в "Арлекинаде" (б., акварель, карандаш; 1909) |
|
Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды (б., акварель,
гуашь, индийская тушь; 1932) |
|
Эскиз костюма маркизы для Т.П.Карсавиной (б., акварель,
гуашь, карандаш; 1924) |
|
|
|
|
|
Язычок коломбины (б., гуашь) |
|
Эхо прошедшего времени (б., акварель) |
|
Влюбленный Арлекин (б., акварель, гуашь; 1912) |
|
|
|
|
|
В детской (б., акварель, гуашь, графитный
карандаш; 1898) |
|
Прогулка после дождя (б., акварель, графитный карандаш;
1896) |
|
|
Книги и фильм о К.Сомове:
|