Когда
говорят, что Микеланджело - гений, не только выражают суждение
об его искусстве, но и дают ему историческую оценку. Божественное
вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства
Микеланджело - первый художник-одиночка, ведущий почти непрерывную
борьбу с окружающим миром, в котором он ощущает себя чужим и
неустроенным. В понедельник 6 марта 1475 года в небольшом городке
Капрезе родился ребенок мужского пола у подесты (градоправителя)
Кьюзи и Капрезе. В семейных книгах старинного рода Буонарроти
во Флоренции находится подробная запись об этом событии счастливого
отца, скрепленная его подписью - ди Лодовико ди Лионардо ди
Буонарроти Симони. Отец отдал сына в школу Франческе да Урбино
во Флоренции. Мальчик должен был учиться склонять и спрягать
латинские слова у этого первого составителя латинской грамматики.
Мальчик был чрезвычайно любознателен от природы, но латынь его
угнетала. Учение шло все хуже и хуже. Огорченный отец приписывал
это лености и нерадению, не веря, конечно, в призвание сына.
Он мечтал для него о блестящей карьере, мечтал увидеть сына
когда-нибудь в высших гражданских должностях. Но, в конце концов,
отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды,
взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года,
апреля 1-го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю
своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три
года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело
остается у своих учителей эти три года, как ученик, для упражнения
в живописи, и должен, кроме того, исполнять все, что его хозяева
ему прикажут; в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид
платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во
второй и десять - в третий; всего 86 ливров».
В мастерской Гирландайо он пробыл недолго, ибо хотел стать ваятелем,
и перешел в ученики к Бертольдо, последователю Донателло, руководившему
художественной школой в садах Медичи на площади Сан-Марко. Биографы
рассказывают, что он занимался там рисованием со старых гравюр,
а также копированием, достигнув в этом громадных успехов.
Молодого художника сразу же заметил Лоренцо Великолепный, оказавший
ему покровительство и введший его в свой неоплатонический кружок
философов и литераторов. Уже в 1490 году стали говорить об исключительном
даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти. В 1494 году,
с приближением войск Карла VI II, он оставил Флоренцию, вернулся
в нее в 1495 году. В двадцать один год Микеланджело отправляется
в Рим, а затем в 1501 году снова возвращается в родной город.
К сожалению, мало сведений о ранних живописных работах Микеланджело.
Единственная законченная им и сохранившаяся картина это - тондо
«Святое семейство». Точных документальных данных о времени создания
этого тондо не сохранилось. В композиции картины господствует
фигура мадонны. Она молода и прекрасна, спокойна и величественна.
Микеланджело не счел нужным рассказать более подробно, чем вызвано
ее сложное движение. Но именно этим движением связываются в
одно целое мадонна, Иосиф и младенец. Это - не обычная счастливая
семья. Здесь нети следов интимности. Это - величавое «святое
семейство».
В 1504 году Флорентийская синьория заказала две фрески прославленным
художникам - Леонардо да Винчи и Микеланджело для украшения
стен зала Большого совета в Палаццо Веккио. Леонардо сделал
картон с изображением «Битвы при Ангиари», а Микеланджело -
«Битвы при Кашине». В отличие от Леонардо, Микеланджело хотел
изобразить на картине не битву, а купающихся солдат, которые,
услышав тревогу, спешат выбраться из воды. Художник написал
восемнадцать фигур, и все они в движении.
В 1506 году оба картона были выставлены для обозрения. Однако
фрески так и не были написаны. Картон «Битва при Кашине», ценившийся
современниками больше всех других произведений Микеланджело,
погиб: он был разрезан на части и разошелся по разным рукам,
пока последние его куски не исчезли бесследно. Вазари, видевший
некоторые его части, говорит, что «то было скорее творение божественное,
чем человеческое», а скульптор Бенвенуто Челлини, имевший возможность
изучать оба картона - и Микеланджело и Леонардо, - свидетельствует,
что они были «школою для всего мира».
Вазари отмечает, что в своем картоне Микеланджело применял разную
технику, стремясь блеснуть своим совершенным владением рисунка:
«Было там еще много фигур, объединенных в группы и набросанных
на разный манер: контуры одних были очерчены углем, другие нарисованы
штрихами, третьи исполнены тушевкой, и цвета на них положены
мелом, так как он (то есть Микеланджело) хотел показать все
свое умение в этом деле».
В 1505 году папа Юлий II вызывает к себе Микеланджело. Он решил
еще при жизни создать себе достойную гробницу. В течение более
чем тридцати лет бесчисленные осложнения, связанные с этой гробницей,
составляли трагедию жизни Микеланджело. Проект неоднократно
менялся и полностью перерабатывался, пока вконец измученный
художник, занятый на склоне лет другими заказами, не согласился
на уменьшенный вариант гробницы, установленной в церкви Сан-Пьетро
ин Винколи. В 1508 году Микеланджело по поручению папы Юлия
II начал выполнять роспись свода свод Сикстинской капеллы. Первоначально
Микеланджело хотел расписать свод мелкими композициями, почти
декоративно, но затем отказался от этой мысли. Он создает на
своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы
как бы поддерживают карниз и арки, «переброшенные» через пространство
капеллы. Все промежутки между этими столбами и арками заняты
изображениями человеческих фигур. Эта изображенная Микеланджело
«архитектура» организует роспись, отделяет одну композицию от
другой.
«Вся история мира предстает перед нами в росписях Сикстинской
капеллы. На этих грандиозных фресках Микеланджело будто создает
мир, подобный его великой душе, - мир гигантский, сложный, полный
глубоких чувств и переживаний», - пишет И. Тучков. Создание
этой росписи было для художника мучительным и сложным. Микеланджело
приходится самому строить леса, работать лежа на спине. Кондиви
рассказывает, что, расписывая Сикстинскую капеллу, «Микеланджело
так приучил свои глаза смотреть кверху на свод, что потом, когда
работа была закончена и он начал держать голову прямо, почти
ничего не видел; когда ему приходилось читать письма и бумаги,
он должен был их держать высоко над головой». Сам Микеланджело
так передает свое состояние на лесах:
«Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу...»
Избрание папой в 1513 году Льва Х из семейства Медичи способствовало
возобновлению связи художника с родным городом. В 1516 году
по заказу нового папы он разрабатывает проект фасада церкви
Сан-Лоренцо, построенной Брунеллески. Это стало первым архитектурным
заказом. Микеланджело проводит длительное время в каменоломнях,
подбирая мрамор для предстоящих работ. Он начинает работы над
капеллой, но в 1520 году папа Лев Х аннулирует договор. Четырехлетние
труды художника уничтожены росчерком пера. В 1524 года Микеланджело
приступает к строительству библиотеки Лауренцианы. Падение Флорентийской
республики ознаменовало собой самый тревожный период в жизни
Микеланджело. Несмотря на свои твердые республиканские убеждения,
Микеланджело не выдержал тревоги перед наступающими событиями:
он бежал в Феррару и Венецию (1529 год), хотел укрыться во Франции.
Флоренция объявила его бунтовщиком и дезертиром, но затем простила
и пригласила вернуться. Скрываясь и переживая огромные мучения,
он стал свидетелем падения родного города и лишь позднее робко
обратился к папе, который в 1534 году поручил ему закончить
роспись Сикстинской капеллы. Художник навсегда покидает Флоренцию,
ставшую столицей герцогства Тосканского, и переселяется в Рим.
Спустя год папа Павел III назначает его «живописцем, скульптором
и архитектором Ватикана», а в 1536 году Микеланджело приступает
к росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. Он создает свое
самое знаменитое произведение-картину «Страшный суд», над которым
работал шесть лет в полном одиночестве.
В центре композиции - святые, окружающие молодого и грозного
Христа. Они толпятся у его трона, предъявляя доказательства
испытанных ими мучений. Они требуют, именно требуют, а не просят,
справедливого суда. В испуге льнет к сыну Мария, а Христос,
приподнимаясь с трона, как будто отстраняет наступающих на него
людей. Нет, это не добрый и не всепрощающий бог, это, говоря
словами самого Микеланджело, «лезвие суда и гиря гнева». Повинуясь
его жесту, из недр земли встают умершие, чтобы предстать перед
судом. С железной неотвратимостью поднимаются они ввысь, часть
из них вступает в рай, а часть низвергается в ад. Обезумев от
ужаса, падают грешники. А внизу их ждет Харон, чтобы переправить
в объятия Миноса. Начавшись внизу слева, хоровод человеческих
тел, совершив круг, смыкается внизу справа в преддверии ада.
«Страшный суд» задуман настолько грандиозно, насколько это вообще
возможно, как последний момент перед исчезновением Вселенной
в хаосе, как сон богов перед своим закатом», - пишет Бернсон.
Окончив «Страшный суд», Микеланджело достиг вершины славы среди
современников. Он забывал обнажить голову перед папой, и папа,
по его собственным словам, не замечал этого. Папы и короли сажали
его рядом с собой.
С 1542 по 1550 год Микеланджело создает последние свои живописные
произведения - две фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Как пишет
Е. Ротенберг, обе фрески представляют собой многофигурные композиции
с центральным героем, изображенным в решающий момент его жизни,
в окружении свидетелей этого события. Многое здесь выглядит
непривычным для Микеланджело. Хотя сами фрески достаточно велики
(размеры каждой 6,2S6,61 метра), они уже не наделены той масштабностью,
которая прежде была неотъемлемым достоянием микеланджеловских
образов. Концентрация действия очень своеобразно сочетается
с рассредоточенностью действующих лиц, образующих внутри композиций
отдельные эпизоды и обособленные мотивы. Но этой рассредоточенности
противопоставлен единый эмоциональный тон, выраженный очень
ощутимо и составляющий, собственно, основу воздействия этих
работ на зрителя, - тон гнетущего, сковывающего трагизма, неразрывно
связанный с их идейной концепцией. В последние годы Микеланджело
занимается проектом центрального плана церкви Сан-Джованни деи
Фьорентини, набрасывает план Капеллы Сфорца в церкви Санта-Мария
Маджоре, строит Порта Пиа, придает перспективно-монументальный
вид площади Капитолия. В жизни Микеланджело не знал нежной ласки
и участия, и это отразилось, в свою очередь, на его характере.
«Искусство ревниво, - говорит он, - и требует всего человека».
«Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети - это мои
произведения». Большим умом и врожденным тактом должна была
обладать та женщина, которая бы поняла Микеланджело.
Он встретил такую женщину - Витторию Колонну, внучку герцога
Урбанского и вдову знаменитого полководца маркиза Пескаро, но
слишком поздно: ему было тогда уже шестьдесят лет. Виттория
интересовалась наукой, философией, вопросами религии, была знаменитой
поэтессой эпохи Возрождения. Они общались более 10 лет, обменивались
стихами. Ее смерть явилась тяжелой утратой для Микеланджело.
Дружба Виттории Колонны смягчила для него потерю отца, а потом
братьев, из которых остался один Лионард, с которым Микеланджело
поддерживал связь вплоть до своей кончины.
Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание; как и в жизни,
он не любил многословия. «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество
родным», - продиктовал он друзьям. Микеланджело умер 18 февраля
1564 года. Тело его погребено в церкви Санта Кроче во Флоренции.
Биографии. История жизни великих людей. tonnel.ru
|