"Природа столь же неустанно творит новые
формы, как художник воспроизводит их".
П.М. Бицилли
Рисовать я начал школьником. Первые работы - карандашная графика. Старался приблизить рисунок к природе. Нравилось рисовать все, что радовало глаз.
Учился в 12 художественном лицее в Твери, где в основном поощряли "искания", связанные с фантазией, эклектикой и стилизацией. Объяснение - престиж. "Доискался" так, что интерес к природе стал падать. "Глаз не лежал". Я начал скучать. Благодаря оптимизму я искал, надеясь, что найду. И нашел.
Вот вместе со своей девушкой на КЛИО. Она ходит - ищет подарок. А меня привлекли кристаллы кварца. Достал ручку и тетрадь и просто начал рисовать. "Посмотри, какие разные грани, а вот углы между ними всегда постоянные", - сказал мне один из посетителей. Разговорились, познакомились. Его заинтересовали мои наброски. Виктор Слётов.
Вот я уже в гостях у Слётова. Как будто попал в другой мир - первое впечатление. В обычной квартире - целый музей. Кругом камни - большие и маленькие. Разнообразие цвета и форм. На стене тоже камни - рисунки. Глаз невозможно оторвать. Вот оно - тонкость, живость, эмоциональность и отличная техника. Удивился, узнав, что Виктор не учился рисовать. И все-таки, как? - "Меня научил камень, а изображение само приходит", - сказал он.
Первые пробы пера. Первые камни. Первые проблемы. Пытаюсь изобразить камень, основываясь на чертежах и схемах. Использую основные изобразительные приемы, исходя из лицейских "исканий". Получается нечто, сродни карикатуре. Форма и объем есть. Камня нет. Держу в руках и вижу другое. "Почему?" - спрашиваю у Виктора. - "Ты подстраиваешь камень под технику. Попробуй наоборот!" - ответил он. "Чем ближе в своих работах Вы приближаетесь к природе, тем дольше они будут жить!" - была цитата из дневников великого Леонардо, сказанная Виктором.
Находясь среди камней, долго их разглядывая, думаешь. Первый удачный рисунок - это Морион. Первый камень, позволивший себя нарисовать. Долго держал его в руках, вертел, изучал. И понял. Я рисовал бездумно, не глядя на камень. Не понимал, не видел его.
Однажды, взяв в руки кристалл Мориона, я мысленно попросил его помочь мне. Я никогда не забуду этого чувства. Морион лежал на моей правой руке. Закрыл глаза. Попросил его и … Он ответил! Это было как стоп-кадр. Промелькнул его образ во всех деталях, подробностях. Он был огромен. Открыл глаза и, держа Морион в руке, стал рисовать. И вот, как из тумана, постепенно, стал выплывать увиденный образ.
Конечно, изображение получилось не совсем таким, но это уже был шаг вперед. Я научился чувствовать. Кристалл открыл во мне новую способность - видеть образ. Виктор узнал в рисунке оригинал. Камень Морион.
Дальше - больше. Интерес к камням стал расти. Виктор дает книги о камне, самые интересные А.Е. Ферсмана. Рассказывает о В.И. Степанове, Ю.М. Дымкове. "Рисуй познавая и познавая рисуй. Старайся в рисунке показать то, что видишь, чувствуешь. Захочешь - получится!" - слова В. Слётова. Мои новые работы радовали Виктора все больше, и однажды он предложил сделать серию совместных работ. Через камень я нашел друга, через друга я подружился с камнем.
Серии работ, сделанные совместно, оказались чем-то новым и качественно особенным. Мы поняли, что только объединив наши усилия в совместном творчестве, мы в состоянии создавать работы такого высокого уровня, который недоступен ни одному из нас в отдельности. Более того, мы едины в ощущении, что это далеко не предел возможного. Уверенность в правильности, нужности поставленных задач и выработанного нами нестандартного способа их совместного решения придает новые силы и открывает безбрежные горизонты в творчестве и в познании.
Рисовать камни сложно. Не легче портрета человека - нужно знать пластическую анатомию, найти удачное движение, понять характер. Как с камнем? Учебник минералогии дает сведения: названия, свойства, чертежи кристаллов. Все это нужно знать. Основываясь на этом, можно адекватно изобразить камень? Нет! Рисунок на уровне схемы или чертежа - что портрет человека, выполненный с его изваяния. Да, это будет человек, но узнаем ли мы его? Нет! Только пообщавшись с ним, разобравшись в его характере, можно узнаваемо его изобразить. Иной художник сделает Вам портрет за несколько минут. Посмотрите на изображение, на другие портреты этого художника. Все лица какие-то усредненные, с одинаковыми глазами и все друг на друга похожи. С камнем дело ничуть не проще - с ходу не нарисуешь!
У каждого камня - свой неповторимый образ. Работа удается только тогда, когда удается найти к нему особый, индивидуальный подход, который поможет ему "заговорить". И тогда он, камень, позволит себя нарисовать. При этом изображение получается ясным и адекватным. Я решил посвятить свою жизнь тому, чтобы показать Вам через искусство образ камня таким, каким увидел его, - как застывшую музыку, как живую сущность неживой природы.
Москва, март 2002 г.
© Виктор Слётов и Владимир Макаренко.
<< Посмотреть работы
|