Вячеслав Калинин, - выдающийся современный русский художник и график, род. 18 сентября 1939г. в Москве. Окончил Абрамцевское художественное училище, но главному научился сам, увлекаясь то графикой Дюрера,то живописью Врубеля и Кранаха. А в самом начале было Лианозово, барак с мастерской Оскара Рабина - главный очаг художественной жизни 1950-1960-х годов. Самобытный мастер московского неофициального искусства. Наиболее характерны его картины 1960-70-х гг. на темы причудливо-пестрого быта подпольной богемы, написанные в духе карнавализма.
Самобытный и ни на кого не похожий, певец старой Московской Москвы. Уже почти исчезнувшей, а то и исчезнувшей вовсе, как Арбат Окуджавы или Каретный Высоцкого. Москва послевоенных типажей, с её постоянной пьянкой, тяжёлой работой и маленькой зарплатой, но всегда причудливая, открытая, всегда подающая нищему из своих последних медяков - такой она стала переливаться и сплетаться у Калинина.
От его картин всегда тревожно, в них всегда что-то сломлено, искажено, вывернуто и потеряно в жизни его родного Замоскворечья. Чего-то не дождались, в чём-то обмануты, - а сколько утрат!, - не по той дорожке пошли, как дети, которые ждали одного и умилялись мысленным чудесным будущим, а выросли и стали пьяницами и матерями-одиночками. Но для художника они не перестают быть людьми и объектом любви. Больное саднит и ноет, куда от этого денешься. Разве этого нет, не было и не будет. Да, Калинин причудлив, непоследователен, нервен, сексуален, алогичен и ни на кого не похож. Но ведь всё это и прекрасно, оттого что искренне! Вот это и называется - самобытный художник, созидатель, фантазёр, творец.
Москва, шестидесятые - семидесятые годы прошлого века. Период застоя в экономике и безграничного доминирования метода соцреализма в искусстве. Малейшее отступление от принципов соцреализма расценивалось как преступление перед обществом. В то непростое, но вместе с тем куда как более живое и одухотворённое, нежели теперь, время, группа московских художников - нонконформистов организовало вспоминаемую многими доныне первую бульдозерную выставку московских художников-неформалов, но знаменательно что ни Анатолий Зверев, ни А.Харитонов, ни Д.Плавинский, ни Вячеслав Калинин не понесли свои холсты на Бульдозерную выставку, а главная причина тому на самом деле была проста - их творчество было свободным от политики, а сами они - далеки от неё. Вскоре после бульдозерной (1974г.) Вячеслав Калинин принял активное участие в двух уже официальных, разрешённых властями выставках на ВДНХ в 1975 году - в павильоне Пчеловодство и в Доме культуры ВДНХ (выставка в павильоне Пчеловодство была организована по личному одобрению и под негласным патронажем Ю.В. Андропова). Вскоре вслед за этим, в 1976 году, московские художники-неформалы объединились в секцию живописи при Московском объединенном комитете профсоюза художников-графиков, который располагался на ул. Малая Грузинская, 28. Подвал Дома Высоцкого на Малой Грузинской улице стал на многие годы постоянным местом выставок, неизменным участником которых был и В.В. Калинин.
Зрительский ажиотаж был столь велик, что люди помногу часов в любую погоду отстаивали на улице невообразимой длины очередь, чтобы хоть в быстром темпе пройти через выставочный подвал.
Но прошли годы, и сейчас картины В.Калинина представлены не только в Третьяковской галерее и в Русском Музее, они по праву украшают стены крупнейших музеев мира.
В 1991 году Калинин уезжает в США и обосновывается в Лос-Анджелесе. Но в 1996 году он уже снова в России. Корни, от них трудно оторваться, без их ощущения исчезает творческое вдохновение. Но в Америке - жена и сын, а в России - дочь и внуки. Вот и стала его жизнь переменчива, как у перелётной птицы,- зимует в Америке, а по весне спешит домой, на хотя и растоптанную и поруганую, но на Родину, на родное пепелище своей уже канувшей в лету Москвы, к любимым и питающим новыми силами и замыслами берегам Оки, в Прилуки,- свои любимые места под Тарусой.
Посмотреть работы >> |