www.graphics.org.ru - на главную страницу
галерея
www.graphics.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею

      Краткий словарь
      терминов
:

      Акварель
      Акватинта
      Гравюра
      Граттаж
      Графика
      Гуашь
      Иллюстрация
      Каллиграфия
      Карикатура
      Ксилография
      Линогравюра
      Литография
      Лубок
      Монотипия
      Офорт
      Пастель
      Плакат
      Рисунок
      Эстамп







     

Статьи и публикации  об искусстве

Статьи современных авторов:

  • Ашбель Ек. "Графический дизайн для музыкальной продукции"
  • Бумага ручной работы
  • Басе Александр. "Динамические картины". Интерьвью с художником
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
  • Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
  • Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
  • Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
  • Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
  • Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
  • Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
  • Бусыгина Ек. "Понятие символа"
  • Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
  • Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
  • Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
  • Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
  • Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
  • Жуков Денис. "Кратко о печатной графике"
  • Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
  • Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
  • Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
  • Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
  • Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
  • Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
  • Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
  • Мамедов М.-Т. "Носители информации"
  • Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
  • Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
  • Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
  • Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
  • Меликли Тофик. "Рунические памятники и культурная жизнь древних тюрков"
  • Паштов Герман. Статья о выставке художника
  • Полетаева Елена. Интервью с художницей.
  • Стрелецкая Ол. Интервью
  • Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
  • Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
  • Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
  • Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
  • Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
  • Книги и публикации (для скачивания):

  • Алпатов М. В. О композиции картины "Улочка" Вермеера Дельфтского
  • Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
  • Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
  • Витрувий "Десять книг об архитектуре" (pdf)
  • Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
  • Гумилев Н. "Письма из Парижа"
  • История визитных карточек
  • Кандинский В. "О духовном в искусстве"
  • Лесков Н. С. "О русской иконописи"
  • Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
  • Матисс Анри. "Заметки живописца"
  • Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
  • Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
  • Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
  • Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)


  • Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека ". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать для домашнего изучения.
    100 номеров журнала "Художественная галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.



    -----------------------------------------------------------------------------

    Бусыгина Екатерина "Советский плакат Великой Отечественной войны"

    В двадцатом веке политическому плакату нигде в мире не придавалось такого большого значения, как в СССР. Плакат требовала ситуация: революция, гражданская война, колоссальное строительство, война против фашизма. Власть ставила перед народом великие задачи. Необходимость непосредственной и быстрой коммуникации – все это послужило основой для развития советского плаката. Он обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти.

    В годы Великой Отечественной войны ощущался высокий национальный подъем, единство народов СССР. Во всех отраслях экономики и культуры, а так же военной промышленности были достигнуты высокие результаты, общество мобилизовалось и работало для победы. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию.

    Плакат в годы Великой Отечественной добился больших успехов. Этот период по масштабам сделанного сопоставим с развитием плакатного искусства времен Октябрьской революции и гражданской войны, но создано плакатных листов было в сотни раз больше, многие плакаты стали классикой советского искусства. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла. Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки.

    У каждого периода войны были свои задачи, все они требовали безотлагательного решения. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.

    «...Ночь. На подмогу разведчикам приходят местные жители. Тихо, крадучись во мгле по деревенским улицам и проулкам, осторожно обходя немецкие караулы и патрули, бесстрашные патриоты расклеивают, а в том случае, когда это не удается, раскладывают на земле цветные полотнища советских плакатов и «Окон ТАСС». Плакаты клеят на заборы, сараи, дома, где стоят немцы.

    Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов...» - так рассказывает о плакате ветеран Великой Отечественной войны.

    Не все плакаты были выполнены качественно, но в основном художники проявляли требовательность к себе и созданным ими произведениям. Если плакаты не всегда отвечали эстетическим требованиям, то несомненно они несли большое и искреннее чувство, потому что перед лицом смерти и страданий нельзя было солгать.

    Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделение государственного издательства «Искусство». Печатались плакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья, издавались политорганами РККА и ВМФ, редакциями газет. Так же часто плакаты изготавливались от руки и по трафарету, что ускоряло их выпуск, но делало невозможным распространение в тысячах экземпляров.

    В жанре плакатного искусства в годы Великой Отечественной Войны работали многие художники, которые ни до войны ни после войны не занимались плакатом.

    Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.

    В первоначальном варианте штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Но распечатан он был уже с другим сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Гитлера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Подобное сочетание часто использовалось Кукрыниксами и другими художниками.

    Нужно отметить, что воин Советской Армии расположен в правой части плаката, а Гитлер в левой. Интересно, что на многих советских военных плакатах противостоящие силы изображаются аналогичным образом. Результаты психологических опытов свидетельствуют о том, что зритель, взглянув на картину, газетную страницу или плакат, в первый момент замечает правый верхний квадрат, и уже отсюда его взгляд переходит на остальные части изображения. Таким образом, правый верхний квадрат, и вообще правая сторона картины или плаката с точки зрения психологии зрительного восприятия занимает особое место. На многих военных плакатах именно на этом месте изображаются бойцы Красной Армии, устремляющиеся в атаку на фашистов, фигуры которых помещаются на левой стороне плаката, в нижней части. Не останавливаясь на анализе этого композиционного приема, отметим лишь, что подобное решение помогает более глубокому раскрытию содержания, повышает выразительность произведения.

    Кроме упомянутого, с 22 по 29 июня 1941 года из печати вышли плакаты Н. Долгорукова «Так было… Так будет!», «Сметем с лица земли фашистских варваров», Кукрыниксов «Наполеон потерпел поражение, тоже будет и с зазнавшимся Гитлером», А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!».

    Сатирический плакат во время войны был очень популярен. Он соединил в себе традиции плаката гражданской войны с достижением политической газетно-журнальной карикатуры 30-х годов. Художники умело использовали язык метафоры, сатирические иносказания, плоскость белого листа, на котором четко вырисовывался силуэт фигур и хорошо читался лозунг. Популярны были сюжеты противостояния сил: злой агрессивной и справедливой защищающей. Особенно много сатирических плакатов было создано в течение 1941 года. Среди них можно перечислить ряд интересных плакатов: Кукрыниксы «Людоед-вегетарианец, или две стороны одной медали»; Б. Ефимов, Н. Долгоруков «Выступали – веселились, отступали – обслезились»; Н. Долгоруков «Так было… Так будет!»; Кукрыниксы «Мы злому врагу все отрежем пути, из петли, из этой ему не уйти!». Сатирический плакат показывал в смешном свете врага и тогда, когда он был грозен и опасен в начале войны, и в то время, когда немецкая армия начала терпеть первые поражения. В плакате «Не так страшен черт, как его малюют» Кукрыниксы представили сцену из берлинской придворной жизни. В реальности фюрер был худым, на полотне же он — силач с большими бицепсами.

    Яркие плакаты были созданы И. Серебряным «Накося, выкуси!», Н. Долгоруковым «Он слышит грозные напевы», В. Дени «На Москву! Хох! От Москвы: ох», «Лицо Гитлеризма» и другие. Больше всего сатирических плакатов было выпущено «Окнами Тасс».

    Плакат А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!» напоминают работу Кукрыниксов сюжетом и художественным исполнением - сходным цветовым решением, использованием героического образа советского воина. Найдена удачная символическая характеристика фашизма. Враг показан в виде извивающейся огромной змеи в форме свастики, которую пронзает штыком воин Красной Армии. Работа выполнена с использованием характерного для плаката приема: без фона, с применением только черного и красного цветов. Изображение борющихся сил – агрессивной и отражающей агрессию - дано в резком противостоянии. Но обе фигуры имеют плоскостной силуэт. Ограничение в красках было вызвано необходимостью - для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть небольшой.

    В плакате Н. Долгорукова «Так было… Так будет!» также используется ограниченная палитра красок, изображение силуэтно. Вообще следует отметить, что в первый год войны художники создавали много силуэтных малокрасочных плакатов, где герои были представлены обобщенно, неиндивидуализированно. Была очень популярна историческая тема. На первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР в ней.

    Независимость и сила народа, который начал создавать свое социалистическое государство, корнями уходило в героическое прошлое России. Как прадеды прогнали Наполеона, так и нынешнее поколение прогонит Гитлера, как дрались наши отцы за революцию и свободу, так и мы будем драться – подобные лозунги писали на плакатах и листовках, и вряд ли в этом было сомнение.

    С первых дней войны активно продолжали работать художники старшего поколения: Д. Моор, В. Дени, М. Черемных. В их творчестве присутствовал еще дух революционного плаката. Часто старые методы использовались художниками для изображения новых событий в новой эпохе. Не все работы стали удачными. Например Моор повторил свой известный плакат «Ты записался добровольцем?», немного изменив в нем действующего персонажа и заменив надпись на «Ты чем помог фронту?». Однако того успеха, какой имел первый плакат мастера, данная работа не имела. Потому что, как пишет художник-плакатист В. Иванов «в искусстве нет точных правил, но есть свои жесткие законы. И самый гениальный ход не может быть повторен», так как именно при повторении он теряет свою свежесть и остроту воздействия.

    Сравним предыдущий плакат с известным произведением И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Так же как и Моор, Тоидзе располагает на плоскости листа целостный монолитный силуэт, использует сочетание всего двух цветов – красного и черного. Благодаря низко взятому горизонту плакату придана монументальность. Но основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.

    В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборств советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты: «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби гадов!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу. Остановить нашествие любой ценой призывал плакат А. Кокоша «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!».

    Достаточно часто сюжетами плакатов становились эпизоды мобилизации, создания народного ополчения. Например, «Могучее Народное Ополчение» В. Цветковой, «Молодежь, в бой за Родину!» В. Правдина, «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР» З. Правдиной. Фотоплакат «Наши силы неисчислимы» В.Корецкого нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма — скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ. Тогда же, в июне, В.Корецкий создал композицию «Будь героем!». Этот плакат, увеличенный в несколько раз был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Защитников Ленинграда вел в бой плакат В.Серова «Наше дело правое — победа будет за нами».

    В плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к борьбе с врагом. Были выпущены листы, изображавшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса.

    К числу таких плакатов относятся: «Так было: Так будет!» Н. Долгорукова, «Славна богатырями земля наша» В. Говоркова, «К оружию, Славяне! Разгромим фашистских угнетателей» В. Одинцова, «Грудью на защиту Ленинграда» А. Кокорекина. Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Лучшие плакаты этой темы «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н.Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Мы поклялись своим мужьям» М. Бри-Бейн, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес. Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игуманова, «Брак-Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт» Я. Бекетова, «Собирай лом», «Ты чем помог Фронту?» и другие. Один из самых известных плакатов тыловой тематики — «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н.Ватолиной.

    Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В эти дни был создан графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат Н.Жукова и В.Климашина «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять у врага не только столицу, но и свободу всей страны.

     

    «Боевой карандаш»

    Особое место в плакатном искусстве эпохи Великой Отечественной войны занимает творческое объединение Ленинградских художников «Боевой карандаш». Родилось оно во время советско-финской войны, и снова возродилось в Великую Отечественную.

    В июньские дни 1941 года «Боевой карандаш» возобновил свою деятельность и стал одним из самых популярных и любимых видов массовой художественной агитации. Он удачно сочетал в себе черты плаката и народного лубка. Это были небольшие по размеру листы, в которых отдельные, но связанные единым сюжетом яркие картинки сопровождались текстом, как правило, стихотворным. Печатались они литографским способом. От других видов плаката «Боевой карандаш» отличало, явно выраженное в нем близкое ощущение фронта, он и предназначался прежде всего для фронтовой обстановки. Листки «Боевого карандаша» можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин. «Боевой карандаш» был рассчитан не на спешный взгляд и быстрое прочтение, а на внимательное изучение всех деталей, на постепенное вникание в сюжет, в его подробности, в текст.

    Работал в «Боевом карандаше» коллектив художников, среди которых были скульпторы, графики, живописцы. Тексты сочиняли поэты Н. Тихонов, В. Саянов, А. Прокофьев, С. Спасский, Б. Тимофеев.

    Тематика работ была многообразна. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы сатирического характера, высмеивавшие врага.

    Плакаты «Боевого карандаша» носили камерный характер, посвящались местным событиям, сюжетам, которые происходили на глазах у художников. «Боевой карандаш» сочетал в себе «элементы агитационной заостренности и зрительной наглядности плаката с чертами станковости, выражавшейся в большой усложненности и сюжетной разработанности образных решений, в тенденции к нюансированию композиционных построений, которое требовало пристального, детального рассмотрения». Плакаты выполнялись литографским способом, что давало возможность разнообразить художественные приемы. Общий уровень исполнения работ был ровным, достаточно высоким. Почти все листы выполнялись художниками с особой тщательностью.

    Интересные, яркие плакаты были выполнены Н.Муратовым, например «Боевое меню врагу к каждому дню», «О крысе голодной и силе народной», «О хвостах и крестах».

    Плакаты «Боевого карандаша» интересно рассматривать и сейчас, как будто погружаешься в атмосферу тех военных дней, сопереживаешь героям. В плакате Н.Быльева, Г.Верейского «Герои-железнодорожники» на одном листе изображены три сюжета, под каждым из которых короткое, но емкое описание. Вот машинист военного состава заметил на путях неразорвавшуюся бомбу, два его помощника аккуратно раскопали землю вокруг снаряда и углубили его так, чтобы поезд мог благополучно пройти этот участок. Ситуация напряженная, вызывающая соучастие и даже желание помочь. Из таких маленьких сюжетов складывается героическая жизнь бойца фронта и тыла. Просто и вместе с тем лирично, узнаваемо, создали художники пейзаж ленинградской области, во всех трех частях плаката он является неотъемлемой частью. Как гимн отваге и решимости звучит еще один сюжет этой работы: железнодорожники заметили приближающийся на бреющем полете немецкий самолет и «дружным залпом расстреляли его из винтовок». На плакате изображен падающий «Мессершмидт» с горящим мотором. Последний сюжет посвящен самоотверженности советских бойцов. В военный состав, в один из вагонов попала бомба, и смелый железнодорожник под градом разрывающихся орудий и летящих осколков пробрался к вагону и отцепил его от основного состава. Все три сюжета, объединенные в один плакат оставляют яркое впечатление. А в годы войны они были еще, несомненно, и умелой агитацией, потому что вдохновили людей на подвиги и труд, рассказывали о силе народа, внушали веру в победу.

    Художникам нередко приходили письма от ленинградцев. В одном из них были такие слова: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!»

    Популярность «Боевого карандаша» была так велика, что вскоре стали появляться родственные ему издания — например, сатирические листы «Балтийского прожектора», издаваемые Политуправлением Краснознаменного Балтийского флота. Здесь работали художники Ю.Непринцев, С.Бойм, В.Трескин.

     

    События на фронтах войны 1942 года: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное — оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед авторами новые задачи.

    Изменилась тематика плаката; героями художников стали женщины и дети. Одни плакаты раскрывали идею протеста и борьбы, другие показывали беду и страдание так, как она есть, призывая тем самым советских людей к отмщению и помощи тем, кот не в силах сам себе помочь.

    Плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Корецкий, мастер фотоплаката, стремился к изображению человеческих переживаний на самом пике, в момент наибольшей напряженности и драматизма. Характерно для Корецкого изображение героев в таких ситуациях, где есть близкое присутствие врага, но он не видим для зрителя.

    Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Наиболее тяжелый для русского народа этап войны нашел отражение в работе Корецкого. Древний мотив - мать с ребенком на руках – получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности.

    Плакат решен в два цвета: серый и красный, тональная разработка серого на фотографии, и красным изображены кровавое пятно на штыке и надпись. Лица матери и ребенка напряжены, молчаливы, но плакат словно кричит, призывая к спасению, защите и мщению.

    «Для повышения выразительности плаката художник прибегает к весьма действенному композиционному приему. Острие длинного штыка, устремленного по диагонали из нижнего левого угла, находится точно в геометрическом центре картины. На своем пути штык касается руки ребенка, затем лица и выходит за его головой. Ужасающая линия!»

    С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления, благодаря тому, что Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, не смотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда.

    Недаром художник Н.Жуков в своей работе «Бей насмерть!», поместил этот плакат на стену дома, который защищал от врага красноармеец-пулеметчик. Так велика была слава этого плаката в народе. Бесстрашию, героизму и фронтовому братству советских воинов посвящены плакаты Н.Жукова «Немецкий танк здесь не пройдет!», А.Кокорекина «Когда бронебойщик стоит на пути…», В.Корецкого «Самед на смерть идет, чтоб не погиб Семен…» и другие работы 1942–1943 годов.

    1942 год – это год страданий советского народа. СССР и его Вооруженные Силы продолжали вести борьбу один на один с гитлеровской коалицией, так как второй фронт на западе не был открыт союзниками, всю тяжесть войны пришлось взять на себя советскому народу. Множество мирных жителей попало в фашистский плен. Художники создавали плакаты, посвященные страданиям жителей оккупированных территорий, пленникам концлагерей, многие плакаты изображали детей. В. Корецкий «Боец, спаси меня от рабства!», Д. Шмаринов «Я жду тебя, воин-освободитель!», Л. Голованов «Боец, освобождай советских людей!», В. Иванов «Воины Красной Армии и Военно-Морского флота, беспощадно мстите гитлеровским детоубийцам!», А. Казанцев «Освободи!», Нестерова «Папа, убей немца!» и другие.

    Так же частой была тема гибели детей и матерей. Д. Шмаринов на плакате «Отомсти» изобразил молодую женщину во весь рост, во всю длину плакатного листа, в руках она сжимает тело убитой маленькой дочери. Горе ее безысходно и молчаливо. На заднем плане – зарево пожаров, подобный задний план встречается в подавляющем числе плакатов, изображающих жизнь оккупированных территорий. В листе Л. Голованова «За честь жены, за жизнь детей… убей захватчика-врага!» - в близком приближении дана фигура убитой женщины и плачущего ребенка возле нее. Во весь плакатный лист возвышается фигура фашиста, он страшен, вид его звероподобен, фашист только что убил женщину, и из его автомата еще поднимается струйка дыма. Вообще изображения фашистов не в сатирическом плакате редки, но в тех случаях, когда они есть, враг изображается либо поверженным, либо нереально страшным и уродливым.

    Еще ярче была отражена тема Родины. Во многих плакатах художники изображали женщину средних лет, которая ассоциировалась с матерью, с оставленным отчим домом, с Родиной. В плакате Д. Шмаринова «Воин, ответь Родине победой» - аллегорическое изображение Родины в виде молодой женщины, в руках у которой автомат и сноп пшеницы. Ф. Антонов в работе «Сын мой! Ты видишь долю мою...» изобразил пожилую женщину с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню. Она словно остановилась на секунду, горестно причитая, она просит о помощи сына. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать.

    После разгрома немецко-фашистских армий в битве за Москву в 1941—1942 году, наступил решительный поворот военных событий в пользу СССР. Битва под Москвой стала одним из важнейших событий Великой Отечественной, фашистская Германия оказалась перед необходимостью ведения затяжной войны. Перелом в войне и стратегическое превосходство закрепилась за СССР после долгой Сталинградской битвы, которая считается величайшей битвой во всей истории Второй мировой войны. Советский народ и его Вооруженные Силы одержали крупнейшую победу, военная доктрина немецко-фашистского командования полностью провалилась. Благодаря этой победе были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление; началось массовое изгнание врага с советской территории.

    Для второго периода войны характерна так же была тематика героической народной борьбы, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую, но неизменно приближающуюся тему победы. В.Иванов создал плакаты «Вперед! На Запад!», Н.Жуков «Бей насмерть», А. Кокорекин «За Родину!».

    Великим битвам за Москву и Сталинград художники посвятили много произведений. Сатирические плакаты В.Дени и Н.Долгорукова «Сталинград», Н.Дени «На Москву! Хох!», Кукрыниксов «Потеряла я колечко».

    В плакате с колоритным названием «Потеряла я колечко...» и уточнением «а в колечке 22 дивизии» Кукрыниксы своеобразно, с юмором, изобразили главную плакальщицу Третьего рейха у карты междуречья Волги и Дона, на которой в кольце зажаты помеченные свастиками остатки частей победоносной 6-й немецкой армии. Красноречивым предвестником будущего поражения гитлеровской армии явилась карикатурная афиша, созданная Кукрыниксами в то же время, рассказывающая о смене триумфальной кантаты Адольфа Гитлера под названием «Взятие Сталинграда» на похоронный марш «Адью, шестая армия».

    Победе под Курской дугой посвящен плакат Н.Денисовского «Как ударила врага наша русская дуга», двухчастный плакат очень остроумно показывает как русская дуга проучила Гитлера, в изображении использованы простые понятные символы, четверостишия похожи на частушки.

    На плакате М. Соловьева «Слава защитникам Москвы» крупным планом изображен столичный рабочий, вступивший в народное ополчение, а также показаны фигуры идущих по улице красноармейцев и медаль «За оборону Москвы».

    Произошел психологический перелом в настроении наших войск после контрнаступления под Москвой и Сталинградом. Армия и народ почувствовали свои силы, война, оборонительные и наступательные действия носили глубоко патриотический и духовный характер, это была действительно «священная война», как сказано в песне А.Александрова.

    Чем дольше длилась война, тем яснее становилась глубина народного горя, тем сильнее становилась ненависть к захватчикам. Образ врага-фашиста все сильнее принимал национальную окраску, превращаясь в массовом сознании в образ врага-немца - А. Кокорекин. «Это сделали немцы», С. Оболенский «Били, бьем и будем бить!».

    Когда разгром врага был уже близок, от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ, которые показали бы встречу освободителей советских городов и сел. Радость матери на плакате Ф.Антонова «Сынок родимый мой! Словами не сказать...» и счастье женщины, обнимающей воина, на плакате В.Иванова «Ты вернул нам жизнь!», явились выражением народной любви и гордости за своих героев. Герои художников – люди из народа, сильные и храбрые, атлетически сложенные, с простыми открытыми лицами. Они красивы и счастливы, но все же на их лица легла тень усталости, так как этими людьми была пройдена война.

     

    «Окна ТАСС»

    Исключительный размах, силу и народность приобрела политическая сатира в годы Великой Отечественной войны. Ярким представителем этого направления были «Окна ТАСС».

    24 июня 1941 года в Союзе Художников было созвано первое организационное собрание, на котором был избран коллектив, ставший в дальнейшем коллективом «Окон ТАСС». 27 июля 1941 года в 4 часа дня в Москве на Кузнечном мосту были вывешены первые «Окна ТАСС».

    Плакаты «Окон ТАСС» вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Плакаты делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии. Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске «Окон ТАСС», приезжавшие с фронтов за плакатами красноармейцы и партизаны рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».

    Газета «Красная Звезда» в марте 1942 г. Опубликовала корреспонденцию партизана Саши «Плакаты - в тылу врага»: «Багаж» партизана велик и разнообразен. В поход он берет с собой вооружение, инструменты, боеприпасы, продовольствие на несколько дней, литературу и... Плакаты, листовки «Окон ТАСС». Последний груз - один из наиболее неудобных: плакаты трудно проносить, бумага «Окон ТАСС» чересчур плотна и громко хрустит. Но партизан не останавливают трудности: они берут и этот груз в рискованнейшие операции.

    В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие «Окна ТАСС» доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на передовой.

    Об особую значимость «Окон ТАСС» в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами показала первая публичная выставка, открытая 22 марта 1942 году в залах Исторического музея на Красной площади. К этому времени было выпущено 364 названия плакатов «Окон ТАСС». Посетителями выставки были москвичи, иностранные дипломаты, солдаты и партизаны, находившиеся в столице на лечении и в командировках. Они оставляли в книге отзывов свои впечатления от увиденного на этой выставке, вот некоторые характерные записи: «Выставка является в данный момент таким же грозным оружием для врага, как и наши боевые автоматы», - писали бойцы. Выставки плакатов также прошли в Тегеране, Стокгольме, Йоханнесбурге, Лондоне, Вашингтоне, Пекине, Стамбуле и других городах. Издания 20 стран мира воспроизводили на своих страницах плакаты «Окон ТАСС».

    Всего было выпущено около полутора тысяч «Окон ТАСС» - и это только в Москве. Движение художников и литераторов столицы подхватили в Ленинграде, Ташкенте, Баку, Фрунзе, Ашхабаде, Томске, Саратове, Мурманске, Хабаровске, Свердловске, по всей стране открывались филиалы «Окон ТАСС» или создавались аналоги, и у всех был свой путь развития, своя тематика, характерная для данного региона. Наиболее яркие из них - «Окна УзТАГ», выходившие в Ташкенте. Они посвящались формированию узбекской дивизии, мобилизации тыла, усилению работы на заводах и колхозных полях, заботе об эвакуированных, приему сирот на воспитание.

    Широкую известность получили периодические плакатные серии: «Слава Героям Отечественной Войны», «Боевые эпизоды» (издательство «Искусство»), «Герои и Подвиги» (Госполитиздат), «Боевой карандаш» (Ленинградское отделение Союза советских художников), Сатирическое обозрение «Бьем» (Политуправление Военно-Морского Флота (Кронштадт)), газета-плакат «Раздавiм фашискую гадзiну» и сатирический листок «Партызанская дубiнка» (ЦК КП(б)Б). По сути, малой формой плаката являлись иллюстрированные фронтовые и партизанские листовки.

    «Окно ТАСС» представляло собой лист оберточной бумаги с наклеенными на него рисунками и текстом, выполненными по трафарету в 3-5 красок. Тираж «Окон» иногда достигал тысячи экземпляров, но бывали и небольшие выпуски. Плакаты наклеивались в витрины магазинов, но часто, за неимением более подходящего места, клеились на стены и заборы, как печатные плакаты.

    Художники «Окон ТАСС» добивались лаконичного, меткого рисунка и контрастного цвета, литераторы сочиняли остроумный текст и легко запоминающуюся рифму. Вот некоторые текстовые подписи на первых плакатах: «Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут», «Каждый удар молота - удар по врагу!», «Смерть фашистской гадине!», «Мы знали: защитник Москвы не сплошает!», «Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь - на Волге бить врага поможешь!» и другие.

    Работа редакции «Окон» была напряженной. Два раза в день, а в экстренных случаях чаще, из ТАСС поступали сводки Информбюро. Художественный руководитель и литературный редактор отбирали наиболее важные сообщения и решали, как будет подан этот материал в «Окнах». Затем избранная тема передавалась художнику и писателю. Обычным сроком изготовления окон были одни сутки. Для отсылки на фронт плакаты размножали литографским способом в виде листовок небольшого формата – тиражи достигали 20 тысяч экземпляров.

    Художественные особенности «Окон ТАСС» разнообразны. Самые первые выпуски продолжали традиции и развивали композиционные приемы «Окон РОСТА». Плакат состоял из четырех-пяти изображений, которые вместе с подписями обстоятельно раскрывали тему произведения. Таково, например, «Окно ТАСС» № 5 «Чего Гитлер хочет, и что он получит», выполненное М. Черемных в манере, характерной и для его индивидуального сатирического творчества, и для всего плакатного искусства начала 20-х годов.

    От обычных плакатов «Окна ТАСС» отличались большой гибкостью и многообразием, они были теснее связаны с каждодневным ходом событий, в меньшей степени ставили задачу обобщения и оценки больших исторических тем. Основным качеством изображений «Окон ТАСС» являлась подчеркнутая наглядность, художник имел возможность проявлять здесь свое творчество. Стиль плакатов изменялся от выпуска к выпуску. Каждый художник, приходивший в творческий коллектив плакатистов, вносил в этот стиль новые черты. «Окна ТАСС» художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их объединяет общая политическая направленность и нравственная основа. Сближались плакаты и по внешнему облику, по главному композиционному принципу. Чаще всего изображение составлял один крупный рисунок, построенный на сопоставлении двух-трех деталей, или два-три рисунка, разрабатывающие одну тему в ее временном развитии.

    Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин сказал во время беседы с плакатистами: «Выбор темы плаката во многом зависит от характера самого художника: один любит героику, и находит ее, и изображает, другому более свойственна сатира и он работает в этой области, незачем ставить вопрос – то или другое, героика или сатира? Мне кажется, надо использовать все, что поддается плакатному изображению, в том духе, который наиболее свойственен художнику, и даже теми средствами, которые ему предпочтительнее: карандашом, маслом, акварелью и т. д. Нужно все использовать, и не следует ставить какие-нибудь искусственные ограничения. Все должно быть пущено в ход, ведь плакат - искусство массовое, с ним художники идут в народ».

    В создании плакатов участвовали многие талантливые художники: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Кукрыниксы - всего 125 художников-профессионалов высокого класса. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе П. Антокольский, Н. Асеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, К. Симонов, И. Эренбург и другие. В 1942 году труд девяти авторов «Окон ТАСС» - С. Маршака, Кукрыниксов, П. Соколова-Скаля, Г. Савицкого, Н. Радлова, П. Шухмина, М. Черемных - был отмечен Государственной премией СССР.

    Плакаты Кукрыниксов и сопровождающие стихи С. Маршака. 2 плаката «Окон ТАСС» >>

    По художественному уровню отдельные «Окна» были разными, одни отличались цельностью образного содержания и графического выражения, продуманностью исполнения, но многие были сделаны наспех. Качество отдельных листов «Окон» в некоторой степени зависело от того, насколько их рисунок укладывался в рамки трафарета. Как правило лучшими были те работы, в которых использовалось не много красок, и которые обладали долей условности, в первую очередь сатирические плакаты. Хуже получались более «живописные» плакаты, и, кроме того, они требовали более длительного и подробного рассматривания, что не было характерно для «окон ТАСС».

    Много ярких интересных «Окон ТАСС» были выполнены Кукрыниксами, обычно художники работали в содружестве с С.Маршаком. Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, художники сознательно преувеличивают существенные черты своих персонажей, заостряют их в них характерное.

    Метко решено художниками «Окно» №640 – «Превращение фрицев» - непобедимые шеренги нацистский армий устремляются на восток, но с каждым шагом для них все ближе смерть. Используя выразительную и точную метафору, Кукрыниксы показали грядущую смерть фашистских завоевателей.

    Кукрыниксы создали серию «Окон», направленных против Гитлера, Геббельса, Муссолини, Лаваля и других. «Окно» №265 – «Брехомет» изображает Геббельса. Геббельс был частой мишенью карикатур Кукрыниксов, это и не удивительно, он был ростом всего 154 см, с искривленной ступней и слишком длинным носом. Геббельс был жарким, многословным оратором, и Гитлер назначил его рейхсляйтером НСДАП по вопросам пропаганды. Известно, что вплоть до последних минут существования рейха пропаганда продолжала обманывать немецкую и мировую общественность о действительном положении на фронтах, о неминуемом приближающемся крахе. Кукрыниксы изобразили «крошку Цахеса», как прозывали Геббельса, в руках Гитлера, который строчит из него листовками, словно из диковинного пулемета, названного художниками «брехомет». Фантазию художников питали факты и документы, они присутствовали на совещаниях в аппарате ЦК ВКП(б), где знакомились с положением на фронтах и международными событиями.

    Сходные тематики имеют «Окна» «Крыловская мартышка о Геббельсе», «Людоед-вегетарианец, или две стороны одной медали», «Последний номер программы», «На приеме у бесноватого главнокомандующего», «Подлую тварь на фонарь», «Наша азбука».

    «Окно ТАСС» №1119 - «Последний номер программы»: смешно, с сарказмом Кукрыниксы изображают Гитлера и Геббельса – фюрера в виде бедного шарманщика, а министра пропаганды – маленькой обезьянкой, тень от двух фигур создает сзади силуэт смерти. Но это уже не сатира первых дней войны, художники смеются над уже поверженным врагом, доживающим свои дни, однако он не вызывает жалости, скорее он может быть смешным, молящим, униженным. В 1944-1945 году Кукрыниксы внимательно наблюдали за агонией фашистской Германии и сумели показать финал трагедии «тысячелетнего рейха»: разброд, страх, отчаяние, демагогию последних выступлений Гитлера и его бессмысленную жестокость.

    М.Черемных, Н.Радлов, А.Радков часто обращаются к показу последовательно развивающихся действий в сериях сатирических картинок, продолжающих друг друга. Таково, например, «Окно ТАСС» № 5 «Чего Гитлер хочет, и что он получит», выполненное М. Черемных в манере, характерной и для его индивидуального сатирического творчества, и для всего плакатного искусства начала 20-х годов.

    Н.Радлов в упрощенных, почти схематичных карикатурах передавал целые истории, показывающие деяния фашистов. И. Малютину была свойственна гротескность образа и вместе с тем декоративность, связанная с традиционной нарядностью лубка.

    Большое число «Окон» создал П.Соколов-Скаля. Их тематика и образное решение отличается разнообразием, но качество плакатов было не ровным. К лучшим его произведениям относится «Окно» №444 «России двинулись сыны!» - на фоне памятника А.С.Пушкину в Москве идут строем советские пехотинцы на фронт. «Окно» № 904 «Освободим земли новгородские от врага» - огромная фигура Александра Невского возвышается над разрушенным Новгородом и прогоняет мечом завоевателей. В юбилейном «Окне» №500, также созданному П.Соколовым-Скаля, в стихотворении С. Маршака, есть такие строки:

    Под этим окном не поют серенады,

    На этом окне резеда не цвела.

    За этим окном разрывались снаряды,

    И армия наша на подвиги шла.

    Активным участником «Окон ТАСС» был живописец Г.Савицкий. Ему принадлежит серия листов с батальными сценами: №561 «Руби, дави гадину!», №632 «За Отчизну драться до конца» и другие.

    Авторы плакатов всегда верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. В майские дни 1945 года на стендах появилось изображение Красной площади в день Победы, заполненной ликующим народом. Плакат выполнил художник М. Соловьев, а поэт В. Лебедев-Кумач сопроводил его выразительными стихами, звучавшими как радостная песня:

    Победа! И звезды по-новому светят!

    Победа! И солнце светлее горит!

    Весенний, победный, стремительный ветер

    Летит над Отчизной и дух веселит.

    На совещании художников и руководства мастерской «Окон ТАСС» 19 декабря 1942 г. председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинин пророчески отметил: «Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо «Окон ТАСС», как не пройдут мимо «Окон РОСТА». И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу».

    За 1418 военных дней и ночей было выпущено работниками редакции-мастерской «Окна ТАСС» 1289 названий плакатов тиражом 842 550 экземпляров, вырезано 246 375 трафаретов, изготовлено 3 320 000 оттисков текстов, 1 500 100 литографических плакатов. Они стали своеобразной живописной газетой, отражавшей жизнь советского народа во всем многообразии в Великой Отечественной войне.

     

    В 1943 году в советский плакат проникли новые настроения, вызванные решительным переломом в ходе войны. Отчетливо, уверенно зазвучала тема победы. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм - главная идея, объединяющая плакаты, третьего, победного этапа войны. Частым стал мотив радостной встречи бойца-красноармейца освобожденными от фашистского плена житялями: В.Иванов «Ты вернул нам жизнь», Д.Шмаринов «Слава освободителям Украины!», В.Лядягин «Я ждал тебя воин-освободитель!».

    После победы под Курском Красная Армия окончательно закрепила стратегическую инициативу в своих руках. В августе-сентябре советские войска перешли общее летне-осеннее наступление на фронте. Войска 1-го Украинского фронта 6 ноября 1943 года освободили Киев и затем продвинулись на запад. Красная Армия сорвала план немецко-фашистского командования, которое рассчитывало остановить советские войска на Днепре, с ходу форсировала его и начала освобождение Правобережной Украины. На западном направлении к середине декабря были освобождены часть Калининской, вся Смоленская, часть Полоцкой, Витебской, Могилевской и Гомельской областей.

    К началу 1944 немецко-фашистские войска продолжали оккупировать Эстонию, Латвию, Литву, Карелию, значительную часть Белоруссии, Украины, Ленинградской и Калининской области, Молдавию и Крым. Противник располагал боеспособной армией, которая имела свыше 10 миллионов человек.

    Общая военно-политическая и стратегическая обстановка в сравнении с первыми годами войны коренным образом изменилась в пользу СССР. Советское государство обеспечило в трудных военных условиях значительный рост выпуска военной продукции. Зимой 1944 года советские войска освободили свыше 300 тысяч км2 советской территории, на которой до войны проживало около 19 миллионов человек. К лету 1944 года стало ясно, что СССР может собственными силами не только изгнать врага со своей земли, но и освободить порабощенные народы Европы и завершить разгром гитлеровской армии. Главный удар летом 1944 Красная Армия нанесла в Белоруссии. Советские войска освободили Минск. В ходе дальнейшего наступления на широком фронте советские войска подошли к границам Восточной Пруссии, вступили на территорию Польши. Противник был изгнан со значительной части территории Польши, Чехословакии и севера Норвегии. Фашистская Германия оказалась в полной изоляции.

    Не смотря на то, что победа была близка, художники не расслаблялись, не почивали на лаврах, они продолжали вдохновлять бойцов. Солдаты, прошедшие дороги войны не изображаются в парадных формах и орденах, художники с самого начала правдиво трактовали тему победы и радости, которую она несет.

    Ярко проявилось творчество В.Иванова в листах 1943 года «Пьем воду родного Днепра...» и «На Запад!», которые отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина.

    Художник В.Иванов так пишет о своей работе «Пьем воду родного Днепра...»: «Казалось бы, что для образного, символического обобщения можно было сделать фигуру красивой, торжественной. Но я не мог пойти по такому пути. Требовалось добиться эпической, взволнованной торжественности плаката, сохраняя при этом простоту и обыденность происходящего. Мне хотелось, чтобы в этом плакате зритель-боец узнал и себя и своих однополчан». Потому так прост и естественен молодой боец, пьющий воду из каски, но дорога ему эта вода, что бы ее попробовать, пришлось пол России пройти, километр за километром освобождая землю от захватчиков. Но скоро враг будет побежден, и, предрекая это, В.Иванов пишет на плакате: «...будем пить из Прута, Немана и Буга!».

    Еще есть очень интересный плакат, посвященный победе на Днепре – Н. Долгорукова «Чуден Днепр при тихой погоде...». Здесь есть иносказательность, изображение лаконично по цвету и композиции. На черном листе во всю ширину изображен Днепр, по понтонному мосту на горизонте реку переходят советские танки и пехота, широко развиваются победные красные знамена. А на первом плане плавает в воде пробитая фашистская каска. Лунная дорожка стелется по легкой ряби реки, таким образом художник изобразил спокойствие водной глади и затишье после боя за Днепр.

    Плакаты 1943-44 годов призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли. Д.Моор «Зверь ранен. Добьем фашистского зверя!», В.Корецкий «Не унесут фашистов ноги — добью врага в его берлоге!», Н. Ватолина «Вперед! Победа близка!», П.Мальцев «Очистим нашу землю от гитлеровской нечисти!». А так же художники призывают возвратить немцев в их земли, освободить другие страны от оккупации: В. Иванов «На запад!», В.Б.Корецкий «Европа будет свободной!», Н.Аввакумов «По вражей земле, вперед к Победе!», В.Корецкий «Дорога к Победе», Н.Кочергин «Вперед! На окончательный разгром немецких захватчиков!», Д. Шмаринов «Чехи, словаки, поляки...» и другие.

    До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок. В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой — снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.

    На передним плане изображен сидящий на пне возле окопа молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог. Рядом лежит его автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. На заднем плане изображен небольшой европейский городок. По фронтовой дороге едут танки и машины, идет пехота и конница. Сцена почти идиллическая. Не будь здесь реквизитов войны, можно подумать, что перед нами веселый парень, решивший постранствовать по свету; по дороге он слегка устал, присел отдохнуть, и теперь, отдохнув, готовится продолжить свой путь.

    Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик дышит спокойствием и уверенностью. Фигура солдата, заполняющая почти все пространство картины, изображена сидящей, тем не менее она возвышается над всеми остальными деталями изображения: над силуэтом городка на заднем плане и над движущейся по дороге воинской частью. Максимально приближенный передний план – характерный для плаката прием, таким образом главное отделяется от второстепенного. Художник особенно выделяет солдатский сапог, помещает его на передний план и тщательно вырисовывает детали.

    Но если смотреть на плакат не детально, а в общем, то все сразу становится на свои места. «Дойдем до Берлина!» - такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено.

    Позднее, в 1946 году Голованов еще раз возвращается к этой теме. В плакате «Красной Армии Слава!» изображается стоящий возле стены рейхстага солдат в парадной форме, на груди его ордена и медали, на плечах офицерские погоны. На стене видна надпись: «Берлин», а над головой солдата изображен уже знакомый плакат «Дойдем до Берлина!». Обещание, некогда данное, выполнено.

    Д.Шмаринов, не будучи плакатистом-профессионалом, создал в годы войны несколько сильных плакатов. Лучше всего ему удавалось передать настроения и чувства людей. В плакате «Чехи, словаки, поляки...» есть лирическая нота, художник изобразил молодого бойца с открытым радостным лицом, который несет народам Европы свободу.

    После долгой, жесткой, испепеляющей войны наступил триумф победы. Справедливая цель, во имя которой боролся наш народ, - защита Родины от завоевателей - по своему моральному и психологическому воздействию на массы оказалась сильнее идеологии фашизма, насаждавшей теорию расового превосходства.

    Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными красочными плакатами, выполненными В.Ивановым, В.Корецким, А.Кокорекиным, В.Климашиным, Л.Головановым.

    Фронтовики возвращались домой с сознанием собственного достоинства людей, исполнивших свой долг. В плакате 1945 года «Дождались. Отец героя-сына встретил, и мужа обняла жена, и смотрят с восхищеньем дети на боевые ордена» художница М. Нестерова не использовала ярких красок. Рисунок простым карандашом воспринимается сегодня как предчувствие трудностей вхождения в мирную жизнь, тягот восстановления разоренной страны.

    Но тогда, в 1945 году, было торжество Победы. И на нас с плакатов В.Иванова «Водрузим над Берлином знамя Победы», «Так оно и будет!», «Героической Армии-победительнице - слава!», В. Климашина «Слава воину-победителю», А.Кокорекина «Воину-победителю – всенародная любовь», Л.Голованова «Красной Армии - Слава!» смотрят молодые воины-победители.

    Знакомясь с советскими плакатами, созданными в годы Великой Отечественной войны, мы фиксируем не только хронику важнейших событий войны; перед нами развертывается полная шкала настроений и переживаний советских людей, мы вместе с героями плакатов испытываем напряжение, боль, гнев, печаль и радость. Советский военный плакат, как органическая часть общенародной борьбы, всегда отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю; он был одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.


    © Бусыгина Екатерина, 2005.


    наверх

    Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.