www.graphic.org.ru - на главную страницу
галерея
www.graphic.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею

      Краткий словарь
      терминов
:

      Акварель
      Акватинта
      Гравюра
      Граттаж
      Графика
      Гуашь
      Иллюстрация
      Каллиграфия
      Карикатура
      Ксилография
      Линогравюра
      Литография
      Лубок
      Монотипия
      Офорт
      Пастель
      Плакат
      Рисунок
      Эстамп







     

Статьи и публикации  об искусстве

Статьи современных авторов:

  • Ашбель Ек. "Графический дизайн для музыкальной продукции"
  • Бумага ручной работы
  • Басе Александр. "Динамические картины". Интерьвью с художником
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
  • Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
  • Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
  • Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
  • Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
  • Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
  • Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
  • Бусыгина Ек. "Понятие символа"
  • Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
  • Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
  • Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
  • Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
  • Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
  • Жуков Денис. "Кратко о печатной графике"
  • Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
  • Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
  • Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
  • Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
  • Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
  • Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
  • Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
  • Мамедов М.-Т. "Носители информации"
  • Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
  • Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
  • Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
  • Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
  • Меликли Тофик. "Рунические памятники и культурная жизнь древних тюрков"
  • Паштов Герман. Статья о выставке художника
  • Полетаева Елена. Интервью с художницей.
  • Стрелецкая Ол. Интервью
  • Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
  • Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
  • Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
  • Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
  • Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
  • Книги и публикации (для скачивания):

  • Алпатов М. В. О композиции картины "Улочка" Вермеера Дельфтского
  • Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
  • Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
  • Витрувий "Десять книг об архитектуре" (pdf)
  • Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
  • Гумилев Н. "Письма из Парижа"
  • История визитных карточек
  • Кандинский В. "О духовном в искусстве"
  • Лесков Н. С. "О русской иконописи"
  • Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
  • Матисс Анри. "Заметки живописца"
  • Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
  • Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
  • Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
  • Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)


  • Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека ". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать для домашнего изучения.
    100 номеров журнала "Художественная галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.



    -----------------------------------------------------------------------------

    Мамедов Мир-Теймур. "Дева-Башня". Серия статей о г.Баку

    Об авторе статьи >>

    Мамедов М.-T. Девичья башня. РисунокДавным-давно, в такие отдаленные времена, когда горы вершинами упирались в небо, когда пустыни были непроходимыми болотами, когда драконы огромные летали и наводили ужас на все живое, когда огнедышащие реки спускались с гор и в своем движении вперед все растворяли в жидком пламени - жили две семьи рядом. В одной семье были два брата и одна сестра, а в другой - мать и ее две дочери. Не буду спешить, а расскажу все по порядку. Сначала о семье, где были два брата и одна сестра. Старшей по возрасту у них была сестра, и звали ее Лунай. По нраву она была спокойной, лишний раз на люди не показывалась. К тому же аккуратной, и можно сказать даже педантичной. Ни в чьи дела не вмешивалась, хотя обладала достаточной силой и влиянием. Ее силы хватало, чтобы обуздать среднего брата, когда он мог натворить дел из-за своего необузданного и очень своенравного характера.

    Каждый вечер Лунай показывала своему брату свою силу - иначе трудно было удержать его от разрушительных действий, хотя и лет ему было немало, волосы и борода побелели от седины, а все равно иногда мог "выкинуть" такое, что все не переставали удивляться. По-разному его называли люди: то Седым Хазаром, то Гирканом величали, то Каспием, но одно было постоянно у людей на памяти - нельзя сердить Седого Хазара, ибо страшен он, когда разозлится; спорит тогда он по ярости своей с Великим Океаном…

    Младшего брата звали Хазри. Хоть и младший был в роду, но был буйным ветром и редко слушался старших. Отличался очень своенравным характером и буйными вспышками ярости, как и старший брат его Хазар. Мог налететь и на старшего брата. Начать с шуточек, а кончалось тем, что оба брата не на шутку расходились; Хазри свирепел и в бессильной ярости своей срывал пену с верхушек волн, стараясь пригнуть высокие волны вниз. Хазар, старший брат, рассердившись, все выше и выше вздымал морские волны - горы, стремясь ухватить стремительного младшего братца. Так продолжаться могло 3 дня, неделю и более, пока оба брата не устанут от этой вечной возни - семейной склоки. Хазри уберется куда подальше - творить безрассудства где-нибудь в стороне, а Хазар еще долго не может успокоиться от наглости своего младшего братца и с силой бьет волной по всем своим берегам, пока в дело не вступит старшая сестра и не успокоит своего брата Хазара. И так из века в век…

    А люди старались держаться подальше от возни двух братьев: все живое и неживое могло пострадать от их силы и ярости…

    А теперь расскажу о второй семье. Она состояла, как я говорил раньше, из двух сестер и матери. Мать в разные времена называли Мать-Земля, Гея, Кормилица, и много других ласковых имен было присвоено ей разными народами на протяжении тысячелетий. Она отличалась добрым и отходчивым сердцем. Зло, которое ей причиняли все время люди во время своих бесконечных войн из-за переделов границ - не помнила. Прощала людям их глупость, жадность, тщеславие. Надеялась, что следующее поколение людей будет лучше, чем предыдущие - поэтому была так терпелива и добра…Мать-Земля щедро делилась с людьми, дарила им свои тайные богатства, спрятанные глубоко под землей и явные - леса, озера, поля. Она научила людей добывать огонь, растить урожай, строить жилища, города и неприступные крепости, башни…

    Одним из таких примеров и была Дева-Башня и ее младшая сестра - Крепость Сабаил. Люди научились обтесывать твердые камни, а из них поднимать ввысь стены и башни. В ряду многих достижений людей разных эпох в строительном искусстве стояла особняком, построенная тысячи лет назад на огромной скале Дева-Башня. Половина скалы была на берегу, а другая половина полого спускалась к морю и уходила глубоко под воду, на дно Хазара. Много лет Седой Хазар старался разрушить эту скалу, но она как стояла раньше, так и стоит - не поддалась яростным и безжалостным волнам Хазара. Люди, построившие огромную Деву-Башню, связали твердость скалы с неприступностью Башни. И нарекли ее: Башня-Девственница, что значит, непокоренная никем.

    Дева-Башня отличалась строгостью характера, что отмечалось и ее внешними, на первый взгляд простыми формами. Ее внушительный по размеру высокий, устремленный в небо и чуть усеченный конус, был "поддержан" необычным гигантским выступом, выходящим из тела Башни. Этот выступ входил во владения Седого Хазара и был постоянно предметом раздражения огромного озера-моря. Что только не делали два брата, чтобы разрушить скалу и Деву-Башню, но все было напрасно. Хазри вздымал песчаную бурю и бросал несметные полчища песчинок на тело Башни, прихватывал даже мелкие камни и бесконечно швырял их в Деву - но все его попытки кончались провалом и позорным поражением, от чего он свирепел и в ярости своей нападал на город, спрятавшийся за высокими толстыми стенами Крепости. Хазри стремительно мчался по его улицам в надежде захватить зазевавшегося прохожего, и если ему это удавалось, он с силой швырял свою жертву от стены к стене, забивая ему нос, глаза и уши песком, смеясь над ее беспомощностью.

    Мамедов М.-T. Дева-башня. КерамикаИ долго еще над Крепостью слышали все хохот-завывание Хазри, а ему вторил гул от морских волн старшего брата Хазара, который обрушивался на берег всей армией своих слуг - волн. Шум моря, свист ветра, небо, закрытое тучами, которые пригнал Хазри, чтобы Солнце и Луна не видели, что творят два брата - все это наводило страх на людей, но не на Башню, спокойно взирающую на бесчинства Хазара и Хазри.

    И решили однажды люди показать Хазару и Хазри, что не боятся их, что могут бросить вызов двум братьям. Созвали они самых искусных строителей, камнерезов, архитекторов и художников. Обратились к Матери-Земле, чтобы она подарила им самый белый камень, самую белую известь, самую белую глину, и получили все, что просили. Обратились к Деве-Башне, чтобы поделилась своим секретом стойкости перед Хазаром и Хазри, и получили совет.

    А задумали люди построить крепость как Деву-Башню - наполовину на берегу, а вторую половину вынести далеко в море, соединив тем самым остров в море с Матерью-Землей. Но не исполнили люди, задуманное до конца - то ли план был грандиозный, то ли сил и единства не хватило, а построили только на острове Крепость с 15 башнями, выступающими из высоких стен; крепость на море - Крепость Сабаил. Искусные мастера-устады украсили стены красивой резьбой по камню. Эта резьба опоясывала всю Крепость Сабаил с внешней стороны крепостных стен. Она напоминала серебряный пояс, богато украшенный резьбой, драгоценными камнями, чернью и затейливым орнаментом. Такие пояса передавались из поколения в поколение, от матерей к дочерям, от бабушек к внучкам. Каждый пояс имел древнюю историю и свою легенду…

    Вот таким поясом, но только из камня, и была каменная лента - резьба на высоких и широких стенах Крепости Сабаил. Острый конец острова был направлен в море, а более широкий конец обращен к берегу. Более года, или 400 дней и ночей люди строили эту Крепость в море. Чего только не приходилось им терпеть от Хазара и Хазри, на какие только хитрости они не пускались, чтобы усыпить бдительность Хазара, не дать ему заметить лодки с камнем, щебнем, песком. Не дать ему замочить волной мешки с известью и глиной, успеть догрести до острова и, выгрузив все добро, с облегчением вздохнуть: - Вот и еще одна лодка с грузом дошла до острова, не перевернулась, не затонула. А сколько за 400 дней воды и еды, сколько людей на замену больным, уставшим, погибшим от падения со стен, сколько людей похитил Хазар - всего не перечислишь…

    Как только Хазар с Хазри уймутся, так от берега в спокойное море отправляются караваны лодок. И так изо дня в день, все 400 дней. И крепость Сабаил медленно, но неуклонно поднималась с мощного фундамента вверх, в небо, наперекор желаниям Хазара и Хазри. Об этом доносили преданные лазутчики - волны, об этом с гневом свистел в уши Хазара неугомонный ветер Хазри.

    Самая большая башня строилась на остром конце острова, устремленного в море. Рядом была чуть меньше, затем шел ряд мелких башен. И на самой широкой части строилась башня, по размерам уступающая первым двум. Эта башня смотрела на берег, на Баку, - на свою старшую сестру Деву-Башню в Бакинской Крепости.

    Устав от безуспешных попыток совладать с Девой-Башней, Хазри всю свою злость и силу перенес на ее младшую сестру: Крепость Сабаил. Хазри уговорил своего брата Хазара обрушить всю свою мощь на молодую крепость, разрушить ее высокие стены, разнести по морскому дну дело рук человечьих - чтоб неповадно им было, а то возгордились и не ведают страха перед грозным Хазаром. Хазри обещал в одну из ночей начала зимы пригнать несметные полчища черных туч, обещал держать их на небе, плотно закрыв Мать-Землю от взора старшей сестры Лунай. Знали оба брата, что не допустит Лунай того, что задумали Хазри и Хазар, не даст им уничтожить остров и крепость на нем. Хоть и родня была Лунай им, но в последнее время все чаще обуздывала волны Хазара, заставляла его отступать все дальше от берега. Это также злило Хазара, и в нем давно накапливалась ярость. Во всем винил он Деву-Башню и ее младшую сестру Крепость Сабаил, которая была как бельмо в глазу.

    И вот наступили последние дни ноября. В эту последнюю ночь Хазар и Хазри решили уничтожить Крепость Сабаил. Хазри заранее пригнал тучи и спрятал их в горах Шемахи. Хазар же еще раньше незаметно подточил остров в подводной части, проделав глубокие лазы-ходы в теле острова под водой. Хазри прилетел возбужденный от долгой дороги с гор Шемахи и сказал, что его армия туч готова и только ждет его сигнала…

    Хазар и Хазри решили начать нападение ровно в полночь. До этого времени Хазри должен был незаметно закрыть полностью ночное небо тяжелыми черными тучами, чтобы не было просвета даже с игольное ушко.

    Мамедов М.-T. Девичья башня. РисунокК полночи наступила тишина. Всегда шумные волны затихли, костры на дозорных башнях стали гореть ярче, дым от них поднимался прямо в черное небо. Воины тревожно вглядывались в наступившую вдруг непроглядную вязкую черноту. Даже далекие костры на берегу, огни на Деве-Башне стали мельче и как будто не так ярко светили. Отдыхающие воины в нижних этажах Крепости Сабаил не могли заснуть - поднялись на стены и со страхом вглядывались в черноту и тишину Ночи…Люди чувствовали, что надвигается что-то неладное. В них проснулись почти забытые инстинкты древних людей, которые заранее предчувствовали опасность. Каждую минуту становилось тяжелей дышать. Опасность чувствовалась везде - сбоку, снизу от притихших волн, сверху от неба без звезд, без Лунай - одним словом, кругом и Нигде. Опасность и Тишина слились и как липкий мед стали облеплять людей. Кто-то хотел крикнуть в ночь, а вышел только сдавленный стон; кто-то хотел разжечь большой огонь, подбросив сухие поленья в костер, но пламя только лизнуло несколько раз свою пищу и стыдливо спряталось в углях. Погасли и другие костры. Люди стояли, и в тишине им казалось, что каждый из них слышит, как бьется сердце другого - и это было страшно.

    Воины до боли в руках сжимали рукояти мечей и сабель, глаза стали слезиться от напряжения, в голове стала стучать кровь, отдаваясь кузнечными ударами в висках, шлемы вдруг стали тесны, доспехи тяжелы, а оружие в руках потеряло свою привычность и легкость…

    Проходили минуты, а всем казалось, что они стоят так долгие часы, оттого и затекли их ноги, онемело тело. Со стороны, воины на каменных стенах казались частью стены - настолько они были недвижны в своем ожидании Беды…

    Вдруг, молодой воин - дозорный с трудом поднял руку в кожаных панцирных щитках и, беззвучно двигая ртом, показал на берег острова. Берег на глазах стал увеличиваться - море отступало... Можно было различить светящиеся раковины, водоросли, бьющуюся в судорогах рыбу. Обнажились валуны, рифы, затопленные когда-то лодки - одним словом, все, что когда-то было скрыто водами Хазара. Это было необъяснимо и поэтому было страшно…

    Неожиданно налетел порыв ветра. Это дал о себе знать Хазри. Стало холодно. Из низких туч ударила молния, затем другая. Потом их стало так много, что при их сине-белом свете все увидели огромную волну. Она скорее напоминала отвесную высокую стену из воды, и она приближалась к острову. Тяжело и неотвратимо…

    Раскаты грома, разбойничий свист Хазри, гул далекой Стены-Волны - все слилось и неслось к острову…

    Удара Стены-Волны люди не почувствовали, не увидели, не услышали.…Для них, для Крепости Сабаил, для острова, все было кончено в один миг, в такой короткий, что они не успели даже с мольбой и молитвой обратиться к Небу, к Создателю…

    А Стена-Волна разнесла остров с крепостью и, уменьшаясь в размере, исчезла далеко в море. Хазар довольно ухмыльнулся в седые усы и вернул воды свои на то место, где когда-то стоял остров с крепостью, которую строили 400 дней гордо возомнившие о себе люди. Катились волны, и ничто не напоминало, что когда-то здесь был остров с Крепостью Сабаил…

    Настало утро. От берега потянулись лодки к месту гибели острова.…Внизу, под водой, на недосягаемой глубине покоилась Крепость-Сабаил. В чистой воде можно было разглядеть обломки стен, башен. Лениво проплывали стаи рыб между зубцами башен, там, где когда-то звучала человеческая речь, слышалась мерная поступь дозорных, где когда-то горели сторожевые костры. Теперь все это было на дне моря и надежно прикрыто толщей воды.

    К бесчисленным богатствам Хазара прибавилась еще одна жемчужина: бывшая Крепость-Сабаил на бывшем острове…

    И теперь, спустя много столетий, при тихой погоде, когда нет волн, можно увидеть эту каменную сказку на песчаном морском дне Седого Хазара…


    © Мамедов Мир-Теймур, 2007.


    наверх

    Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.