www.graphic.org.ru - на главную страницу
галерея
www.graphic.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею

      Краткий словарь
      терминов
:

      Акварель
      Акватинта
      Гравюра
      Граттаж
      Графика
      Гуашь
      Иллюстрация
      Каллиграфия
      Карикатура
      Ксилография
      Линогравюра
      Литография
      Лубок
      Монотипия
      Офорт
      Пастель
      Плакат
      Рисунок
      Эстамп







     

Статьи и публикации  об искусстве

Статьи современных авторов:

  • Ашбель Ек. "Графический дизайн для музыкальной продукции"
  • Бумага ручной работы
  • Басе Александр. "Динамические картины". Интерьвью с художником
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
  • Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
  • Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
  • Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
  • Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
  • Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
  • Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
  • Бусыгина Ек. "Понятие символа"
  • Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
  • Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
  • Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
  • Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
  • Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
  • Жуков Денис. "Кратко о печатной графике"
  • Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
  • Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
  • Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
  • Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
  • Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
  • Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
  • Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
  • Мамедов М.-Т. "Носители информации"
  • Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
  • Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
  • Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
  • Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
  • Меликли Тофик. "Рунические памятники и культурная жизнь древних тюрков"
  • Паштов Герман. Статья о выставке художника
  • Полетаева Елена. Интервью с художницей.
  • Стрелецкая Ол. Интервью
  • Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
  • Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
  • Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
  • Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
  • Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
  • Книги и публикации (для скачивания):

  • Алпатов М. В. О композиции картины "Улочка" Вермеера Дельфтского
  • Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
  • Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
  • Витрувий "Десять книг об архитектуре" (pdf)
  • Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
  • Гумилев Н. "Письма из Парижа"
  • История визитных карточек
  • Кандинский В. "О духовном в искусстве"
  • Лесков Н. С. "О русской иконописи"
  • Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
  • Матисс Анри. "Заметки живописца"
  • Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
  • Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
  • Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
  • Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)


  • Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека ". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать для домашнего изучения.
    100 номеров журнала "Художественная галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.



    -----------------------------------------------------------------------------

    Мамедов Мир-Теймур. "Караван-сараи"

    Об авторе статьи >>

    М.-Т. Мамедов. Каравансарай. Илл. к книге К.Фархад оглы "Баку, Крепость"

    Дом - как жилище человека, его семьи - понятие древнее. Чуть позже появилась необходимость принимать гостей в специально выделенных для этих целей помещениях. С развитием торговли, экономических связей возникла острая необходимость в строительстве гостевых домов, специально предназначенных для путников, торговцев, с помещениями для вьючных и тягловых животных. Так возникает институт каравансараев, ставший основой и образцом для постоялых дворов Евразии и Запада. Функции караван-сараев были многообразны. Первая обязанность была приютить, дать возможность отдыха путешественникам. Так что в основе такого разветвленного современного предпринимательства, каким является гостиничный бизнес, заложены принципы древних постоялых дворов Востока - как в архитектуре, так и в организации гостиничного дела.

    Основные караван-сараи строились на расстоянии дневного перехода, что составляло отдаленность одного от другого 80-100 км. В составе каравана, кроме верблюдов, могли находиться и другие вьючные животные – мулы, ослы, лошади. Если караван состоял преимущественно из верблюдов, то такой караван именовался верблюжьим (деве - карваны). Отсюда и два названия: для смешанных - «карван», а для верблюжьих «деве – карваны».

    Большей частью караваны охранялись. Существовало несколько систем охраны:

    •  Постоянная охрана, принадлежащая лично главе каравана – «караванбаши». Она была постоянно при нем и сопровождала его караван до конечного пункта назначения. Оплату своего труда охрана получала в виде заранее оговоренной с хозяином суммы или как процент от платы владельца груза.

    •  Охрана нанималась временно и только хозяином груза. Расчет производился в конечном пункте назначения.

    •  Охрана нанималась совместно, т.е. по договоренности - сумма оплаты за охрану каравана и груза делилась между хозяином каравана и хозяином груза.

    •  Охрана, как военизированное подразделение со своим командиром, сама нанималась (предлагала свои услуги) главе каравана или к хозяину груза.

    •  Охрана каравана на пути следования (маршрут обязательно оговаривался) могла осуществляться раздельно: т.е. от первого караван-сарая до второго, от второго до третьего, и т.д. Здесь охранные функции брали на себя караван-сараи со своими военными отрядами.

    Рисунок М.-Т. МамедоваВ этом случае институт караван-сарая приобретал еще одно преимущество, выступая в роли не только гостевого дома, но, являясь по сути, объектом–гарантом на караванном пути. Сейчас трудно сказать, какое количество караван-сараев обладало функцией охранного предприятия вне своих стен, прежде всего потому, что на Востоке, а в Азербайджане в частности, устный договор, скрепленный процедурой «ударить по рукам» договаривающихся сторон, был равнозначен закону, который нельзя было нарушить. При заключении такой сделки чаще всего присутствовал третий – «шаид» (свидетель). Свидетелем мог быть человек, который был знаком обеим сторонам и не внушал подозрений. При заключении сделки могли присутствовать два, три и более « шаидов », но могло быть и так, что сделка заключалась «с глазу на глаз» - наедине, без свидетелей. В этом случае гарантом сделки выступала священная книга – Коран. Клятва именем Бога, Кораном и Пророком, являлась законным совершением обряда сделки (шэрт).

    Только в Баку до XV века было 28 караван-сараев, от которых 9 осталось к 19 веку. В этих первых «гостиницах» размещалось более 200 лавок, торгующих самой разнообразной продукцией: от сельскохозяйственной и до изделий ручного труда. Каждый желающий мог отовариться разным товаром, не покидая стен караван-сарая. В караван-сарае заключались сделки как на малую партию товара, так и на крупную – оптовая купля – продажа.

    Караван-сарай мог выполнять функции хранения товара до востребования, выступал посредником для отправки письменных или устных сообщений адресату на пройденном участке пути, т.е. назад по караванному пути или в другой караван-сарай на другой дороге.

    Помимо функций чисто торговых, посреднических, почтовых, хранения имущества, предоставления вооруженной охраны для каравана, этот приют для странников выполнял важную роль клуба, источника и обмена информации, предоставлял услуги менял – т.е. обменных пунктов денег, что было немаловажно при интенсивном движении на караванных дорогах. Можно сказать, что весь Азербайджан с севера на юг и с востока на запад был испещрен караванными дорогами и, естественно, был насыщен караван-сараями, как на самих караванных путях, так и в центрах: городах, селах. Большое количество караван-сараев сосредоточивалось в крупных городах-крепостях: Баку, Дербент, Шемаха, Гянджа, Шамкир, Тауз, Шуша, Ханкенди, Нахичевань, Тебриз, Ардебиль, и др. В городских караван-сараях выделялись особые помещения для заключения финансово-экономических сделок. Иногда в городах караван-сараи на первом этаже имели лавки – ячейки, своего рода «растворы», которые сохранились в чуть видоизмененном виде в Ичери-шехер (Крепость). Они играли роль самостоятельных магазинов, торгующих на основе мелкооптовой продажи и в розницу. (Сегодня этот принцип реставрирован в некоторых кварталах Баку, а именно: в районе железнодорожного вокзала и чуть выше на Большой Завокзальной улице, ряд лавчонок по дороге на Шихово, ряд мелких магазинчиков на бывшей улице Фабрициуса, на проспекте Нефтяников, построенных как типичные караван-сараи в городе).

    При караван-сараях существовал ряд ремесленников, труд которых был необходим для обслуживания каравана: кузнецы, мастера упряжи, кожаных ремней и седел, портные, мастера по ремонту и плетению новых мешков, корзин из камыша, ивы, соломки – «зембил тохуянлар». В некоторых караван-сараях был свой знахарь – «тюркю чары» и лекарь, совмещающий функции дантиста, уролога, хирурга, травматолога.

    Археологические раскопки на территории старых караван-сараев обнаружили в некоторых из них отдельные комнаты для молитвы – «намаза», со всем необходимыми принадлежностями.

    Разрез стены караван-сараяКараван-сараи XII – XIV веков, построенные на дорогах вне городских крепостных стен строились как маленькие оборонительные замки. С внешней стороны они имели один вход, который закрывался толстыми (до 8 см) деревянными створками ворот. Двери чаще всего были укреплены коваными железными полосами толщиной до 7 мм. Некоторые двери могли быть покрыты сплошь железными, медными или бронзовыми листами металла, что могли себе позволить только дорогие караван-сараи. В плане караван-сараи чаще всего простые – прямоугольные. В редких случаях планы бывают сложные, но это нетипично. Высота помещений до 4 метров (до вершины свода) внутри и до 6 метров снаружи. Глухую шестиметровую стену нападающим нельзя было взять с наскока, а если учесть, что крыша всех помещений была на одном уровне, то защитники такой маленькой крепости могли успешно противостоять значительным силам атакующих. По всему периметру стен караван-сарая был выстроен парапет высотой 70-90 см, который также помогал защитникам укрываться от стрел противника. Иногда караван-сарай имел одно 2-хэтажное здание, чаще всего над центральными воротами (Караван-сарай в Сангачалах, 1439-1440 гг.), чаще караван-сараи были одноэтажны. Встречаются и караван-сараи 2-х этажные и чаще они расположены в черте города, за крепостными стенами (караван-сараи в Ичери Шехер).

    При строительстве караван-сараев применялся известняк – местный камень, так любимый мастерами Азербайджана. Это и не удивительно, так как известняк по своим качествам является прекрасным материалом как для грубых строительных работ (фундамент, закладка основных стен), так и для тонких, ювелирных работ резчиков по камню (облицовочные камни с рельефными орнаментальными рисунками, с надписями, с рисунками). Перечислять примеры, образцы высокого искусства резчиков по камню– устадов (даш устадлары) – тема отдельной книги - весь Ичери Шехер и Баку в целом насыщены образцами прекрасных работ на порталах дверей, проемах окон, карнизов, капителей, пилястров и несущих колонн, арок, ниш, сводов и фасадов зданий в целом.

    Известняк прекрасно пилится вручную. Он пористый и поэтому хорошо «держит» раствор и крепко связывается между собой. Пористость известняка (а он может быть самым различным: от 2-3 до 10-15 мм) является хорошим свойством с точки зрения санитарно – гигиенических норм. Известно, что воздух плохой проводник тепла. В капсулах известняка огромное количество воздушных ячеек, что хорошо сохраняет тепло – комната не остывает, не теряет тепла очага и не пропускает холодный воздух извне. Известняк не пропитывается водой, так как не является монолитным материалом.

    При возведении стен использовались два варианта кладки:

    •  «Глухая» кладка – сплошь из камня-известняка, распиленого на определенные модули.

    •  Бутовая кладка, внешняя и внутренняя стена из модульных элементов камня-известняка, а пространство между стенами заполнялось разным строительным материалом на растворе.

    Для заполнения объема между двумя вертикалями стен в ход шло все: остатки пиленых камней, гравий, щебень, битый кирпич, речной или морской камень (базальт, гранит, и т.п.). По мере поднятия стен –внутренний объем заполнялся бутом: нестандартным строительным материалом. Толщина стен в этом случае могла достигать 2-х метров. Если стены воздвигались из стандартного пиленого камня, то толщина стен была в среднем около 1 метра.

    В строительстве караван-сараев применялись и другие материалы – от мелких камней из вулканических пород (гранит, базальт, липарит, дацит, диорит, андезит, габбро), которых в достаточном количестве в руслах рек, до различных пород известняка, В горах Азербайджана насчитывается несколько тысяч малых рек, дно которых выстлано огромным количеством речного камня (чай-дашы) самых различных форм и веса.

    Примерами использования в архитектуре жилых зданий речного камня могут служить многие города Азербайджана (Ахсу, Гянджа, Барда, Ханкенди, Шуша, Шеки, Закаталы, Шемаха и др.), но в Баку и на Апшероне речной камень почти не использовался.

    Рисунок М.-Т. МамедоваПо мере использования « чай-дашы» , накопления опыта работы с таким материалом, создавалась оригинальная школа мастеров. Если учесть, что речной камень очень прочен, так как состоит из магматической породы, то и работа с ним требовала специальных навыков и знаний об его особенностях.

    Мастеров по обработке « чай-дашы» в ысшей квалификации именовали «чай-дашы устадлары». Они знали где, в каком месте, надо начать колоть огромный валун, где у этого «крепыша» слабое место, куда «уйдет» трещина. Наряду с малыми камнями употреблялись при кладке и такие колотые куски или пластины.

    После возведения стен, помещения перекрывались либо деревянными балками, с последующим накатом глинопесчаной смеси, либо сводами из камня, а в более поздние времена (XIV – XVI века) перекрывались сводами из обожженного кирпича. Технология керамики была известна с древних времен, а глина была повсеместно в огромном количестве. Применение кирпича из обожженной глины при облицовке фасадов давало прекрасный декоративный эффект. Эффект усиливался, если применяли поливной, т.е. глазурованный кирпич 3-4 цветов (черный, бирюзовый, зеленый, желтый, белый, коричневый, фиолетовый, красный). Глазури окрашивались солями металлов, измельченными в порошок минералами. Чаще всего обожженный кирпич применялся в южных районах Азербайджана. Особый прочный раствор, который применялся при кладке, как связующий материал, назывался «хорасан». Он состоял из гажи, известкового раствора с примесью обожженного кирпича. Иногда в гажевой раствор добавляли древесный уголь. Известь добавлялась молотой, негашеной. Такой связующий раствор был очень пластичен, долго схватывался и был очень прочен после высыхания. Пластичность растворного теста была немаловажным фактором для сейсмоустойчивости строения. Современные лабораторные исследования такого раствора – гажи дали результаты, выходящие за пределы качества средних цементов. Известь подбирали жирную, песок - из горных рек. Такой песок был особенно чист. Если делалась подготовка к росписи стены, то к штукатурке добавлялась ячменная мука. Раствор, готовившийся на основе глины, назывался «мохра».

    В сейсмически активных районах Азербайджана мастера применяли деревянные балки при кладке стен, чтобы увеличить сейсмостойкость здания, и этот прием именовался в народе «зялзяля куршагы» - пояс землетрясения. Такая обвязка здания была действенной мерой и широко применялась при строительстве зданий. Эти пояса – обвязки почти везде присутствуют в стенах старых зданий XVIII – XIX веков в Ичери Шехер, правда, количество таких старых домов уменьшается в Крепости с каждым годом.

    Значение караван-сараев в период средневековья определяется уже их числом, так, в Тебризе их было около 200. Но уже в конце XIX – начале XX века караван-сараи стали терять свое историческое предназначение – на смену им пришли отдельно выстроенные доходные дома – гостиницы.

    Предприимчивые азербайджанцы, имеющие свободный капитал, вкладывали деньги в строительство гостиниц с помпезными названиями - «Италия», «Метрополь», «Империал», «Националь», построенная в 1913 году (арх. И.К. Плошко) гостиница «Новая Европа». Но это уже другая история…


    Фотографии караван-сарая


     
     
     
     


    © Мир-Теймур Ибрагим Оглы Мамедов, 2006.


    наверх

    Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.