www.graphic.org.ru - на главную страницу
галерея
www.graphic.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею

      Краткий словарь
      терминов
:

      Акварель
      Акватинта
      Гравюра
      Граттаж
      Графика
      Гуашь
      Иллюстрация
      Каллиграфия
      Карикатура
      Ксилография
      Линогравюра
      Литография
      Лубок
      Монотипия
      Офорт
      Пастель
      Плакат
      Рисунок
      Эстамп







     

Статьи и публикации  об искусстве

Статьи современных авторов:

  • Ашбель Ек. "Графический дизайн для музыкальной продукции"
  • Бумага ручной работы
  • Басе Александр. "Динамические картины". Интерьвью с художником
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
  • Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
  • Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
  • Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
  • Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
  • Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
  • Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
  • Бусыгина Ек. "Понятие символа"
  • Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
  • Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
  • Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
  • Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
  • Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
  • Жуков Денис. "Кратко о печатной графике"
  • Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
  • Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
  • Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
  • Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
  • Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
  • Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
  • Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
  • Мамедов М.-Т. "Носители информации"
  • Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
  • Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
  • Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
  • Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
  • Меликли Тофик. "Рунические памятники и культурная жизнь древних тюрков"
  • Паштов Герман. Статья о выставке художника
  • Полетаева Елена. Интервью с художницей.
  • Стрелецкая Ол. Интервью
  • Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
  • Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
  • Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
  • Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
  • Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
  • Книги и публикации (для скачивания):

  • Алпатов М. В. О композиции картины "Улочка" Вермеера Дельфтского
  • Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
  • Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
  • Витрувий "Десять книг об архитектуре" (pdf)
  • Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
  • Гумилев Н. "Письма из Парижа"
  • История визитных карточек
  • Кандинский В. "О духовном в искусстве"
  • Лесков Н. С. "О русской иконописи"
  • Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
  • Матисс Анри. "Заметки живописца"
  • Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
  • Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
  • Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
  • Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)


  • Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека ". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать для домашнего изучения.
    100 номеров журнала "Художественная галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.



    -----------------------------------------------------------------------------

    Мамедов Мир-Теймур. "Археология – носитель информации о прошлом"

    Об авторе статьи >>

    «Жить настоящим, не ведая прошедшего, значит войти в пустыню без пути и блуждать в ней без цели».
    (А.К.Бакиханов "Гюлистан-и-Иран" Баку "Элм" 1991 г., стр. 9)

    Не знаю кто первый, где и как начал «ковырять» землю под ногами, чтоб выкопать заинтересовавший предмет (или часть его), но знаю одно: тот человек заложил основу археологии, науки о Прошлом. Главного источника информации о далеком и близком «Вчера». Благодаря археологии легче понять наше «Сегодня» и «Будущее», вступающей в свои права с каждой секундой проживаемой нами.

    Вот как объясняет слово археология серьезный справочник: «археология» (англ. а rchaeology ), изучение прошлого на основе материальных остатков деятельности человека, т.е. техника обработки полученной таким образом информации и преобразования ее для изучения в рамках первобытной истории (см. Доисторический период), а при наличии также письменных источников – и древней истории (см. Протоисторический период). Методика археологии изменяется в зависимости от периода, что привело к появлению специализации по предметам, например классическая, средневековая, индустриальная археология и т.д. (У.Брей, Д.Трамп «Археологический словарь» пер. с англ. М. «Прогресс» 1990г. стр.24)

    Приведу слова Клод Леви Стросса «Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы», цитата как нельзя к месту: археология ставит перед современниками вопросы. Ответы на эти вопросы ищут специалисты смежных с археологией дисциплин (наук) и, на первый взгляд, очень далеких от нее.

    Иногда легенда, литературный источник воспринимался как объем информации и становился причиной важных археологических открытий. Пример этому жизнь и открытие гениального дилетанта – самоучки Генриха Шлимана, который поверил в реальность воспетых Гомером событий и открыл в 1870 году в Малой Азии легендарную Трою, а затем на Балканах – в Микенах, Тиринфе, Орхомене – царские дворцы и гробницы, поражавшие своим великолепием. Человек не имеющий филологического образования, тем не менее, тщательно, снова и снова перечитывал Гомера и верил в то, что сообщали древние авторы о греческой или римской старине. Его вера, талант организатора, многочисленные публикации поколебали яростных оппонентов – ученых, с возмущением отвергающие мысли «самоучки», и они потерпели сокрушительное поражение, как только была открыта Троя, о которой писал Гомер.

    Уже после его смерти было установлено, что открытые им памятники Трои, Микен, Тиринфа намного древнее того времени, к которому греки относили Троянскую войну. История эгейского мира сразу стала старше на две тысячи лет. В этих новых рамках стало возможным искать следы тех царств и народов, о чьем могуществе рассказывали мифы.

    Не менее значимы были открытия сделанные английским археологом Артуром Эвансом, 40 лет своей жизни, посвятивший археологии, и в частности, раскопкам на о. Крите. Прекрасные рельефы на вазах, миниатюрные каменные печати, красочные фрески на стенах раскопанных дворцов – все это ошеломило научный мир и всех, кому была интересна История. Информация из раскопов лилась «обильным водопадом». Многое из того, что появилось из земли, не могли понять. Так было с табличками из дворца Кносса; только после смерти Артура Эванса смогли расшифровать информацию с табличек, но этого не застал столь фанатично преданный своему делу человек.

    Возраст Баку (Крепости, как основы будущего города) также помогла определить археология, тем самым, поставив «все точки над "I"» о древности этого города.

    Сара Ашурбейли (Аллах рахмат элэсин) пишет: «Археологические исследования и раскопки… позволяют датировать старую Бакинскую Крепость как город античного периода и считать его древность более 2000 лет» (выделено мной) (С.Ашурбейли «История города Баку» Баку, Азернешр, 1992г. стр.39).

    «…Археологические данные свидетельствуют о древнетюркских племенах, населявших Апшерон и Азербайджан задолго до нашей эры» (так же, стр. 58).

    Другой, не менее известный ученый, опирающийся в своих исследованиях на археологию, пишет: «Апшерон был обитаем уже 35-40 тысяч лет назад» (Л.С.Бретаницкий «Баку» Л. Искусство, 1965 год стр.12).

    Археология таит в себе так много информации. Благодаря ей можно узнать, что ели, как охотились, на кого была организована охота в очень далекие времена. «… Наскальные изображения лова рыбы (белуги) сетями (выделено мною) в Гобустане, наличие костных остатков рыб (белуги и других осетровых) и тюленей в слоях мезолита Гобустана датируются X - IX тысячелетиями до нашей эры и являются бесспорным свидетельством наиболее развитого морского промысла для всей территории Кавказа» (Гаджиев Д.Б., Рустамов Д.Н. «Рисунки рыб в наскальных изображениях Гобустана» Баку, 1987г. стр.35).

    По времени, не столь отдаленному от нас, живущих в 2006 году, были сделаны интересные открытия. Находки на территории Крепости, открытые учеными во время своих изысканий, доказывают еще раз выводы других о древности Баку: «В 1991 году во время раскопок около Гыз Галасы на уровне скалы найдены два кремниевых отщепа, похожие на орудия труда – скребок и нож, аналогичные другим районам Азербайджана и датируемые эпохой мезолита и неолита (12-8 тысяч лет до нашей эры). Эти материалы свидетельствуют о древнейшем поселении в старой Бакинской Крепости» (Нач. Бак. Арх. Экспедиции Фархад Ибрагимов «О результатах археологических раскопок 1991г. в Баку» стр.19).

    Полуистлевшие пергаменты, заботливо укрытые в земле, в глиняных контейнерах – кувшинах (кюпах) донесли до нас многие исторические факты. А главное – дух Прошлого. Документы, дошедшие до нас, свидетельствуют: «Значение Баку, как важного порта, отмечено в старинном Атласе, составленном в 1375 году. Здесь Каспийское море называется Бакинским морем » (подчеркнуто мной) (К.Алиев «Античная Кавказская Албания» г. Баку, Азернешр, 1992 год стр.118)

    Благодаря археологии мы получаем информацию о том, где жили наши предки, как строили, из чего и как они отапливали помещение, и какой формы была их печь. На основании археологических изысканий проводимых на пласте эпохи бронзы можно проследить эволюцию многих ремесел. Археология дает нам богатейший фактический материал, отметающий так называемые «научные» тезисы лжеученых о коренных племенах, населяющих древнюю Албанию.

    Строительные навыки, приемы древних тюрков – азери не исчезли, а проявлялись во всех последующих эпохах, обогащаясь, все время новыми штрихами. В постройках доисламского периода и позже, во времена Халифата азербайджанские мастера, строители – устады обогатили исламскую архитектуру, внесли в нее все то, что смогли пронести через века: «характерно, что все гроты, где укрывался древний человек, входами обращены только на юг или на юго–восток, что давало возможность получать лучшую инсоляцию в осенний и зимний периоды» (стр.19).

    «В период ранней бронзы и энеолита жилые и хозяйственные сооружения были чаще всего круглой формы. …Материалом строительства во всех случаях служил сырцовый кирпич и глинобит. В глинобитную массу добавлялась солома, что увеличивало ее прочность. Кирпичи изготовлялись размером 40 х 40, 42 х 42 см при толщине 10-12 см… Глинобитные постройки имели чаще каменные основания (стр.22)

    «Толщина стен была различной: 18-20 см, 50-70 см, полы помещений были земляными и обмазаны глиной. Помещения отапливались глиняными очагами четырехугольной формы, а также крупными «мангалами», на которых приготовлялась пища (стр.23). «В постройках эпохи бронзы, состоящих из нескольких отделений, кирпичные перегородки были с двух сторон оштукатурены глиной. Большинство циклопических сооружений относится к эпохе бронзы и имеет утилитарное назначение и, видимо, связано со скотоводческим хозяйством отгонного типа» (стр.25).

    (К.М.Мамед заде «Строительное искусство Азербайджана» г. Баку «Элм» 1983 год).

    О древних связях Востока с Западом свидетельствуют археологические находки. В 1963 году в Испании, у Алмунесара (провинция Гранада), был найден первый архаический финикийский некрополь VIII - VII веков до н.э., ставший особенно знаменитым благодаря обнаруженным в ряде могил египетским алебастровым урнам. Позже, год спустя (1964г.) в районе устья реки Рио Велец, на холме Тосканос было обнаружено поселение финикиийцев того же периода. Такие же поселения найдены в Иберии. Таким образом, активное проникновение финикийцев в Иберию и в земли на пути к этому богатому серебром полуострову до колонизации тех же регионов карфагенянами доказано археологически.

    Среди греческих историков, писавших о Древнем Востоке, выделяется Геродот, посвятивший свой главный труд истории греко – персидских войн. В нем он, использовал рассказы проводников и жрецов, а также собственные наблюдения путешествий по Востоку. Подробно описывает природу, обычаи, религиозные верования и историю стран и народов, рассказывает о кораблестроении, водном транспорте и торговле, об одежде, пище и способах лечения. Первое подробное описание Атропатены и Албании дано в «Географии» Страбона ( I век до н.э.), где он сообщает целый ряд подробностей, рассказывает о границах Атропатены, упоминает также о ее жителях. Географ подробно останавливается на вопросах населения и территории, хозяйства, религии, обычаев.

    Интересные сведения об Атропатене и Кавказкой Албании сохранились в труде истории античности Плутарха (конец I века – начало II века н.э.). Описывая поход римлян на Атропатену, он пишет о том, что в Албании римлян встретили 60.000 пехотинцев и 12.000 конников. Следующий поход возглавил Антоний. Ему грозило такое же поражение, какое потерпел Красс. Такое положение повергло Антония в отчаяние. В это время армянский царь Артабаз, считая дело проигранным, тайно отдает приказ всем своим покинуть римлян «хотя главным виновником войны был именно он (АРМ. Царь)»Плутарх «Антоний» стр. 29).

    Голод, болезни и паника среди римского войска заставили Антония спешно покинуть Атропатену. Римляне отступали не по той дороге, по которой пришли в эту страну, полную неожиданностей. По совету проводников Антоний отступал, держась «ближе к горам, которые поднимались по правую руку». Надпись, обнаруженная археологами на камне в Гобустане оставлена римским легионером императора Доминициана в I веке н.э., когда войско римлян также возвращалось в Рим, пройдя через горы Гобустана.

    Недалеко от Гянджи, в гробницах из сырцового кирпича археологи обнаружили римские и аршакидские монеты, которые датируются I в. до н.э. – I в. н.э.

    «Большой интерес представляет выявленная во время раскопок у северной стороны Гыз Галасы на глубине 220 см. от уровня улицы оригинальная бронзовая фигурка рыбки - илл.34 (длина 82 мм., высота 45 мм., ширина спины 20 мм. и толщина 7 мм.)… Фигурка носит архаический характер, и по своей форме, по-видимому, относится к античной эпохе» (С,Ашурбейли «История города Баку» Баку, Азернешр 1992 г. стр. 29). На этой же странице: «При археологических раскопках в верхнем дворе дворца Ширваншахов был обнаружен кувшин, форма горловины которого подобна изделиям из Ялайлутепе, датируемых III - I вв. до н.э.».

    О глобальных изменениях в климате, в географии, много фактического материала предоставляет археология наземная (т.е. работы, производимые на суше) и подводная. Чаще всего подводная археология располагает более ценными находками, чем наземная. Огромное количество захоронений, курганов, гробниц (включая даже хитроумные египетские пирамиды), кладов, пострадавших от катастроф городов были разграблены еще в древности и не раз в последующие эпохи. Поэтому так важны подводные археологические исследования, так как в основном они законсервированы в глубине вод.

    «Доказательством затопления зоны между Баку и островом Беюк Зиря много веков тому назад может служить колея двухколесных арб в каменном теле острова Беюк Зиря, уходящая в море» (С.Ашурбейли «История города Баку» Баку, Азернешр 1992г. стр.34).

    Ареал распространения той или иной этнической группы в древности также помогает раскрыть археология. Лингвисты, филологи, историки, географы – одним словом ученые многих смежных и далеких друг от друга научных дисциплин благодарны археологам, их, казалось, тихой незаметной работе.

    «Древнетюркские рунические письмена, как выясняется впоследствии, распространяются на территории от Орхона до Дуная, от Якутии до Гоби, т.е. везде, где ступает нога тюрка». Илл. 18,19, 20,21, 22.

    (Ч.Каджар «Выдающиеся сыны древнего и средневекового Азербайджана» Баку «Азербайджан» 1995г. стр.69)

    Крупные археологические раскопки и дешифровка древневосточных надписей, которые производились в течении XIX века, позволили серьезнее подойти к изучению истории и культуры Древнего Востока. Несмотря на большие расстояния и труднопроходимые районы пустынь и горных массивов, отдельные древневосточные страны были связаны между собой торговыми и военными путями. Месопотамия (Шумер, Сумер) занимает исключительное важное место в истории Древнего Востока. Подлинное изучение истории и культуры древней Месопотамии началось лишь с того времени, когда стало возможным научно исследовать надписи и археологические памятники, найденные в Двуречье. Большие раскопки были произведены во второй половине XIX века в Южной Месопотамии, где были обнаружены развалины древнейших шумерийских городов, восходящих к концу I тысячелетия до н.э. Было найдено множество табличек, покрытых клинообразными надписями, в частности ценные документы экономического характера той эпохи, а в Уре (южная часть Двуречья) было раскопано множество памятников разного времени. В гробницах царя – Мескалам-дуга и царицы Шубад ( III тысячелетие до н.э.) найдено много высокохудожественных ювелирных изделий, в частности роскошная арфа, украшенная золотом, серебром и лазуритом, серебряная модель лодки, украшения, сосуды, оружие и другие предметы из золота и серебра, клинописные документы из керамики.

    Кстати, благодаря керамике и археологам до нас дошел первый алфавит.

    Вот что пишет об этом «Археологический словарь» У.Брея и Д.Трампа: «Алфавит (Alphabet), система знаков для записи, каждый из которых представляет отдельный звук. Первые алфавиты появились в Леванте около 1500г. до н.э. Один из них, угаритский, использовал клинописные буквы, для другого, южного, были изобретены новые знаки. Последний был развит и распространен финикийцами и стал прообразом всех современных алфавитов. Поскольку он предназначался для семитских языков, в нем были представлены только согласные.

    Восприняв этот алфавит в VIII веке до н.э. греки добавили в него гласные, используя буквы семитских согласных, не имевших в греческом языке, так, «алеф» передавал «а» в греческом «альфе». Различные алфавиты имеют от 20 до 30 букв, в зависимости от языка, тогда как слоговые системы насчитывают 70-90 символов, иероглифические или клинописные – несколько сот, а письмо, подобное китайскому, каждый знак которого является идеограммой, - несколько тысяч». (стр.10-11).

    Керамика, золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, твердые (изверженные) породы камня (базальт, гранит и т.д.) – одним словом материалы, не поддающиеся внешнему воздействию (или трудно поддающиеся) смогли донести до нас уровень мастерства древних, их уровень знания, опыта, интуиции. Археологические находки, изготовленные из других материалов, дошли до нас в измененном виде (железо, бронза, медь, ракушечник, эмпирические сплавы разных металлов).

    Многие археологические изыскания ставили вопросы перед учеными, будили Мысль, способствовали открытиям – двигали Науку. Археология всегда находилась на переднем крае науки и привлекала в свои ряды ведущих специалистов других научных дисциплин для выяснения вопросов, нахождения ответов, которые требует каждая археологическая находка – ибо все из Прошлого есть носитель информации , столь важной для нас, для современников, а значит и для будущих поколений.

     

    Иллюстрации к статье

     
     
    1. чайник из Тепе-Сиалка   2. чайник из Тепе-Сиалка  

    3. кр. глина, долина реки Гянджачай, 13 век до нашей эры

     
     
    4. кр. глина, долина реки Гянджачай, ханларский курган № 1, 3000 лет   5. чайник из Тепе-Сиалка   6. кр. глина, долина реки Гянджачай, курган №4, 13 век до нашей эры
     
     
    7. фрагмент штампованной керамики, энеолит   8. фрагмент штампованной керамики, энеолит   9. фрагмент штампованной керамики, энеолит
     
     
    10. фрагмент штампованной керамики, энеолит   11. рунические знаки, эпоха бронзы   12. рунические знаки, эпоха бронзы
     
     
    13. рунические знаки, эпоха бронзы   14. фрагмент штампованной керамики, 10 век, город Бейлаган   15. фрагмент штампованной керамики, 10 век, город Бейлаган
     
     
    16. фрагмент штампованной керамики, 9 век, город Бейлаган   17. фрагмент штампованной керамики, 10 век, город Бейлаган   18. рунические знаки, эпоха бронзы
     
     
    19. рунические знаки, эпоха бронзы   20. рунические знаки, эпоха бронзы   21. рунические знаки, эпоха бронзы
     
     
    22. рунические знаки, эпоха бронзы   23. фрагмент штампованной керамики, энеолит   24. фрагмент штампованной керамики, энеолит
     
     
    25. фрагмент штампованной керамики, энеолит   26. фрагмент штампованной керамики, энеолит   27. скалы Гобустана, фото автора
     
     
    28. фрагмент штампованной керамики, энеолит   29. фрагмент наскальных рисунков-пиктограмм, 45000 лет, Гобустан   30. фрагмент наскальных рисунков-пиктограмм, 45000 лет, Гобустан
     
     
    31. рунические знаки, эпоха бронзы   32. пиктограмма, древняя Албания   33. артефакт, женская фигурка из кр.гл. 1 век до нашей эры, Баку
     
     
    34. артефакт, бронзовая рыбка, Баку   35. фаянсовая тарелка, Бейлаган,12 век   36. каменные изваяния баранов в лесу Лерика, фото автора


    © Мамедов Мир-Теймур, 2006.


    наверх

    Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    2580 новых авто, 450 автосалонов - автобазар.
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.