www.graphic.org.ru - на главную страницу
галерея
www.graphic.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею

      Краткий словарь
      терминов
:

      Акварель
      Акватинта
      Гравюра
      Граттаж
      Графика
      Гуашь
      Иллюстрация
      Каллиграфия
      Карикатура
      Ксилография
      Линогравюра
      Литография
      Лубок
      Монотипия
      Офорт
      Пастель
      Плакат
      Рисунок
      Эстамп







     

Статьи и публикации  об искусстве

Статьи современных авторов:

  • Ашбель Ек. "Графический дизайн для музыкальной продукции"
  • Бумага ручной работы
  • Басе Александр. "Динамические картины". Интерьвью с художником
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
  • Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
  • Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
  • Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
  • Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
  • Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
  • Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
  • Бусыгина Ек. "Понятие символа"
  • Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
  • Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
  • Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
  • Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
  • Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
  • Жуков Денис. "Кратко о печатной графике"
  • Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
  • Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
  • Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
  • Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
  • Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
  • Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
  • Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
  • Мамедов М.-Т. "Носители информации"
  • Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
  • Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
  • Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
  • Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
  • Меликли Тофик. "Рунические памятники и культурная жизнь древних тюрков"
  • Паштов Герман. Статья о выставке художника
  • Полетаева Елена. Интервью с художницей.
  • Стрелецкая Ол. Интервью
  • Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
  • Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
  • Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
  • Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
  • Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
  • Книги и публикации (для скачивания):

  • Алпатов М. В. О композиции картины "Улочка" Вермеера Дельфтского
  • Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
  • Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
  • Витрувий "Десять книг об архитектуре" (pdf)
  • Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
  • Гумилев Н. "Письма из Парижа"
  • История визитных карточек
  • Кандинский В. "О духовном в искусстве"
  • Лесков Н. С. "О русской иконописи"
  • Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
  • Матисс Анри. "Заметки живописца"
  • Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
  • Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
  • Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
  • Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)


  • Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека ". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать для домашнего изучения.
    100 номеров журнала "Художественная галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.



    -----------------------------------------------------------------------------

    Бусыгина Екатерина "Понятие символа"

    Проживая жизнь, человек постоянно сталкивается с различными символами. События и факты, обыденность часто приобретают новую реальность благодаря наделению этой обыденности новыми скрытыми свойствами, если в картине жизни появляется что-то еще, помимо ее непосредственного и очевидного значения, то эта картина наделена символизмом, она уже становится знаком. Марк Сонье, французский исследователь символов, писал, что символы «показывают нам, что было и что будет, притом в неизменной форме».

    В приложении
    иллюстрации к тексту:
    Стандарт DIN
    Пиктограммы

    Вещь или событие, названное символом, многообразна по своей сути. Может меняться интерпретация и ассоциация, связанная с символом, но остается архетип его значения, основная посылка, на каком бы уровне не рассматривался данный символ. Например, свастика, в современном мире ставшая символом скинхедов, бывшая символом насилия в годы Второй Мировой войны и в тоже время обозначением величия одной нации, изначально свастика – знак солнца и знак движения, вращения, колеса. Символ многообразен, значения в нем содержащиеся могут быть даже противоречащими друг другу, но этим он отличается от знака, аллегории, метафоры или других этимологически близких понятий. Символ в скрытой форме содержит в себе все возможные проявления вещи и создает перспективу для ее бесконечного развертывания в мысли, перехода от обобщенно-смысловой характеристики предмета к его отдельным конкретным единочастностям. Раскрытие смыслового содержания символа может быть бесконечным, но значения, которые обретает раскрываемый символ тесно связаны с личностью самого лица, которое истолковывает символ, с намерениями человека, с его социальным, культурным и географическим окружением, с его сознанием. Например, гадальные карты Тарот австрийскими крестьянами были превращены в обычную карточную игру Тарот, но для кого-то эти карты могут представлять древнейшую эзотерическую систему обучения или связь с кабалистическими, астрологическими и другими оккультными науками. Кроме того, символ может лишиться своего тайного или явного внутреннего содержания и перестать быть символом, если, например, те же Тарот рассматривать только с художественной точки зрения, опуская их магический смысл и назначение.

    Постоянно употребляя в своей речи слова символ, знак, эмблема, миф, мы не задумываемся над их глубинным значением, над различием этих понятий. И действительно особенно трудно дать определение того, что всем понятно без дополнительных объяснений, но в этой работе я попытаюсь поставить вопрос, что же такое символ и дать на него ответ. Определение символа, данное А.Ф. Лосевым, можно прочитать в «Философской энциклопедии», том V : «символ – идейная, образная или идейно-образная структура, содержащая в себе указания на те или иные отличные от нее предметы, для которых она является обобщением и неразвернутым знаком»1. Теперь следует развернуть это определение и уяснить, что подразумевается под понятием идейная, образная или идейно-образная структура, а так же определить каким образом символ является знаком и является ли знак символом, что обобщает символ и в какой мере он является обобщением.

    Если бы нам пришлось дать краткое определение символа, над которым бы мы не долго раздумывали, то проще всего сказать, что символ, это когда А указывает на В, где А является символом В. Например, государственный флаг указывает на определенную государственную принадлежность, туча указывает на приближающийся дождь, ключ указывает на существование замка, а дверь на то, что за ней имеется пространство в которое можно войти. То есть на первом этапе знакомства с символом и предметом, который он обозначает, мы должны его зрительно воспринять. Символ основан прежде всего на живом созерцании действительности. И он всегда есть указание на что-то иное, нежели то, чем он является сам.

    Но одного чувственного восприятия для понятия символа недостаточно, восприятие символа происходит через абстрагированное мышление. Символ включает в себя все то, что характерно для абстрактного мышления, прежде всего четкое различие и противопоставление элементов действительности, четкое их объединение в синтетическое целое, обобщение данных чувственного опыта и превращение всей чувственной действительности в обобщенную закономерность. В символе абстрагирующие мышление начинает вновь возвращаться к покинутой им объективной действительности.

    История символа поражает постоянным наличием в нем именно этих трех моментов: живого чувственного созерцания, абстрактного мышления и человеческой практики, творчески переделывающей самое действительное. Символ вещи в своей основе есть отражение вещи, но не просто отражение, а такое, которое, будучи обработано средствами абстрактного мышления, вновь возвращается к этой вещи, но уже дает эту вещь в переделанной для целей человека и преображенной форме.

    Общее указывает на единичное, а единичное указывает на общее. Поэтому и символ, который уже по самой своей природе является некоей общностью, обязательно указывает на все то единичное, что под него попадает; а все единичное, на что символ указывает, обязательно свидетельствует о той обобщенной сфере, куда оно относится.

    Советский гербНам нужно дать максимально гибкое определение символа, которое бы соответствовало понятием философии и эстетики, чтобы одна цельная формулировка могла охватить то, что «в процессе исторического исследования оказывается и противоречивым и неохватным»2. Обратимся к изображению советского герба, которое раньше встречалось повсеместно, но и сейчас еще у всех в памяти. Серп и молот в составе герба являются не просто орудиями труда, которые мы связываем и крестьянством и с рабочим классом. Серп и молот по умолчанию не являются символами рабоче-крестьянской среды, так как ее символом может быть, например, плуг и отбойный молоток; коса, грабли и наковальня. Это предметы, которые могли бы быть символами при определенных условиях нашего восприятия, при оговорке считать их символами некоего другого понятия. А если такой оговорки нет, то любой предмет может быть лишь знаком, через который воспринимается иной предмет, то есть указывающим на другой предмет. Мы уже приводили в начале данной работы примеры повседневных символов, то есть того, что обычно считается людьми за символ: туча указывает на дождь, а ключ на замок, но при этом ни туча, ни ключ не являются символами для тех предметов, на которые они указывают. Они являются лишь знаками повседневности и являются знаками стабильными, неподвижными, однообразными, не влияющими на человеческую волю и не зовущими к изменению действительности. Совершенно другой подтекст мы видим в рассматриваемом знаке советского герба. Здесь серп и молот являются не только символом единения рабочих и крестьян, но от внешне видимого значения объединения, то есть реально представленных серпа и молота, лежащих один над другим, знак герба перспективно развертывает свое значение в глубь, являясь символом советского государства для нашего недавнего прошлого и несущего подтекст на будущие – устремление к мировой революции и господства рабоче-крестьянского класса над всем миром.

    Изображение герба выполнено, конечно, художественно и отвечает эстетическим требованиям, но как бы символ не был исполнен, он остается символом в любом случае, так как для его внутреннего содержания не важно художественное исполнение. Например, некоторые геометрические фигуры являются многозначными и очень глубокими символами, и эти символы используются не только точными науками, но они могут быть наполнены религиозными или мифологическим содержанием. Таковыми символами являются горизонтальная и вертикальная линии, где первая является символом земли, горизонта и связывается с женским началом; а вторая, противоположная ей вертикальная линия, обозначает горение пламени, в Индии – символ мужского начала, соотнесение этого символа с образом подтверждается многочисленными священными памятниками во имя мужских богов в виде вертикально стоящих кристаллов, обелисков или пирамид. Многосимволично изображение перекрещивающихся вертикальной и горизонтальной линий. Знак креста в различных религиях и мифологиях воспринимался по-разному, но всегда главное значение имеет его четырехконечность, цифра четыре – земная цифра, земля имеет четыре стороны света, четыре стихии, так же крест – символ страдания еще в дохристианском мире, так как жизнь на земле преисполнена страданий. Одновременно крест служит и символом возрождающейся жизни, если произрастает цветами. В христианстве этот древний символ бренности земного существования становится символом новой жизни со Христом, его победы над смертью, таким образом изменяя первоначальное значение знака креста, как знака земли, в знак обретения вечности, в дорогу нашей жизни, как часто трактуют крест западные христиане и Свидетели Иеговы, в дорогу, по которой мы идем к вечности. Рассмотрим также простые геометрические фигуры треугольник, круг и квадрат. Начиная от самой глубокой древности, эти фигуры становятся символами, и стали они ими именно благодаря своей простоте, их простота и как следствие этого – цельность восприятия, дают возможность наполнить их многообразным и динамичным содержанием. Треугольник, в зависимости от того, куда направлена его вершина, вверх или вниз, в первом случае – символ мужского начала и созидательной силы бога, во втором – знак женского начала, плодородного лона. А объединение этих двух знаков, является символом любви богов ко всему земному, объединением созидающего и порождающего начал. Квадрат, как и крест, благодаря своей устойчивости и четырехсторонности, обычно обозначает материальный мир с его четырьмя стихиями и сторонами света. Если при изображении квадрата присутствует еще и крест, то символ тяжеловесности земного, бренности жизни еще больше усиливается, напоминая крест на могиле или окно тюрьмы, если крест вписан внутрь квадрата. Но символ кардинально изменится, если крест помещается над квадратом, тогда из многих источников мы видим, как символ бренности превращается в символ надежды, в древо жизни, вырастающее из камня, алхимики так обозначали философский камень, дающий богатство и вечную молодость. Круг и все круглое, по Агриппе Неттесгеймскому, означает мир, солнце, надежду и счастье. Замечательное изобретение индийцев, пришедшее в Европу в Среднее века, ноль – окружность, которая обрисовывает пустоту. В астрологии круг с точкой в центре обозначает солнце, в алхимии – золото, розенкрейцы представляют этим знаком императорскую власть. Крест, вписанный в круг, рождает знак колеса, символ вечного движения, движения по кругу.

    Здесь мы рассмотрели символы, используемые мифологией, религией и философией, а так же встречающиеся в литературе и искусстве, но если даже оставить в стороне литературу и искусство, то никакие науки, а особенно точные науки, невозможны без постоянного и систематического использования той или другой системы символов.

    Всякий символ вещи есть, прежде всего, ее отражение, не прямое, но мыслимое нами. Все физиологические рефлексы тоже суть отражения, например отражение солнечного света от поверхности планет, отражение нашего облика в зеркале, отражение (отталкивание) пальца от горячей плиты и тому подобное, но в этих отражениях нет ничего символичного. Всякий символ указывает на некоторый предмет, выходящий за пределы его непосредственного содержания. Он всегда содержит в себе некоторого рода смысл, но не просто смысл самих вещей, отражающих друг друга. Смысл всегда указывает на нечто новое. Однако если всякий символ вещи есть ее смысл, то далеко не всякий смысл вещи тем самым есть ее символ. Смысл вещи есть нечто более общее, чем ее символ; и чтобы стать символом, он должен быть еще определенным образом разработан и организован.

    Ф.Васильев. ОттепельЯвляется ли символом вещи ее изображение? Возможно да, но только в том случае, если это изображение обладает определенным обобщением, так как всякий символ всегда есть некоторого рода обобщение. Фотография местности не является символом этой местности, так же и пейзаж с точной передачей природы или какой-либо местности не является символом этой местности, с художественной точки зрения ему, возможно, будет хватать обобщения, но это обобщение должно содержать в себе определенный смысл. Например, пейзажи Ф.А. Васильева «После дождя» или «Возвращение стада» не несут в себе иного содержания, кроме созерцания красоты природы и мастерства кисти художника. Но картина «Оттепель», тоже представляющая собой изображение природы, уже символична, так как кроме внешнего изображения природы, она передает средствами художественной выразительности чувство неустроенности человеческого бытия и внутренний драматизм. Здесь мы рассматриваем произведения, которые нарочито содержат в себе символическую подоплеку, или не содержат ее. Но нужно также обратить внимание и на те картины, символизм которых появился не по воле их создателя, но благодаря времени и оценки современников. Примером может служить картина В.Д. Поленова «Московский дворик», которая не задумывалась чем-то большим, чем просто пейзаж, изображение вида из окна на какой-то двор, залитый солнцем. Поленов не предполагал, что именно эта картина станет его знаменитым полотном и новым словом в истории развития русской пленэрной живописи. Таким образом, простой пейзаж становится символом нового витка в развитии пейзажа, и является одной из вершин пленэрной живописи, благодаря обобщению тех чаяний и исканий, которые имели место в среде живописцев второй половины 19 века.

    Символ вещи, данный при помощи какого-нибудь изображения или без него, всегда есть нечто оформленное и упорядоченное. Он содержит в себе всегда какую-то идею, которая оказывается законом всего его построения. И построение это, будучи воплощением подобного закона, всегда есть определенная упорядоченность, то есть определенным образом упорядоченный образ. Например, тройка Н.В. Гоголя в «Мертвых душах» является символов России, потому что Гоголь представляет Россию в виде несущейся безудержной тройки, он наделяет этот образ своей определенной идеей, и без нее образ уже не является символом. Тройка является символом России только в контексте произведения Гоголя, так как только там образ наполняется определенной идей и становится символичным. Таким образом, символ существует только там, где есть восприятие его идеи, возможность раскрытия этой идеи и проецирование символа на прообраз, восприятие образа через символ. Например, в Средние века в литературе существовал популярный мотив – изображение колодцев с живой водой. Он возник из сходных представлений, как сплав магически-эротических символов женского и мужского начал. На изображении эти колодцы нередко окружены невысокой оградой, как намек на скрытый смысл, который нужно распознать. Но если не знать значения этого изображения, то разгадать его не возможно, оно становится бессмысленным и символ теряет себя, то есть перестает быть символом. Для непосвященных колодец с живой водой является всего лишь изображением колодца.

    Хайме СораямаСовременное искусство фэнтази придумало доступный для всех язык символов, который не требует не специального образования, не особенного напряжения ума, чтобы связать образ с первообразом. Символы этого искусства опираются на мифологию, фантастику и бессознательные инстинкты человека, тесно переплетаясь с современностью и менталитетом современного человека, с его темпами жизни и мировоззрениями. Фэнтази, тем не менее, оперирует символами мифологии, средневековых мистерий и космических войн. Не реализм в искусстве привлекает современное общество, но возможно дальнейшее от него удаление, нагромождение фантазий, внешняя яркость, которая не тревожит ум, не трогает сердце, но дает возможность окунуться в мир собственного бессознательного, в иллюзию своих мечтаний. Здесь мы можем упомянуть художников, изображающих бессознательные человеческие инстинкты, в основном сексуальные и воинствующие, связанные с нападением и обороной, как требует творческий рынок нашего времени. Художники всего мира, не зависимо от страны проживания, славны своим молчаливым соглашением, хорошо изображать человеческую плоть и предметы реального или фантастического быта. Хайме Сораяма, Моррилл Ровена, Луис Ройо, Джулия Белл, Борис Вальехо – все они хорошо нам знакомы, так как чуть ли не каждый день мы видим книги с обложками их оформления, журналы и открытки, на которых издательства с удовольствием печатают произведения этих художников. И символы, которые наполняют картины художников фэнтази, очень просты. Во-первых, преобладание силы, не важно злой или доброй, власть сильного провозглашается главным критерием, символ этой власти – монстры и драконы, укрощаемые мускулистым героем или стройной красавицей. Во-вторых, очень важен эротический потенциал картины, эротика может быть тонкой или грубой, но должна отвечать призыву свободной любви и быть ее ярким символом, призывом не скрывать своих тайных желаний. Конечно, не скрывать своих желаний, лидерствовать и быть эгоистом нас призывает телевидение, радиовещание и другие источники информации открыто и не скрываясь за символами. Нашему времени символы, как таковые, оказываются не нужны.

    Современное общество пользуется в основном знаками, которые просты и не несут в себе многообразно раскрывающихся смыслов. Знак для современного общества удобнее, так как он лаконичен и не дает возможности размышлять, его язык конкретен. Знак доллара, знак евро, парковки, кемпинга, обеда, остановки, логотип фирмы и множество других бытовых знаков, которые предыдущие эпохи не использовали. Что же является символом для современного мира и есть ли они в современном мире, или мы лишь пользуемся тем, что изобрели наши глубокомыслящие предки?

    Мир меняется, и меняются его символы, какие-то остаются историческим достоянием, какие-то активно влияют на нашу жизнь. Прежде всего, социальные символы и символы статуса являются для нас наиважнейшими. Автомобиль уже давно стал символом определенного социального положения его владельца; телевизор приобрел статус «главного лица в доме», оракула, которому не верят и которому беззаветно поклоняются; наркотики и человек ими пользующийся, представляется нами в определенном образе грязного длинноволосого юнца, являющегося символом разложения современного общества и опасности смертельных заболеваний.

    Символы различны и многозначны, они используются человеком в различных видах его деятельности, они не обязательно объективны, но чувственны, и используются каждым человеком по-своему и с восприятием, присущем только данному человеку. Но мы все же продолжим рассматривать понятие символа, таковое, какое оно есть с научной точки зрения, отделяя его от других соседних категорий.

    Как мы уже отмечали выше, символ является знаком. Но тут следует дать определение понятию знак, и отграничить это понятие от понятия символа. Для знака, прежде всего, необходим акт полагания того, что обозначается, это мысленный акт полагания, еще не отражающий саму действительность и не указывающий на подлинную объективность. Прежде чем говорить о знаке и символе в нужном смысле слова, следует отгородиться от чистой мыслительности, которая может не только не соответствовать действительности, но и извращать ее. Поэтому во всяком символе должен присутствовать объективирующий акт, который обеспечивает для знака его отнесенность к реальным вещам. Однако эта отнесенность может иметь лишь чисто физический или физиологический смысл и не преследовать целей обозначения. Всякий физиологический рефлекс основан на объективизирующем акте нервной системы или сознания или на обратном его отражении, но здесь нет символичности. Для знака необходимо, чтобы его предмет был именно тем, что обозначается обозначаемым предметом. Необходима специальная направленность объективизирующего акта именно на данный предмет, а не вообще на какие угодно предметы, то есть необходимо намеренно выделять этот предмет среди других. Кроме того, в предмете целиком или его части нужно признавать именно то, что он обозначает, фиксировать сам факт существования этого предмета. Такое полагание вносит в символ его смысловую определенность. Чтобы вполне определиться с понятием символа, нам нужно рассмотреть еще некоторые акты, которые определяют символ. Бытие символа определяет обозначение предмета, который является символом. Обозначающее сознание входит в настолько близкое соприкосновение с обозначаемым предметом, что между тем и другим уже исчезает всякое различие. Сознание, осмысливающие обозначение остается самим собою, поскольку оно не только обозначает, но обладает и всеми другими актами сознания. Однако тот его момент, который является обозначающим, обязательно входит в полное тождество с обозначаемым, иначе он будет обозначать не то, что фактически обозначается, но что-нибудь совсем иное, то есть разрушится сам акт обозначения. Описанный выше акт, назовем актом сигнификативным, в котором впервые осуществляется полноценный акт обозначения. Устойчивая структура этого акта и есть знак. Следовательно, если символ есть знак, то ему присущи все свойства знака. Он не является чувственным представлением или ощущением вещи, он не является мышлением вещи, ни ее понятием или объективирующем полаганием, ни мысленным ее утверждением или словом о вещи. Символ – это арена встречи обозначающего и обозначаемого, которые не имеют ничего общего между собою, но в то же самое время он есть сигнификация вещи, в которой отражается то, что по своему непосредственному содержанию не имеет ничего общего между собою, а именно символизирующее и символизируемое. Символ и знак является символизирующим и обозначающим только при условии функционирования все тех актов, которые были описаны выше. Но все акты, приписанные символу, являются лишь результатом чисто умственного анализа, и символ нами воспринимается просто как символ на подсознательном уровне, когда мы понимаем, что нечто обозначает другое нечто и является для нас понятным предметом, где через обозначаемое мы конкретно видим обозначенное, и это обозначенное является для нас значащей вещью.

    Как мы уже определили выше, символ является знаком. Но это не означает, что любой знак также является символом. Знак вещи или события есть указание на их смысл. Знак есть не просто смысл, а такой смысл, который осуществлен, воплощен или дан на каком-нибудь другом субстрате, не на том, который является субстратом осмысляемых вещей или событий. Этих примеров можно привести множество, так как символ обычно нечто иное, чем обозначаемый им предмет. Символ нового года и Рождества – наряженная елка, символ какого-то торжественного события – цветы, символ супружеской жизни – кольца на безымянных пальцах, символ траура – черный цвет, символ богини Афродиты – коза и роза, символ христиан и христианства – рыба, якорь и корабль. Везде в этих случаях символы являются либо вещами неорганической природы, либо растениями, животными, либо какими-то предметами, то есть по своему субстрату не имеют ничего общего с тем, что они обозначают, а обозначают они в основном человека или его представления. Следовательно, если символ есть знак, то и символ базируется на совершенно другом субстрате, не на том, который он символизирует. В символе смысл некоего предмета переносится на совершенно другой предмет, и только в таком случае этот последний может оказаться символом первичного предмета. А смысл, перенесенный с одного предмета на другой, так глубоко и всесторонне сливается с этим вторым предметом, что их уже становится невозможно отделить один от другого. Символ в этом смысле есть полное взаимопроникновение идейной образности вещи с самой вещью. В символе обязательно присутствует тождество, взаимопронизанность означаемой вещи и означающей ее идейной образности. В символе означающее и означаемое обязательно смыкаются в одной точке, как бы различны ни были сами по себе. По своему субстрату они – разные, а по своему смыслу они – одно и тоже.

    Выше мы пытались осветить понятие символа и рассмотреть его с возможно большей аккуратностью, как того и требует многозначность и сложность определения. И можем сделать краткий вывод с обобщенной формулировкой понятия символа. Символ для обозначаемого им предмета является его смыслом и обобщением, он заключает в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания свернутых в нем смысловых содержаний, в скрытой форме содержит в себе все возможные проявления вещи и создает перспективу для ее бесконечного расширения и углубления в мысли. Символ для обозначенной им вещи является ее законом и закономерной упорядоченностью, ее внутренним и внешним выражением, оформленным согласно общему принципу ее конструирования. Символ также является структурой символизируемого предмета и ее знаком и тождеством, взаимопронизанностью означаемой вещи и обозначающей ее идейной образности. Это определение символа граничит с другими сходными символу понятиями, такими как художественный образ, аллегория, метафора, эпитет или олицетворение, но не обходимо отделять понятие символа от других категорий. В отличие от аллегории, где образ играет подчиненную роль и выступает как иллюстрация некоей идеи и образа. Не является символ и персонификацией или схематическим олицетворением отвлеченного понятия. В персонификации значение образа не выходит за пределы олицетворяемой им абстракции, тогда как символический образ полностью сохранил свою самостоятельность, не сводим к абстракции. Метафора также не является символом, так как в ней образ носит совершенно самостоятельный характер и не указывает на какую-либо, хотя бы и многозначную идею предмета. Условный характер символа отличает его от мифа.

    Область применения символа широка, помимо религии и искусства, термин «символ» употребляется так же и в науке, особенно в логике и математике. Кроме того, мы постоянно встречаемся с символами в нашей жизни и любим ими пользоваться, привыкнув к ним и воспринимая их как часть нашей жизни, которая без символов, конечно, была бы намного беднее.

    Сноски:

    1. «Философская энциклопедия», т. 5. – М.: «Советская энциклопедия», 1970.

    2. А.Ф. Лосев. «Философия. Мифология. Культура». – М.: Политиздат, 1991, стр. 252.

     

    Приложения

    Символьные обозначения. Немецкий стандарт DIN.

    Ручной режим Автоматический режим Кинопленка Съемка на рентген-аппарате
    Контраст Ближний свет фары Защищать от рентгеновских и солнечных лучей Выключение

    Примеры использования символов стандарта DIN в медицинской технике:


    Пиктограммы

    Понятными, образными и простыми должны быть иконки на кнопках программных продуктов и сайтов. Вот несколько примеров удачных и красивых символьных решений:

    При создании иконки важно использовать узнаваемый, даже шаблонный образ. От этого художественное решение не проиграет. В случае с прикладной графикой образность и понятность стоит на первом месте, а затем уже вопрос эстетизма. В этом простота и сложность иконки. Сделать узнаваемо, как у всех и вместе с тем индивидуально.

    Для примера привожу трансформацию пиктограммы "корзина" ("trash") от ее стандартного вида в Windows XP до самых изощренных дизайнерских выдумок, создающих собственный стиль Windows XP.


    Полная Пустая
        
    Полная Пустая

    Единый стиль при создании иконок к программам

    Самая важная иконка - иконка запуска программы. Она повторяется или обыгрывается в увеличенном виде в заставке и отражает направленность и общий стиль программы. Для создания группы иконок к программам, особенно если у компании несколько продуктов на выпуск, важна какая-то повторяющаяся особенность, которую мы называем единым стилем.

    Например Adobe делает иконки к своим программам нарядными, с мелкими деталями. Связь разных иконок, относящихся к одной программе, идет посредством одного выбранного элемента. Например в Illustrator'e это хризантема, в Bridge ракушка, в Photoshop'e перо. И все вместе - это элементы изящные, эстетичные, что подчеркивает назначение программ - быть помощниками художникам и дизайнерам.

    Компания Macromedia выбрала стилем своих иконок - круг, и все продукты Macromedia имеют круглую иконку запуска, а вспомогательные файлы, относящиеся к программам, помечены маленьким кругом. Так как у Macromedia несколько программных продуктов, а все иконки круглые, дизайнеры окрасили иконку, заставку и интерфейс каждой программы в свой цвет. Например Dreamweaver берет за основу зеленый цвет, Flash - красный, Extension Manager - фиолетовый.

    Узнаваемы иконки компании Corel. Здесь дизайнеры, как и для похожих программных продуктов других компаний, выбрали определенный знак и варьировали его цвета. Знаком является пятно, или, как его называют психологи, тест Роршаха. Дизайнеры, видимо, имели ввиду не тест, а сложность и красоту пятна, подчеркивающего художественное предназначение программы.

    В программе Bryce, той же компании, иконки специально не рисовались, но созданы в самой программе, которая предназначена для рисования пейзажей и простейших 3d-объектов. Иконки содержат упрощенный пейзаж и различные 3d-объекты, что наглядно показывают назначение программы.


    Список использованной и рекомендуемой литературы:

    •  Лосев. А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. – М., 1995.

    •  Лосев. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991.

    •  Философская энциклопедия. Т.5. – М.: «Советская энциклопедия», 1970.

    •  Энциклопедия символов. В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Гововин./пер. с нем. – Г.Гаева. – М.: «Крон-Пресс», 1998.


    © Бусыгина Екатерина, 2004, 2006.


    наверх

    Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.