Сухая кисть (англ. Drybrush) — живописный и графический
приём в изобразительном искусстве. В основе этой техники лежит использование
масляной краски, которая растирается кистями на бумаге (можно также
использовать холст, негрунтованное полотно и т. д.).
Популярность и развитие этой технике дали художники, рисовавшие
портреты на ул. Арбат в Москве и в курортный сезон на побережье.
На Арбате техника рисования сухой кистью на бумаге появилась в середине
1980-х годов. Дал ей начало один из художников Арбата - Акоп. Он
стал первым работать в этой, доселе не виданной и эффектной технике
на Арбате. Многие Арбатские художники пытаясь повторить стиль техники
пробовали растирать на бумаге гуталин.
В оригинале используется масляная краска: сажа газовая или тиоиндиго.
Дело в том, что классическая живопись маслом на холсте — трудоёмкий
и длительный процесс, а технология сухой кисти позволяет выполнять
портрет маслом или рисунок в течение нескольких часов, а быстрый
набросок или шарж — за несколько минут. Эта техника позволяет добиваться
детализации форм, достигая фотографического эффекта. Графика сухой
кистью не требует закрепления, так как масло в нанесённой на поверхность
краске высыхает и частично впитывается.
Эта техника уступает в диапазоне возможностей классической живописи
маслом, поэтому некоторыми художниками так же используется смешанная
техника с различными сочетаниями живописных и графических материалов.
В качестве красителя можно использовать и другие материалы — например,
тушь, темперу, акрил.
В качестве разбавителя для масляной краски используется солярка,
скипидар, масло, а для туши и темперы — вода.
Основой приёма в технике сухая кисть является применение очень незначительного
количества связующих веществ (вода, масло), так, чтобы кисть оставалась
почти сухой.
Технологией письма сухой кистью пользовались ещё в 14 в. н. э. китайские
художники, изображавшие чёрно-белые пейзажи. Материалами в этих
работах были китайская тушь, вода и бумага. Они использовали кисти
разной формы и длины, которые благодаря технике сухая кисть оставляли
на бумаге специфическое игольчатое письмо, образуя своеобразную
фактуру.
Бесплатные уроки от Татьяны Артыковой. Урок 1. Постороение головы в анфас и повороте в три-четверти.